http://www.dogswar.ru/images/stories/pyshki/r-11-1.jpg

4 декабря 1950 г. вышло Постановление Совмина, санкционировавшее начало работ по теме «Н2» - создание ракет на высококипящих компонентах топлива. В ноябре 1951 г. ОКБ-1 НИИ-88 (главный конструктор С.П. Королев) был завершен эскизный проект одноступенчатой ракеты Р-11. Постановлением Совмина от 13 ноября 1953 г. было решено серийное производство ракет Р-11 развернуть на заводе №385 в г. Златоусте, возложив обеспечение работ на СКБ-385. Своим ответственным представителем в СКБ-385 Королев назначил Макеева. 11 марта 1955 г. приказом министра оборонной, промышленности Д.Ф. стинова В.П.Макеев был назначен главным конструктором СКБ-385 и одновременно заместителем, главного конструктора ОКБ-1 С.П.Королева по ракете Р-11.

Ракета имела инерциальную систему управления. Боевая часть была фугасного типа и содержала 535 кг взрывчатого вещества. Однокамерный жидкостный реактивный двигатель С2.253 с вытеснительной подачей топлива был разработан в ОКБ-2 (главный конструктор А.И. Исаев). В двигателе в качестве окислителя использовалась азотная кислота АК-2И, основным горючим был керосин, а пусковым горючим - ТГ-02 «Тонка». Органами управления ракеты служили поворотные газоструйные рули.

Первый этап летных испытаний в объеме пусков 10 ракет Р-11 прошел с 18 апреля по 2 июня 1953 г. на полигоне Капустин Яр. Пуски ракет Р-11 с головной частью весом 540 кг производились на дальность 270 км (4 ракеты) и 250 км (6 ракет). Первый успешный пуск ракеты состоялся 21 мая 1953 г. Пять ракет достигли района цели (четыре, запущенные на дальность 270 км, и одна - на дальность 250 км), три ракеты не достигли цели, два пуска были аварийными (первый - из-за неисправности системы управления ракета упала на расстоянии 765 м от пускового стола; девятый - из-за не герметичности двигательной установки).

http://www.dogswar.ru/images/stories/pyshki/r-11-2.jpg

Второй этап летных испытаний, также в объеме 10 пусков, был проведен на том же полигоне с 20 апреля по 13 мая 1954 г. Из десяти пусков ракеты Р-11 девять достигли дальности 270 км с вероятным отклонением по дальности 1,19 км (по тактико-техническим требованиям - 1,5 км) и боковому отклонению 0,66 км (по тактико-техническим требованиям - 0,75 км). Авария произошла на шестом пуске 5 мая 1954 г. на 80-й секунде вследствие выхода из строя автомата стабилизации по всем каналам. В декабре 1954 г. - январе 1955 г. проведены пять успешных пристрелочных испытаний. Ракета Р-11 после 10 зачетных испытаний, проведенных в январе - феврале 1955 г., была принята на вооружение 13 июля 1955 г. с индексом ГАУ 8А61. Однако фактически ракета 8А61 в войска не поступала.

26 августа 1954 г. вышло Постановление Совмина о создании на базе ракеты Р-11 ракеты - носителя ядерного заряда для сухопутных войск. Новая ракета получила индекс Р-11М. Основным ее отличием была боеголовка, оснащенная спецбоеприпасом «РСД-4» мощностью 10 кт. Принципиальные различия были в наземном оборудовании комплекса. При транспортировании ракета Р-11 перевозилась на полуприцепе с автомобилем типа ЗИС-151, время перехода из походного положения в боевое составляло около 3,5 часа. Запуск ракет производился с пускового стола, который в походном положении перевозился на автомобиле. Установщик ракеты был сделан на шасси тяжелого артиллерийского тягача. Для ракет Р-11М была создана специальная самоходная пусковая установка (СПУ), что резко повысило мобильность комплекса, а время перехода из походного положения в боевое сократилось до 30 минут. Летные испытания ракета Р-11М прошла в три этапа с 30 декабря 1955 г. по 11 апреля 1957 г. Всего было произведено 22 пуска. В начале 1958 г. проведено пять зачетных пусков, и Постановлением Совмина от 1 апреля 1958 г. Р-11М была принята на вооружение под индексом 8К11 в качестве оперативно-тактической ракеты сухопутных войск.

Самоходная пусковая установка «объект 803» была разработана в 1955–1956 гг. на ленинградском Кировском заводе под руководством К.Н. Ильина. СПУ установлена на шасси артиллерийской установки ИСУ-152К. Вес СПУ 40 т, максимальная скорость хода 42 км/час. Отличительной особенностью конструкции явилось то, что ракета в походном положении лежала на характерной трубчатой стреле, напоминающей своими контурами остов лодки. Перед пуском ракета приводилась в вертикальное положение и устанавливалась на консольно закрепленный на корме пусковой стол. СПУ «объект 803» получила индекс 8У218 и серийно выпускалась Кировским заводом с 1959 г. «Объект 803» был снят с производства по Постановлению Совмина № 1116 от 10 октября 1962 г.

http://www.dogswar.ru/images/stories/pyshki/r-11-3.jpg

20 августа 1957 г. вышел приказ министра оборонной промышленности о передаче двух ракет Р-2 Китаю. В дальнейшем туда передали и Р-11. В 1960–1961 гг. в КНР было сформировано 20 полков с ракетами Р-2 и Р-11. В мае 1955 г. на базе артиллерийской бригады большой мощности Воронежского военного округа была сформирована 233-я инженерная бригада РВГК. Первоначально она была вооружена ракетами 8А61, а затем — ракетами 8К11. В августе 1958 г. из подчинения заместителя министра обороны СССР по специальному вооружению и ракетной технике в состав Сухопутных войск были переданы «инженерные бригады РВГК», оснащенные принятыми на вооружение в 1955 г. управляемыми ракетами Р-11М. Это были следующие соединения:
- 77-я инженерная бригада РВГК (сформирована в 1953 г. на полигоне Капустин Яр и по завершении формирования и подготовки дислоцирована в Прикарпатский военный округ. При формировании в 1952 г. бригада оснащалась ракетами Р-2 - вариант ФАУ-2);
- 90-я инженерная бригада РВГК (сформирована в 1952 г. на полигоне Капустин Яр и по завершении формирования и подготовки дислоцирована в Киевский военный округ. При формировании в 1952 г. оснащалась ракетами Р-2);
- 233-я инженерная бригада РВГК (сформирована в 1955 г. на базе кадров артиллерийской бригады РВГК Воронежского военного округа).
Формировавшиеся во второй половине 1940-х годов - начале 1950-х годов ракетные соединения именовались «бригадами особого назначения РВГК». а с 1953 г. - «инженерными бригадами РВГК».

Тактико-технические характеристики ракет Р11 / Р11М
Модификации ракет:

- Р-11 (8А61) - с фугасной головной частью, пуск со стартового стола 8У28, 1955 г.
- Р-11М (8К11) - с ядерной головной частью, пуск с самоходного стартового агрегата 8У218, 1958 г.
- Р-11МУ "Урал" (8К12) – проект модернизации, разработка с 1957 г.
- Р-11А (В-11А) – геофизическая ракета, испытания с 1958 г.

Оперативно-тактическая ракета Р-11 (8А61).
Код НАТО – SS-1b “Scud A”.
Экспортное наименование - Р-150.
Разработчик – ОКБ-1 НИИ-88. Изготовитель – завод № 385 (1953-1959 гг.) и №285 (1958-1959 гг.)
Разработка с 04.12.1950 г. Испытания с 18.04.1953 г (35 пусков). Принята на вооружение 13.07.1955 г.
Дальность стрельбы – 60-150 (до 270) км. Высота траектории – 78 км.
Боевая часть – фугасная, массой 690 (от 540 до 1000) кг, масса ВВ – 535 кг.
Система управления – инерциальная, КВО – 3000 м (+-1100 м по дальности и +-1050 м по курсу для 65% пусков).
Масса: стартовая – 5,337-5,35 т, сухая – 1,336 (1,645) т., топлива – 3,664 (3,705) т.
Размеры: длина – 10,424 м, диаметр – 0,88 м, размах стабилизатора – 1,8 м.
Число ступеней – 1. Двигатель – ЖРД С2.253 (8Д511), тягой у земли – 8,3 т., в пустоте – 10,3 т. Время работы - 90 с.
Компоненты ракетного топлива: горючее – Т-1, окислитель – АК-20Ф, пусковое горючее – ТГ-02.
Скорость полета – 1430-1500 м/с. Время полета на полную дальность – 5 мин 20 с.
Пуск – с наземного стартового стола 8У28. Время подготовки к пуску – 3,5 часа.
Транспортировка – на полуприцепе-лафете автомобилем ЗиС-151 (ЗиЛ-157В).
Установка - подъемник-установщик 8У227 на шасси тяжелого артиллерийского тягача АТ-Т.

Оперативно-тактическая ракета Р-11М (8К11).
Возможный индекс - 2К3
Возможное наименование - "Земля"
Экспортное наименование - Р-170.
Разработка с 26.04.1954 г. Испытания с 30.12.1955 г (27 пусков). Принята на вооружение 01.04.1958 г.
Производство на заводе №285 с 1959 г.
Дальность стрельбы – 60-200 км.
Боевая часть
– ядерная 3Н10 с зарядом РДС-4 мощностью 10, 20 и 40 кТ, массой 265 кг;
- фугасная массой 600-690 (до 1000) кг.
КВО - до 600 м.
Масса: стартовая – 5409,6 кг, сухая – 1990,1 кг, топлива и воздуха – 3419,4 кг.
Длина - 10,344 м.
Пуск – с подвижной пусковой установки 8У218.
Время подготовки к пуску – 30 минут.

Стартовый агрегат 8У218 "Тюльпан" (объект 803).
Разработчик – СКБ Кировского завода. Разработана в 1955-1956 гг. Главный конструктор – К.Н. Ильин.
Изготовитель – завод № 47. Серия с 1959 по 1962 гг., выпущено 56 ед.
База – ИСУ-152К.
Время подготовки к пуску – 30 минут.
Расчет – 5 чел.
Вес – 40 т.
Скорость: без ракеты – до 42 км/ч. Запас хода – 300 км.