http://www.dogswar.ru/images/stories/pyshki/MIM-72-Chaparral-3.jpg

Самоходный зенитный ракетный комплекс малой дальности MIM-72 / M48 Chaparral разработан в начале 60-х годов корпорацией "Филко-Форд" (ныне "Lockheed Martin Aeronutronic") и состоит из модифицированного гусеничного грузового транспортера M548 (представитель семейства боевых и вспомогательных машин, разработанных на базе бронетранспортёра M113) с пусковой установкой зенитных ракет, расположенной на кормовой платформе, и четырех готовых к пуску ЗУР "земля-воздух" (по две с каждой стороны пусковой установки). В горизонтальной плоскости пусковая установка вращается на 360", угол склонения ракет составляет -5', угол возвышения +90°. К началу 1996 года было выпущено 700 ЗРК MIM-72 Chaparral, которые эксплуатируются не только в армии США, но и за рубежом.

http://www.dogswar.ru/images/stories/pyshki/MIM-72-Chaparral-1.jpg

Стандартная конфигурация боевой машины ЗРК MIM-72 Chaparral состоит из двух главных элементов: гусеничного шасси M730, созданного на базе M548, и пусковой установки M54. Экипаж — 4 человека: командир отделения (в ходе боя производит селекцию целей, их идентификацию и определяет порядок обстрела цели), старший стрелок (работает с пусковой установкой и управляет станцией, а в случае необходимости заменяет командира), водитель (наблюдает за воздушной обстановкой и при необходимости выполняет роль радиооператора) и второй (резервный) стрелок, задача которого — нахождение цели. При необходимости состав экипажа позволяет вести боевую работу в течение 24 часов и более.

Максимальная дальность наклонной стрельбы ЗСУ MIM-72 Chaparral достигает 6000 м. Наиболее эффективно он поражает воздушные цели на высотах от 50 м до 3000 м. При отсутствии угрозы воздушного нападения и необходимости отражать огнём самолеты противника, над пусковой установкой монтируются дуги, которые затем накрываются брезентовым чехлом, и монтируется кабина механика-водителя. В результате ЗРК внешне выглядит как стандартный армейский грузовой гусеничный бронетранспортёр M548. В случае тревоги пусковая установка расчехляется, дуги крепятся в носовой части машины, кабина механика-водителя закрывается защитным пламеотражательным щитом и ЗРК переводится в состояние боевой готовности.

Информация о техническом состоянии ракеты и комплекса отображается на панели управления с помощью переключателей и индикаторов, что позволяет контролировать подготовку систем комплекса, производить выбор ракеты для стрельбы, определять последовательность их старта, а также производить тестирование систем боевой машины. Каждая ракетная пусковая установка имеет оборудование системы "свой—чужой".

http://www.dogswar.ru/images/stories/pyshki/MIM-72-Chaparral-2.jpg

ЗУР "Chaparral" выполнена по схеме "утка", имеет две пары рулей управления, расположенных в передней части ракеты, и четыре жестко установленных крыла - в задней части на двух из которых симметрично размещены роллероны для уменьшения угловой скорости крена. На пусковой направляющей ракета установлена с помощью кронштейнов, жестко закрепленных на корпусе ракетного двигателя. На пусковой установке находится четыре ракеты в боеготовом состоянии, еще восемь ракет — в боезапасе. В настоящее время разработано несколько вариантов ЗУР " Chaparral". Все варианты ракеты имеют одноступенчатый твердотопливный ракетный двигатель. Сигнатура комплекса в условиях боевого применения уменьшена в результате использования малодымного двигателя в последних вариантах ракет

Базовый вариант ракеты MIM-72A имеет диаметр корпуса 127 мм, длину- 2604 мм, размах крыла-631мм. и массу 85 кг. Боевая часть (БВ) ракеты массой 11,2 кг оснащена бризантным взрывчатым веществом (ВВ). Ракета MIM-72A имеет эффективную дальность стрельбы от 500м до 6000м (максимальная дальность полета ракеты составляет 9300м при продолжительности полета в 22с). Досягаемость по высоте составляет от 15м до 3000м. Контактный взрыватель гарантирует, что подрыв боевой части произойдет и без прямого попадания ракеты в цель. Использование в ракете принципа "выстрелил-забыл" позволяет после окончания стрельбы по одной цели начать поиск другой, осуществить ее захват и уничтожить, не дожидаясь поражения первой цели. Темп стрельбы комплекса составляет 4 ракеты в минуту, с полным временем перезаряжания 5 мин.

Шасси М730 имеет моторный отсек и отделение для боевого расчета. Его места располагаются в передней части шасси по боковым сторонам. Шасси оборудовано торсионной подвеской и водительской ИК-системой наблюдения. Шасси является амфибийным, в качестве движителя на воде используются траки. Пусковая установка и станция управления, объединенные в М54, состоят из двигателя с электрическим генератором, места для хранения ракет, мест расположения экипажа и другого необходимого оборудования, а также пусковой платформы. Отделение для старшего стрелка, расположенное в башне, оборудовано кондиционером и регулируемым сиденьем. Как и у всех армейских систем, шасси имеет фильтро-вентиляционную установку. Двигатель может быть бензиновым (M48 и M48A1) или дизельным (M48A2 и M48A3), совместно с генератором они обеспечивают электропитанием все оборудование. При выходе из строя энергоблока боевая работа может быть продолжена на короткое время благодаря бортовым аккумуляторам.

В качестве силовой установки на машине установлен шестицилиндровый V-образный дизельный двигатель жидкостного охлаждения 6V53 фирмы "Детройт дизель". При 2800 об/мин он развивает мощность 154 кВт и обеспечивает движение по дорогам с твёрдым покрытием с максимальной скоростью 67,2 км/ч.

Ходовая часть ЗРК MIM-72 Chaparral осталась такой же, как у грузового транспортера M548, пять обрезиненных опорных катков большого диаметра (на борт), ведущие колеса переднего и направляющие колеса заднего расположения.

Зенитный ракетный комплекс MIM-72 Chaparral может вплавь преодолевать водные преграды. Движение на воде обеспечивается путём перематывания гусениц, при этом машина развивает скорость до 6 км/ч. Самоходный ЗРК оборудован прибором ночного видения, который установлен на рабочем месте механика-водителя и обеспечивает вождение в условиях ограниченной видимости. В носовой части машины имеется лебедка, приводимая в действие от двигателя.

ЗРК MIM-72 Chaparral, состоящие на вооружении американской армии, оборудованы системой FLIR, которая установлена на левой стороне пусковой установки и обеспечивает обстрел целей в ночное время. В соответствии с программой усовершенствования самоходной базы, разработано новое шасси которое получило обозначение M730A1. Его главной отличительной чертой является применение более мощного 202-киловатного дизеля 6V53T фирмы "Детройт дизель", сблокированного с автоматической трансмиссией Х-200-4.

В настоящее время ЗРК MIM-72 Chaparral больше не производится. Он состоит на вооружении армий США, Египта, Израиля, Марокко, Португалии, Тайваня и Туниса. В боевых условиях ЗРК MIM-72 Chaparral, был впервые применен израильской армией на Голанских высотах, где он поразил самолет МиГ-17 на последнем этапе войны 1973 года, и в 1982 году во время израильской оккупации Ливана - по сирийскому самолету.

Тактико-технические характеристики ЗРК MIM-72 Chaparral
Боевая масса, т 13,024
Экипаж, чел. 5
Габаритные размеры, мм:
длина 6060
ширина 2690
высота с дугами 2680
высота в боевом положении 4021
клиренс 400
Бронирование нет
Вооружение ПУ с 4 ЗУР Chaparral
Боекомплект 12 ЗУР Chaparral
Двигатель «Детройт дизель» 6V53, б-цилиндровый V-образный дизель жидкостного охлаждения, мощность 154 кВт при 2800 об/мин
Удельная мощность двигателя, кВт/т 11,8
Удельное давление на грунт, Мпа 0,056
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 67,2
Запас хода по шоссе, км 504
Запас топлива, л 401
Преодолеваемые препятствия:
подъем, град. 30
высота стенки, м 0,62
ширина рва, м 1.68
глубина брода, м плавает