http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet3/Mohajer-6-01.jpg

Qods Mohajer-6 - это многоцелевой БПЛА среднего класса, способный нести полезную нагрузку в виде многоспектрального комплекса наблюдения/разведки и/или до четырех высокоточных боеприпасов. По состоянию на февраль 2018 года для Сухопутных войск КСИР было изготовлено 10 единиц, а для ВМС КСИР запланировано производство 40 единиц. БПЛА Mohajer-6 дополняет более крупный БПЛА Shahed 129, которые также стоят на вооружении третьго отделения КСИР. Qods Mohajer-6 является новейшая версия БПЛА из семейства дронов "Mohajer", которая была впервые анонсирована в 2016 году и запущена в серийное производство в 2018 году. Впервые этот беспилотник был официально представлен в апреле 2017 года во время визита президента Ирана на Выставку оборонных достижений Министерства обороны. 05 февраля 2018 года Министерство обороны Ирана представило беспилотник Qods Mohajer-6, оснащенный высокоточной бомбой Qaem, во время церемонии по случаю 40-летия победы Исламской революции, на которой присутствовал бригадный министр обороны Генерал Амир Хатами.

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet3/Mohajer-6-02.jpg

В беседе с журналистами Хатами сказал, что Qods Mohajer-6  способен выполнять задачи по наблюдению, разведке и боевым действиям в широком оперативном радиусе и может помочь Вооруженным силам идентифицировать и уничтожить заранее определенные цели. Он добавил, что беспилотник Qods Mohajer-6 может вести воздушную разведку в течение длительного времени и поражать цели с высокой точностью. Министр отметил, что новый иранский беспилотник способен днем и ночью отправлять разведывательные данные в центр управления, а также может взлетать и садиться на короткие взлетно-посадочные полосы. В последние годы Иран добился значительных успехов в оборонном секторе и достиг самообеспечения в производстве важного военного оборудования и систем. Тактические боевые беспилотные летательные аппараты Qods Mohajer-6 были переданы в части Сухопутных войск иранской армии 17 июля 2020 года. Беспилотник Qods Mohajer-6 успешно использовался Ираном в ряде антитеррористических операций последних лет.

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet3/Mohajer-6-03.jpg

В 2021 году Эфиопии удалось заключить контракт с Ираном на поставку ряда беспилотных боевых летательных аппаратов (БПЛА) Qods Mohajer-6. Поставка иранских БПЛА в Эфиопию весьма примечательна, поскольку страна также поддерживает тесные отношения с Израилем и является частым импортером израильского вооружения и других военных услуг, таких как обучение личного состава. Фактически, парк беспилотных летательных аппаратов Эфиопии ранее почти полностью состоял из израильских систем, таких как БПЛА Aerostar и мини-БПЛА WanderB. Текущий статус этих БПЛА однако неясен, и тот факт, что ни один из них не может нести вооружение, вероятно заставил Эфиопию искать другие источники для приобретения ударных БПЛА. Вопреки распространенному мнению, этим источником, по-видимому был Иран, а не Турция или Китай.

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet3/Mohajer-6-04.jpg

После того, как 1 августа, БПЛА Qods Mohajer-6 прибыли в эфиопский аэропорт Семара на северо-востоке Эфиопии, появились снимки на которых была изображена наземная станция управления дронами (GCS), в тоже время премьер-министр Абий Ахмед посетил базу не более чем через два дня. Спутниковые снимки показали, что по крайней мере два БПЛА Mohajer-6 и связанный с ними GCS были доставлены, возможно для оценки перед совершением более крупной сделки. Конечно, остается вероятность того, что уже поставлено больше БПЛА Mohajer-6, но они просто распределены по нескольким авиабазам. Идентификация рассматриваемых БПЛА представляла собой определенную проблему. Поскольку в первоначальных сообщениях предполагалось, что это китайский Harrier Hawk II Air Sniper (Yaoying II) или Wing Loong II, потенциально те же самые образцы, которые были развернуты ОАЭ в соседней Эритрее, размеры и отличительная форма беспилотника на спутниковых снимках значительно сузили круг опознования и решительно исключили эту возможность. Хотя спутниковые снимки подтверждают, что Mohajer-6 является весьма вероятным кандидатом, основным идентифицирующим фактором, стала связанная с ним станция управления GCS, изображение которой было более четким.

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet3/Mohajer-6-05.jpg

Внешне машина образует явное (если не точное, предположительно за счет итеративных доработок) соответствие другим иранским пунктам управления GCS как по компоновке, так и по набору антенн. Его мобильной базой является окрашенный в защитный цвет грузовик Mercedes-Benz с белой кабиной, с двумя дверями в кунге автомобиля, каждая из которых ведет в отдельные диспетчерские пунктов контроля и управления БПЛА. Внешне характерная белая антенна, присутствующая на всех иранских GCS, является пожалуй наиболее важной точкой распознавания, а тарелка связи, по всей видимости нового типа. Несколько позже в сети появились фото пункта управления GCS на базе грузовика Iveco. На одном из фото на экране отображается вид с одной из камер FLIR дрона, а расположение и точное отображение информации почти идентичны тем, которые известны для современных иранских БПЛА. Два индикатора, показывающие ориентацию автомобиля, идеально сочетаются друг с другом.

Более того, ЖК-экраны размещены на панелях управления с теми же кнопками и панелями управления, которые известны по иранским кадрам GCS Mohajer-6. Хотя экраны компьютеров могут показаться несколько иными из-за их толстого корпуса, другие иранские GCS на самом деле имеют такой же корпус. Даже довольно ошеломляющий факт, что компьютеры работают под управлением Windows 7, является подсказкой, указывающей в сторону Ирана, который, как известно, аналогичным образом использовал Windows XP в компьютерах пункта управления GCS БПЛА Mohajer-4.

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet3/Mohajer-6-06.jpg

В конце сентября 2022 года Украина сообщила об атаках российских войск с использованием иранских БПЛА Mohajer-6. 23 сентября появились кадры с таким БПЛА, выловленным у подконтрольного Украине участка побережья Черного моря. Беспилотник достаточно хорошо опознается по хвосту, пропеллеру и воздухозаборнику. Украинское командование "Юг" заявляет, что они "сбили" БПЛА Mohajer-6, но судя по состоянию той части корпуса, что выглядывает из воды, возможно он и просто упал из-за технической ошибки или ошибки операторов. Последнее тем более вероятно, учитывая что подготовка расчетов явно велась в срочном режиме и опыта их управления и обслуживания пока очень мало. Как можно судить по опубликованным фотографиям, после такой посадки на водную поверхность все повреждения, которые получил БПЛА, это лишь потеря одной лопасти винта. Даже довольно хрупкая прицельная система в голове боевой машины не пострадала. Ещë одним важным аспектом, делающим улов таким ценным, продолжает хвалиться издание, было то, что он имел на борту планирующую бомбу с тепловым наведением Qaem-5, которая также не пострадала.

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet3/Mohajer-6-07.jpg

БПЛА Mohajer-6 построен по двухбалочной схеме с толкающим винтом, он имеет прямоугольный фюзеляж с широким и наклоненным вверх носом, сдвоенные хвостовые балки имеют конфигурацию High Boom Tail, установленный сверху горизонтальный стабилизатор, нескошенные законцовки крыльев, прямые крылья, установленные высоко и в задней части корпуса, и воздухозаборники сверху и снизу двигателя. Mohajer-6 управляется двумя рулями высоты на горизонтальном стабилизаторе, рулями направления на вертикальных стабилизаторах и двумя закрылками на каждом крыле. В отличие от других вариантов Mohajer, он имеет трехлопастной винт и поршневой двигатель Rotax 912. Mohajer-6 имеет фиксированное трехопорное шасси, которое претерпело изменения между церемонией открытия в 2017 году и серийным производством в 2018 году, возможно для снижения веса. Mohajer-6 имеет размах крыла 10 метров и длину 5,67 метра. По форме он похож на Selex ES Falco.

Производитель БПЛА Mohajer-6 заявляет дальность действия 2000 км и эффективную полезную нагрузку до 40 кг боеприпасов, которая может состоять из двух-четырех управляемых ракет Ghaem-1, 5 или 9 высокоточные боеприпасы (PGMs) соответственно. Он сочетает в себе возможности с продолжительностью полета до 12 часов и максимальной высотой полета около 5500 метров. Для обнаружения целей и разведки Mohajer-6 использует турель EOAS-I-18A FLIR, а также имеет фиксированную камеру обращенную вперед для навигации, которая позволяет непрерывно отслеживать траекторию движения дрона независимо от камеры под дроном. БПЛА Mohajer-6 имеет три антенны, две на левом крыле и одну на правом, а также трубку Пито на носу. До сих пор БПЛА Mohajer-6 с оптико-электронной системой Oghab-4 был замечен в двух версиях, H и D, каждая из которых оснащена камерой дневного видения с 36-кратным оптическим увеличением, лазерным дальномером и тепловизионной камерой. Электрооптическая система Oghab 4H имеет фокусное расстояние от 15 до 300 мм и весит 18 кг, а система Oghab 4D имеет фокусное расстояние от 60 до 120 мм и весит 19 кг. В результате система Oghab 4 в версии H имеет лучшее поле зрения и разрешение. Также были опубликованы изображения новой камеры с 60-кратным зумом для этого беспилотника, которые показывают прогресс Ирана в создании передовых электрооптических систем для дронов.

http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay2/Kaplan-30-NG-AFV-06.jpg

К сожалению, точная информация о весе Mohajer-6 официально не озвучена. В первые дни применения этого беспилотника из-за установки двух ракет Qaem-5 его грузоподъемность заявлялась в СМИ как 40 кг; Но это число было неверным, поскольку вес Qaem-5 официально не объявлялся. Учитывая сходство габаритов и передних крыльев ракеты Qaem-5 и ракеты Садид-345, если вес ее боевой части не изменился, за счет наличия неподвижных задних крыльев вес ракеты Qaem-5 должен быть несколько тяжелее Садид-345 (34 кг).Однако в постоянной экспозиции оборонных достижений Корпуса стражей исламской революции опубликован плакат Mohajer-6, на котором указано, что боевая нагрузка вооружения составляет 100 кг, а полная масса - 600 кг. Также на выставке ARMY 2022 Минобороны Ирана опубликовало каталог своей оборонной продукции, в котором были опубликованы характеристики Mohajer-6 под названием M6, и заявлено, что полезная нагрузка вооружения составляет 100 кг, а максимальная полная масса составляет 670 кг.

Следовательно, судя по картинке Mohajer-6 с четырьмя ракетами Qaem-5, вес этой ракеты не должен быть больше 25 кг, так как общий вес ракет будет более 100 кг. Кроме того, на армейской подземной базе 313 (стратегическая база беспилотников 313) была замечена фотография беспилотника Mohajer-6, загружающего ракету Qaem-5 вместе с трехтрубной пусковой установкой для ракет Hydra. Вес каждой ракеты «Hydra» составляет 6,2 кг, а если принять, что вес пусковой установки 15 кг (из-за ее малых размеров), то вес всей упаковки должен составить 33,6 кг. А если считать вес Qaem-5 равным 20 кг, то это означает весовую комбинацию 53,6 кг на одно крыло и 107,2 кг на оба крыла, что означает вес более 100 кг. Поэтому максимальная боевая нагрузка этого беспилотника составляет более 100 кг, что пока официально не заявлено. Так что максимальной полезной боевой нагрузкой можно считать 150 кг.Учитывая, что озвученные цифры в двух официальных мероприятиях разные, можно сделать вывод, что мы имеем дело с двумя типами Mohajer-6. Кроме того, Mohajer-6 претерпел изменения в передней и задней стойках шасси, были внесены некоторые изменения для уменьшения веса Mohajer-6. Также есть вероятность, что у типа, который был предоставлен армии увеличилась грузоподъемность.

Mohajer-6 имеет два основных варианта и может нести широкий спектр подвесного вооружения. Этот дрон может нести ракеты серии Qaem, семейство ракет Sadid, ракеты Almas и ракеты Hydra, что придает дрону Mohajer-6 высокую огневую мощь и универсальность. Вариант A имеет две точки подвески, по одной под каждым крылом, каждая из которых может нести одну ракету Qaem TV/IR с наведением или одну ракету Almas. В то время как вариант B имеет 4 узла подвески, по 2 под каждым крылом, несущие ракеты того же типа.

Беспилотник Mohajer 6 может нести системы Tiam 1400 весом 5 кг и системы Taha 1400 весом 6 кг. Tiam 1400 и Taha 1400 - системы обнаружения, предупреждения и радиоэлектронной борьбы. Сначала система радиолокационного обнаружения и предупреждения «Tiam 1400» выполняет обнаружение и идентификацию радиолокационных волн противника, затем данные о радаре передаются в систему радиоэлектронной борьбы «Taha 1400», чтобы «Taha 1400» действовала для нарушения радиолокационных волн противника. Кроме того, на армейской базе стратегических дронов 313 была обнаружена неизвестная капсула на беспилотнике Mohajer-6, природа которой нам неизвестна. Этот контейнер также использовался в беспилотнике Каман-12. БПЛА Mohajer-6 имеет систему автопилота, способную выполнять автоматический взлет и посадку. Кроме того, он оснащен электронными средствами поддержки, блокировкой связи или иными системами радиоэлектронной борьбы. Возможно использование комбинации вышеперечисленных вооружений и систем.

Задачи возлагаемые на боевой разведывательный беспилотник Qods Mohajer-6, включают ведение воздушной разведки и наблюдения, уничтожение неподвижных и подвижных целей на суше и на море и в любых метеоусловиях днем и ночью с высокой точностью, наблюдение и контроль за границами и прибрежной полосой, а также возможность перевозки всех видов военных грузов с возможностью посадки и взлета обычным способом с взлетно-посадочной полосы и аварийного подъема с помощью парашюта.

Технические характеристики Qods Mohajer-6
Боевой расчет - 2 человека на наземном пункте управления
Длина: 7,5 м
Высота: 1,9 м
Размах крыла: 10 м
Максимум. взлетная масса: 600/670 кг
Полезная нагрузка: 100/150 кг
Силовая установка: 1 х 115 л.с. 4-тактный двигатель внутреннего сгорания с водяным охлаждением Rotax 912 (производство HESA)
Винт: 3-лопастной
Тип топлива: бензин
Максимальная скорость: 200 км/ч
Крейсерская скорость: 130 км/ч
Радиус действия : 2000/2400км
Дальность наземной связи: 200-500 километров
Практический потолок: 7600 м
Рабочая высота: 4876 / 5486 м
Максимальное время полета: 12 часов
Вооружение - 4 слота для управляемых ракет или бомб под крыльями и 2 слота под основным фюзеляжем.