http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet3/Shahed-129-01.jpg

Shahed 129 (английский: «свидетель»; иногда S129) - иранский одномоторный средневысотный беспилотный боевой летательный аппарат большой продолжительности полета (UCAV), разработанный Shahed Aviation Industries для Корпуса стражей исламской революции (КСИР). Ударный беспилотник Shahed 129 способен выполнять боевые и разведывательные задачи и имеет запас полета на 24 часа. Внешне БПЛА HESA Shahed 129 похож по размеру и форме на американский MQ-1 Predator, и считается одним из самых эффективных беспилотников на вооружении Ирана. БПЛА HESA Shahed 129 (Eye-Witness) использовался для авиаударов во время гражданской войны в Сирии и для пограничного патрулирования на восточной границе Ирана. Ожидается, что ударные БПЛА Saegheh Shahed и HESA Shahed 129 сформирует костяк высокоэффективного флота БПЛА Ирана, по крайней мере в следующем десятилетии.

Разработка БПЛА HESA Shahed 129 началась в 2005 году, когда Иранская авиастроительная промышленная компания (HESA) начала проектирование БПЛА HESA-100. По сути, это была та же конструкция, что и у Shahed 129, но она была короче и с квадратным фюзеляжем. Ответственность за проектирование была передана Исследовательскому центру Shahed Aviation Industries, который переименовал HESA-100 в Shahed 123. Хотя о нем мало что известно, Shahed 123 является самостоятельным серийным БПЛА, а не исследовательским проектом. БПЛА Shahed 123 позже был преобразован в Shahed 129. В качестве альтернативного мнения, ряд источников сообщило о том, что БПЛА HESA Shahed 129 (Eye-Witness) был скопирован с израильского БПЛА Hermes 450, потерпевшего крушение в Иране.

Всего было построено два прототипа БПЛА HESA Shahed 129. Первый прототип с номером модели 129-001 впервые поднялся в воздух весной 2012 г. и впервые был использован для прямой трансляции испытаний баллистических ракет 13 июля 2012 г. Второй прототип с моделью планера 129–002, совершил полет в июне 2012 года. БПЛА HESA Shahed 129 впервые был замечен в ходе иранских военных учений «Великий пророк 7» в сентябре того же года. После успешного прохождения всех испытаний, БПЛА был запущен в серийное производство в сентябре 2013 года. Однако у него возникли проблемы с запланированным вооружением, и он фактически использовался только в качестве разведчика до начала 2016 года, когда были интегрированы новые высокоточные боеприпасы Sadid-345. В общей сложности было заказано 40 БПЛА HESA Shahed 129, поставки которых должны быть завершены к 2024 году. Они строятся со скоростью около трех штук в год.

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet3/Shahed-129-03.jpg

В мае 2014 года два БПЛА HESA Shahed 129 были разобраны и переброшены по воздуху на транспортном самолете Ил-76 в международный аэропорт Дамаска вместе с их наземными станциями управления и связанными с ними вспомогательными экипажами для использования в гражданской войне в Сирии. Первой миссией БПЛА HESA Shahed 129 была поддержка сил Кудс (Отряд Кудс является одним из пяти подразделений Иранского Корпуса стражей исламской революции (КСИР) и их союзников-ополченцев. 10 апреля 2014 г. повстанцы в Сирии зафиксировали БПЛА, напоминающий Shahed 129, пролетавший над Восточной Гутой, Дамаск. Война в Сирии оказалась хорошей средой для испытаний Shahed 129, и позже в Сирию были переброшены еще три были БПЛА, где они эксплуатировались с баз сирийских ВВС. Есть некоторые свидетельства того, что в ноябре 2015 г. БПЛА Shahed 129 могли нанести удар ракетами Sadid-1. Shahed 129 также использовался для оценки повреждений бомбы при ракетном ударе по Дейр-эз-Зору в 2017 г. С тех пор Shahed 129 совершили сотни боевых вылетов в Сирии против Исламского государства и сил повстанцев.

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet3/Shahed-129-02.jpg

Два HESA Shahed 129 были переброшены на границу Ирана с Пакистаном в 2015 году, а позже к ним добавились еще два. Иранские военные заявляют, что БПЛА Shahed 129 может увеличить возможности наблюдения Ирана в приграничных районах, таких как Персидский залив и Оманское море. По состоянию на 2017 год два Shahed 129 базировались в Дамаске, три на тактической авиабазе близ Конарака, четыре в Бендер-Аббасе, два на Абу-Мусе и один в Урмии. Некоторые из них также размещены в Семнане, и два базируются на авиабазе Кашан для обучения. В Сирии спутниковые снимки показали, что Shahed 129 находятся на авиабазе Хама и авиабазе T4. В целом Иран мало говорил об использовании HESA Shahed 129 в Сирии. 8 июня 2017 г. один из пяти переброшенных в Сирию Shahed 129 попытался нанести авиаудар по военнослужащим коалиции возле Аль-Танфа в Сирии, атаковав их одним боеприпасом, однако он не смог нанести какой-либо урон, потому что боеприпас не взорвался. Shahed 129 был сбит американским F-15E Strike Eagle.

Несколько дней спустя, 20 июня 2017 года, еще один F-15E Strike Eagle снова сбил еще один беспилотник Shahed 129 недалеко от Аль-Танфа. Беспилотник приблизился таким же образом, как и в предыдущем инциденте, и был сбит до того, как достиг дистанции, на которой он мог бы применить свое вооружение. В тот же день, 20 июня 2017 г., пакистанский JF-17 сбил Shahed 129 после того, как он вошел в воздушное пространство Пакистана недалеко от Панджгура. Он пролетел всего около 3-4 км в воздушном пространстве Пакистана. Всего было сбито три Shahed 129. Весной 2019 года Shahed 129 использовались КСИР для оказания помощи в операции по оказанию помощи пострадавшим от наводнения районах провинции Хузестан, Иран.

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet3/Shahed-129-04.jpg

БПЛА HESA Shahed 129 - это большой одномоторный винтовой БПЛА с V-образным хвостовым оперением, высокорасположенными прямыми крыльями и толкающей конфигурацией, в целом по форме и конструкции аналогичный американскому БПЛА MQ-1 Predator. Он имеет длинный узкий цилиндрический фюзеляж диаметром примерно 65-75 см и изготовлен из больших панелей из композитного материала с надстройкой из алюминиевого сплава. Shahed 129 имеет установленный в лобовой части корпуса электронно-оптический / инфракрасный датчик для дневных/ночных миссий, убирающееся шасси, и канал передачи видеоданных в реальном времени. Под корпусом дрона, в центре тяжести, также находится отсек для полезной боевой нагрузки. БПЛА HESA Shahed 129 оснащен одним авиационным двигателем Rotax 914 и имеет две сдвоенные точки подвески, в общей сложности позволяющие разместить до четырех боеприпасов.

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet3/Shahed-129-05.jpg

Первоначально БПЛА HESA Shahed 129 нес противотанковые управляемые ракеты Sadid-1, также известные как ракеты Sadid-361 или Fat'h 362. Это противотанковая ракета с телевизионным наведением, созданная на основе иранских ракет Toophan и описанная многими источниками как похожая по конструкции на израильскую ракету Spike-ER. Боеприпас Sadid-361 не был ни разу применен в боевых действиях; одни источники сообщают, что это произошло из-за проблем с пусковым механизмом и системой наведения, в то время как другие говорят, что НИОКР по этой ракете не были завершены, потому что американские санкции не позволили Ирану получить необходимые компоненты. Позже ракета Sadid-361 была заменена высокоточным боеприпасом ракеты Sadid-345, также известным как Sadid guided bomb. Иранские источники утверждают, что БПЛА Shahed 129 может нести до восьми ракет, но на практике БПЛА не встречались более чем с четырех ракетами. БПЛА Shahed 129 не имеет контейнеров для своего вооружения (ракеты крепятся прямо на внешних подвесках), что подверглось критике со стороны некоторых аэрокосмических экспертов, так как это подвергает чувствительную электронику оружия воздействию условий полета.

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet3/Shahed-129-06.jpg

Хотя БПЛА Shahed 129, вероятно способен обеспечить заявленную дальность полета в 1700 км, но ограничение по дальности упирается на используемую наземную станцию управления, которая по некоторым сообщениям, ограничена 200-километровой линией передачи данных. Независимые аналитики более оптимистичны, говоря что эффективная дальность полета, вероятно составляет 300-400 км, но ясно, что зависимость беспилотника от наземной станции сильно ограничивает его эффективную дальность. Другие эксперты говорят, что линия передачи данных Shahed 129, скорее всего, не может достигать даже 200 км. Дрон может использовать систему автопилота, подобную той, что используется на БПЛА Karrar, чтобы следовать заранее определенным точкам маршрута за пределами диапазона связи его станции управления. Утверждается, что БПЛА Shahed 129 может проработать 24 часа, что считается правдоподобным, но не было подтверждено независимыми экспертами.

Новый вариант Shahed 129, отличающийся выпуклым носом, был разработан Shahed Aviation Industries в 2015 году и представлен в феврале 2016 года. Иранские источники сообщают, что этот вариант оснащен спутниковой навигацией, которая расширит радиус действия БПЛА. С другой стороны, источники враждебно настроенные по отношению к Ирану, говорят что, поскольку у Ирана нет спутников, выпуклый нос не имеет отношения к спутниковому наведению. Иран не прокомментировал цель переработанной носовой части, и Jane's предполагает, что в ней может быть размещена спутниковая линия Ku-диапазона, находящаяся за пределами прямой видимости, или радар с синтезированной апертурой. Кроме того, по данным Ирана, полезная нагрузка увеличена на 100 кг, а дальность полета увеличена до 3000 км. Морская версия Simorgh была представлена в декабре 2019 года.

Технические характеристики БПЛА Shahed 129
Экипаж: нет
Вместимость: 400 кг полезной нагрузки
Длина: 8 м
Размах крыла: 16 м
Высота: 3,1 м
Силовая установка: 1 четырехцилиндровый четырехтактный авиационный двигатель Rotax 914 мощностью 75 кВт (100 л.с.)
Пропеллеры: 3-лопастные
Крейсерская скорость: 150 км/ч
Боевая дальность: 1700 км
Дальность перегона: 3400 км
Максимальное время полета: 24 часа
Практический потолок: 7300 м
Вооружение Бомбы: 4 х Sadid-345 PGM
Авионика Электрооптический/инфракрасный датчик Oghab-6, Лазерный дальномер