http://www.dogswar.ru/images/stories/pyshki2/Model-56-01.jpg

Альпийские войска всегда были особой заботой командования сухопутных войск Италии. И всегда им требовались орудия компактные и легко транспортируемые. Полученные от США 105-мм гаубицы M101 тут явно не подходили. Да и 120-мм минометы не могли решить всех задач горной артиллерии. Легкая горная гаубица должна была обладать не только необходимым сочетанием могущества и подвижности, но и должной универсальностью, ведя навесную или настильную стрельбу, скорострельностью и в то же время - с учетом состояния экономики - быть достаточно дешевой. Последнее достигалось использованием стандартных боеприпасов и конструктивных элементов, недефицитных материалов. Компания «OTO Melara» начала разработку в 1950 году. В 1956-м был представлен прототип, вскоре принятый на вооружение под обозначением Modelo 56 (Mod 56). Серийное производство «OTO Melara» организовала на заводе в Специи.

Гаубица имеет скрепленный ствол длиной 14 калибров. Для уменьшения энергии отката ствол снабжен съемным дульным тормозом (пятикамерным у ранних партий, четырех-камерным у поздних). Затвор - клиновый вертикальный. Ударный механизм взводится автоматически или вручную. Спуск возможен спусковым рычагом или с помощью шнура. Лафет включает верхний и нижний станки, соединенные вертикальной осью. Противооткатные устройства компактно смонтированы под стволом в два ряда - в верхнем два цилиндра гидропневматического тормоза отката, в нижнем - два накатника и тормоз наката. Уравновешивающий механизм включает две вертикальные винтовые пружины. Нижний станок снабжен раздвижными складными коробчатыми станинами и колесами с широкими пневматическими шинами. Шарнирный «перелом» станин в вертикальной плоскости и установка колес на кривошипах позволяют менять высоту линия огня в широких пределах.

http://www.dogswar.ru/images/stories/pyshki2/Model-56-02.jpg

Для «гаубичной» стрельбы под углами возвышения до +65' орудие приподнимается, для стрельбы прямой наводкой (по танкам, например) опускается на минимальный клиренс для лучшей устойчивости. Правда, «пушечная» стрельба допустима лишь при необходимости - при столь коротком стволе дальность прямого выстрела и меткость невелики. Для навесной стрельбы используется панорамный прицел, установленный слева от люльки ствола, для стрельбы прямой наводкой - телескопический прицел, установленный справа. Складывание станин втрое позволяет уменьшать длину орудия при буксировке. Станины снабжены двумя комплектами сошников для разных грунтов. На лафет крепится небольшой съемный бронещит. Как и большинство горных орудий, Mod 56 разбирается для транспортировки. Всего получается 11 вьюков массой до 122 кг, что позволяет транспортировать их не только легкими автомобилями или мулами, но и пешком, правда - на небольшие расстояния.

Разборка орудия у тренированного расчета занимает три минуты, сборка -четыре. Орудие может буксироваться автомобилем (например, «Ленд Ровер»), перебрасываться вертолетом типа UH-1, десантироваться парашютным способом. Для стрельбы используются унитарные 105-мм выстрелы американской серии М1, а также выстрелы итальянской разработки. Правда, при укороченном стволе возможности выстрела используются не полностью, но на это пошли ради снижения массогабаритных характеристик. Кумулятивный снаряд M67 пробивает броню всего до 102 мм. Приняты и более эффективные кумулятивные выстрелы, но в целом «противотанковая» роль гаубиц Mod 56 осталась незначительной. Для увеличения дальности стрельбы до 13 км был разработан активно-реактивный снаряд.

Поставки 105-мм гаубиц Mod 56 начались в 1957 году и совпали с реорганизацией итальянских альпийских войск. В артиллерийский полк альпийской бригады включали три-четыре дивизиона, в каждом - сначала две, затем три шестиорудийные батареи 105-мм гаубиц. Для буксировки использовались 0,75-т джипы, для перевозки во вьюках - мулы или трехколесные автомобили «Мото Гуцци Муло Мекканико». Легкая гаубица, перебрасываемая средним вертолетом, оказалась успешной и на внешнем рынке: если для итальянской армии было изготовлено 320-360 орудий, то общий выпуск составил около 2400 шт.

Среди покупателей оказались Великобритания, Франция, ФРГ (для горных частей), а также Австралия, Аргентина, Бельгия, Бразилия, Венесуэла, Замбия, Индия, Ирак, Испания, Канада, Малайзия, Мексика, Нигерия, Новая Зеландия, Пакистан, Перу, Португалия, Родезия, Саудовская Аравия, Судан, Таиланд, Филиппины, Чили, Эквадор - всего более 30 стран. В ФРГ Mod 56 переоснастили однокамерным дульным тормозом. Британская морская пехота использовала 105-мм Mod 56 в 1964-1966 годах на Борнео, в 1964-1967 годах - в Южном Йемене. На Фолклендах в 1982 году Mod 56 использовали аргентинские части против британцев. 105-мм горные гаубицы были у австралийцев в Малайзии в те же 1964-1966 годы, у австралийцев и новозеландцев во Вьетнаме в 1965-1967 годах.

Технические характеристики гаубицы Mod 56
Калибр, мм 105
Масса в походном положении , кг 1290
Длина, м 3,65
Ширина, м  1,5
Высота, м  1,93
Угол вертикалого наведения, град. -5°.. +65°
Угол горизонтального наведения, град. 360°
Максимаьная дальность стрельбы, м 10575