http://www.dogswar.ru/images/stories/exp4/boev-orb-01.jpg

В отличие от аппарата ЭПОС, выводимого на орбиту с помощью РН «Союз» и предназначенного для экспериментальной отработки конструктивных решений, заложенных в проект «Спираль», боевые варианты ОС должны были запускаться штатным образом - с помощью ракетного разгонного блока, стартующего «со спины» ГСР. После анализа всех возможных вариантов боевого ракетоплана разработчики остановились на трех:
- разведчик для дневной фото- и постоянной всепогодной радиолокационной разведки;
- ударный самолет с ракетой «космос-поверхность» для уничтожения авианосных соединений противника и малоподвижных площадных целей с помощью ядерной боевой части;
- инспектор-перехватчик космических целей.

В ходе проектных работ из всех перечисленных вариантов наибольшее внимание уделялось дневному фоторазведчику. Это было связано с первоочередными потребностями военного заказчика системы с одной стороны и с большей легкостью модификации детально проработанного ЭПОСа в фоторазведчик - с другой. Остальные варианты разрабатывались на основании технических требований Минобороны и требовали доработки конструкторской документации по мере уточнения методов боевого применения и дальнейшего продвижения смежных работ по оборудованию и бортовым системам. В результате проектирования было определено, что боевой ОС при одинаковой с экспериментальным самолетом геометрии может иметь закабинный отсек для размещения спецоборудования объемом 2 м, что полностью удовлетворяет варианты разведчика и перехватчика. В ударном варианте для размещения ракеты «космос-поверхность» объема отсека явно не хватало, и дополнительный объем 2 м решили получить за счет уменьшения запаса топлива. Ударный самолет и радиолокационный разведчик имели разворачиваемые на орбите внешние антенны, которые сбрасывались перед сходом с орбиты. Отличительной чертой боевых вариантов являлась возможность выполнения маневра по изменению плоскости орбиты для повторного прохода над одной и той же точкой земной поверхности при выполнении боевого задания.

Исследования показали, что максимальная необходимая величина угла поворота орбиты для двукратного прохождения над целью равна 17°. Эта величина и была принята за основу на начальном этапе работы над боевыми вариантами фоторазведчика, радиолокационного разведчика и космического перехватчика. Именно требуемая величина угла поворота плоскости орбиты в конечном итоге сыграла решающую роль при выборе компонентов топлива боевых вариантов: разработчикам необходимо было вписаться в существующие массово-габаритные ограничения топливных отсеков и обеспечить требуемую энергетику аппарата. Результаты комплексных исследований, проведенных совместно ЦИАМ, ОКБ-165, ОКБ-162 Минавиапрома и ОКБ-456 Минобщемаша показали, что для решения задачи поворота плоскости орбиты на требуемые углы (17° + 0,5° и 22° + 0,5°) с учетом всех ограничений применимы только высокоэнергетические виды топлива с жидким фтором в качестве окислителя или жидким водородом в качестве горючего. Это наглядно видно, если продемонстрировать результаты исследований в виде таблицы (см. на предыдущей странице) с результатами, представленными в виде дробей, в числителе которых приведена требуемая масса топлива (в кг), а в знаменателе - необходимый для размещения этого топлива объем (в м2).

Однако жидкий водород не подходил из-за своей малой плотности и, как следствие, больших потребных объемов. Поэтому для боевого маневренного самолета были приняты в качестве компонентов топлива оптимальные по удельной массе фтор и амидол с оговоркой, что на первом этапе будут применены фтор и аммиак. Выбранные запасы топлива и определили суммарную массу боевого самолета в 8800 кг при трехвитковом орбитальном полете и конечную массу в 4900 кг после маневра на орбите высотой 130 км. Агрессивность и токсичность фтора особых опасений и сомнений у разработчиков не вызывали, поэтому в заключении ЦИАМ высказывается такое мнение: «Выбранные ОКБ-155 для ускорителя и боевого орбитального самолета высокоэнергетические ракетные топлива F2+H2, F2+NH3 и F2 + (50% N2H4+50% BH3N2H4) по энергетическим, теплофизическим и химическим свойствам являются наиболее реальными (из числа известных перспективных жидких топлив) для применения на боевом воздушно-орбитальном самолете в ближайшем десятилетии.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp4/boev-orb-02.jpg

В СССР (в ОКБ-456 MOM и ГИПХ) и в США уже в течение ряда лет ведутся работы по созданию ЖРД, работающих на высокоэнергетических топливах с использованием в качестве окислителя фтора. Технология производства фтора, его хранения и транспортировки практически решены. По состоянию опытных работ можно предполагать, что товарные поставки фторных отечественных ЖРД смогут начаться (при наличии соответствующих постановлений) через 5-6 лет». Более того, в отдаленной перспективе предлагалось использовать металлосодержащие жидкие и смешанные топлива (жидкий окислитель и твердое горючее) с энергетическими характеристиками (удельной тягой) до 500 сек. Вот как об этом было сказано в аванпроекте:
«ОКБ-16 МАП в настоящее время работает над возможностью создания ракетных двигателей для ВОС, базирующихся на использовании гибридных топлив с весовым импульсом около 500 сек, что при реализации будет дальнейшим существенным улучшением ВОС. Однако возможные сроки создания таких ускорителей пока не ясны».

Маневр по изменению плоскости орбиты на боевых вариантах осуществляется более мощным по сравнению с устанавливаемым на ЭПОС ЖРД с тягой в пустоте 5000 кгс, имеющим плавную регулировку тяги до 1500 кгс для обеспечения небольших точных коррекций орбиты и выдачи точного тормозного импульса. Из-за меньшего (по сравнению с другими вариантами) запаса топлива ударный самолет мог выполнить поворот орбиты только на 8°. Военный заказчик (в лице ЦНИИ-30), анализируя представленные в аванпроекте варианты боевых орбитальных самолетов и всего комплекса в целом, особо отметил в заключении, что «...в проекте оригинально решены трудные для такого КА вопросы теплозащиты и работоспособности теплонапряженной конструкции, вопросы управляемости и балансировки, вопросы размещения оборудования и спасения экипажа на различных этапах полета.

В проекте по орбитальному самолету:
- в своей основе удовлетворяются требования ВВС по составу оборудования орбитального самолета в вариантах разведчика, ракетоносца и инспектора-перехватчика, по средствам спасения и безопасности полета;
- удовлетворяются требования ВВС по высотам и продолжительности полета, по маневренным возможностям на возвращении и по посадке;
- предусматриваются достаточно большие маневренные возможности самолета в варианте разведчика по обеспечению поворота плоскости орбиты (на 17°), которые, однако, могут обеспечить повторный выход только на одиночные цели и не позволяют осуществлять в полной мере повторный выход на группу целей и, следовательно, могут рассматриваться как минимально необходимые.

В проекте по самолетной стартовой системе:
- обеспечивается вывод на круговую орбиту с высотами 110-150 км орбитального самолета весом до 10,3 т (без учета параллакса плоскости орбиты выведения относительно точки старта - до 11т);
- удовлетворяются требования ВВС по возможному параллаксу выведения (до 750-800 км).

В целом в проекте предусматривается получение достаточно высоких летно-технических характеристик воздушно-космического комплекса. Разработанный ОКБ-155 МАП аванпроект воздушно-космического комплекса в своей основе удовлетворяет требованиям ВВС к этому новому боевому космическому средству». Остановимся на вариантах боевых орбитальных самолетов подробнее.

Дневной фоторазведчик предназначался для детальной оперативной разведки малогабаритных наземных и подвижных морских предварительно заданных целей. Качественное преимущество ОС как средства дальней разведки и целеуказания морских объектов. К концу 1965 г. было проработано два варианта типовой циклограммы полета фоторазведчика, рассчитанных на одно и двухвитковый полеты. Основным преимуществом второго варианта было двукратное прохождение над выбранной целью, а одновитковая циклограмма должна была применяться в условиях активного противодействия со стороны противника. Ее отличительной особенностью было выполнение ОС противоракетного маневра сразу после выхода на орбиту. Вы только вдумайтесь: в конце 1965 т. авиаконструкторы всерьез предполагали маневренный бой в космосе! Размещенная на борту фотоаппаратура должна была обеспечить разрешение на местности 1,2 м при съемке с орбиты высотой 130 ± 5 км. Логика работы фотоаппаратуры предполагалась следующая.

Поиск цели и визуальное наблюдение за земной поверхностью ведутся летчиком через оптический визир, расположенный в кабине, при этом кратность увеличения визира может плавно изменяться от до 50. Визир оснащен управляемым отражающим зеркалом для отслеживания цели с дистанции до 300 км. Совмещение плоскости оптической оси фотоаппарата и визира с целью летчик осуществляет вручную. Съемка производится автоматически при совпадении оси визира с целью. В процессе съемки аппаратура позволяет останавливать бег подстилающей земной поверхности для получения четких снимков. Один снимок охватывает площадь поверхности Земли 20x20 км. Дистанция фотографирования вдоль трассы - до 100 км. За один виток летчик должен успеть сфотографировать 3-4 цели. На борту имелся запас фотопленки шириной 520 мм и длиной не менее 100 м. Согласно аванпроекту, на первых самолетах в отсеках фотооборудования вместо фотоаппаратуры должны были располагаться термостатируемые контейнеры с телеметрическим оборудованием и контрольно-записывающей аппаратурой.

Вариант фоторазведчика оснащается станциями KB- и УКВ-диапазонов для передачи информации на Землю. При необходимости повторного прохода над целью по команде летчика СНАУ обеспечивает автоматическое выполнение маневра. Уже на самых начальных стадиях проектирования разработчики проводили работу по дальнейшему совершенствованию целевых бортовых систем фоторазведчика: для повышения надежности разрабатывали дублированную систему ручного маневрирования по директорным приборам, возможность замены фотоаппарата детальной разведки на фотоаппарат обзорной разведки. В НИИ-131 и НИИ-17 создавали аппаратуру для системы обработки и дешифровки пленки на борту с телевизионной передачей на Землю наиболее важных участков съемки.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp4/boev-orb-03.jpg

Заказчик (в лице ЦНИИ-30 Министерства обороны) выдал положительное заключение как на всю концепцию системы «Спираль» в целом, так и на способы применения разведывательного ОС, делая особый упор на возможности поворота плоскости орбиты и осуществлении эффективной двукратной разведки наземных и морских целей за один полет, в чем виделось основное преимущество по сравнению с обычными КА, не обладающими способностью к маневрированию. В качестве немаловажного преимущества отмечался и воздушный старт, позволяющий повысить гибкость и живучесть всего комплекса в целом за счет способности осуществления автономного запуска орбитального самолета при любом возможном азимуте выведения, базировании комплекса на разнесенных грунтовых аэродромах, достаточно быстрой смены точки старта за счет возможности перелета разгонщика на другие аэродромы и запуска орбитального самолета за счет параллакса на такие орбиты, которые недоступны при стационарном ракетном старте из данной точки. Также указывалось, что полет в течение 1-3 витков с возможностью бокового маневра на возвращении и точная посадка обеспечивает орбитальному самолету оперативность применения и минимальные сроки доставки документальной информации.

Радиолокационный разведчик предполагался как дальнейшее развитие фоторазведчика. Модификацию облегчало соответствие массы и габаритов радиолокационного и фотооборудования. Отличительной чертой радиолокационного разведчика являлось наличие внешней разворачиваемой одноразовой антенны типа фазированная решетка размером 12x1,5 м. Предполагаемая разрешающая способность при этом должна была быть в пределах 20-30 м, что достаточно при разведке авианосных морских соединений и крупных наземных объектов, при ширине полосы обзора по наземным объектам - 25 км, при разведке над морем - до 200 км. До сих пор мы рассматривали прикладные, уже ставшие традиционными области использования околоземного космического пространства в военных целях. Но замыслы разработчиков ВОС «Спираль», а главное - наших военных простирались гораздо дальше, поэтому перейдем теперь к описанию вариантов боевого самолета, предназначенных для ведения активных действий в космосе и из космоса по надводным и наземным целям.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp4/boev-orb-04.jpg

В самом деле, обнаружение и сопровождение авианосных ударных групп противника в особый период ведется с целью их последующего уничтожения в случае начала боевых действий. Но если мы можем засечь их из космоса, вне зоны действия корабельной ПВО, то почему бы не попытаться их из космоса и уничтожить? Для этого - для поражения подвижных морских целей - и предназначался ударный самолет с ядерной ракетой «космос-земля» на борту. Предполагалось, что пуск ракеты будет производиться из-за горизонта при наличии целеуказания от другого орбитального самолета-разведчика или спутника. Уточненные координаты цели определяются локатором и средствами навигации орбитального самолета. Наведение по радиоканалу на начальных участках полета ракеты позволяло проводить коррекцию ее полета с повышением точности наведения на цель. Ракета со стартовой массой 1700 кг при точности целеуказания ±90 км обеспечивала поражение морской цели (типа авианосец), движущейся со скоростью до 32 узлов, с вероятностью 0,9 (круговое вероятное отклонение боеголовки - 250 м).

Количество топлива для маневра на орбите у ударного самолета было меньше на величину массы ракеты с таким расчетом, чтобы суммарная стартовая масса оставалась в пределах 8800 кг Такой ОС мог повернуть плоскость орбиты на небольшой угол, что позволяло повторно пролететь над целью, находящейся только в высоких широтах. Орбитальный самолет в ударном варианте сочетал в себе положительные свойства глобальной (орбитальной) ракеты и обычного самолета. Он, как обычный самолет, мог осуществлять прицельный пуск ракеты, обеспечивая тем самым возможность поражения подвижных (морских) объектов, а также малоразмерных объектов с более высокой точностью по сравнению с глобальными и баллистическими ракетами. В то же время он, как и глобальная ракета, осуществлял полет на сравнительно малой высоте, с большей скоростью, чем скорость баллистической ракеты, и мог поражать цели с постоянной эффективностью при любой дальности и с любых возможных направлений.

Но в связи с прекращением работ над «Спиралью» и нереализованностью варианта ударного самолета выполнение возлагавшихся на него задач было возложено на другие средства. Отметим, что разработчики «Спирали» предполагали, что в будущем, по мере дальнейшего совершенствования систем противоракетной обороны, роль ударного ОС при поражении малоразмерных маневрирующих и высокоточных целей будет только возрастать. Они рассуждали следующим образом. Основным средством нанесения удара по стратегическим объектам противника являются межконтинентальные баллистические ракеты (МБР), способные донести боевой заряд до любой точки земной поверхности; массированное применение каких-либо других средств для решения стратегических задач нецелесообразно. Как правило, гарантированное уничтожение цели характеризуется определенной (заданной) вероятностью ее поражения ракетой, т е. величиной ущерба. Но с развитием системы ПРО противника будет увеличиваться эффективность перехвата одиночной ракеты, поэтому для нанесения ущерба «не ниже заданного» (для неизменности числа ракет, успешно преодолевших противоракетную оборону) будет расти общее число запускаемых ракет, называемое военными потребным нарядом МБР. Результаты расчетов, характеризующие рост потребного наряда МБР при росте эффективности противоракетных систем, приведены в таблице.

Очевидно, что применение баллистических ракет по одиночным малоразмерным подвижным и высокопрочным целям с ростом эффективности противоракетной обороны становится нецелесообразным. Наиболее результативный способ снижения эффективности объектовой ПРО противника -это уменьшение промежутка времени между моментом обнаружения подлетающей боеголовки и поражением цели. Проще всего это сделать за счет применения орбитальных аппаратов, летящих на высотах 100-150 км: в этом случае противоракетным средствам может просто не хватить времени на перехват атакующей боеголовки из-за малой дальности обнаружения. В самом деле, максимальное возможное время слежения наземной радиолокационной станцией при движении цели на постоянной высоте от линии горизонта до зенита не превышает 2,5-3 мин при высоте полета цели 100-150 км, как и для обычных самолетов, летящих на высоте 40-50 м. Проведенные расчеты показали, что вероятность перехвата одиночной баллистической ракеты реальной системой противоракетной обороны противника 1960-х годов, вооруженной ракетами Nike Zeus, составляет величину в пределах от 0,5 до 0,87. В этих же условиях, вследствие уменьшения располагаемого времени, вероятность перехвата глобальной ракеты, имеющей такую же высоту полета, как и ОС, не превышает величину 0,05-0,3.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp4/boev-orb-05.jpg

Для гарантированного уничтожения цели (вероятность выполнения задания 0,9), защищенной ПРО на основе зенитных ракет Nike Zeus, необходимо около 12 МБР - или 4 глобальные ракеты. Другими словами, при близкой стоимости МБР и глобальной ракеты стоимость уничтожения цели с помощью последней будет в три раза ниже! Но пилотируемый орбитальный самолет, располагая, в отличие от глобальных ракет, бортовыми средствами информации о действиях противника, может выполнить противоперехватный маневр, выпустить ложные цели и включить активные радиолокационные помехи в оптимальные моменты времени. Указанная особенность орбитального самолета может привести к дальнейшему снижению эффективности противоракетной обороны противника даже по сравнению с перехватом глобальных ракет. Отсюда разработчики «Спирали» делали следующий вывод: ударный ОС может оказаться очень эффективным средством поражения целей на поверхности Земли. Более того, его эффективность по сравнению с баллистическими ракетами будет возрастать по мере развития системы ПРО.

Последним проработанным вариантом боевого орбитального самолета был перехватчик космических целей («50-22»). При разработке его боевых возможностей и тактики применения конструкторы исходили из того, что по статистике запусков орбиты основных космических целей лежат в диапазоне высот Н=250-1000 км. В связи с этим предлагалось два варианта ОС:
- инспектор-перехватчик с выходом на орбиту цели, сближением с ней на расстояние 3-5 км и уравниванием скорости между перехватчиком и целью. После этого летчик может провести инспекцию цели с помощью оптического визира с 50-кратным увеличением (разрешением на цели 1,5-2,5 см) и с последующим фотографированием. Если пилот принимает решение уничтожить цель, в его распоряжении имеется шесть самонаводящихся ракет разработки СКБ МОП под руководством Б.И. Шавырина (впоследствии КБМ МОП под руководством С. П. Непобедимого) массой 25 кг каждая, обеспечивающих поражение целей на дальности до 30 км при относительных скоростях до 0,5 км/сек и промахе до 3-5 км, компенсируемом системой наведения ракеты. Ракеты установлены в индивидуальных контейнерах в закабинном отсеке и используют горячий старт, т е. двигатели ракет запускаются на борту самолета, для чего предусмотрены специальные газоотводные каналы. Запаса топлива перехватчика хватает на перехват двух целей, расположенных на высотах до 1000 км при углах некомпланарности орбит целей до 10°;
- дальний перехватчик, оснащенный самонаводящимися ракетами СКБ МОП с оптическим координатором цели, обеспечивающими перехват космических целей на пересекающихся курсах при углах некомпланарности в диапазоне 0°...± 180° и при промахе перехватчика до 40 км, компенсируемом ракетой. Максимальная дальность пуска ракеты составляет 350 км. Масса ракеты с контейнером 170 кг Поиск и обнаружение заранее заданной цели, а также наведение ракеты на цель производится летчиком вручную с помощью оптического визира. Запасы топлива у этого варианта перехватчика также обеспечивают перехват двух целей в течение одного полета, находящихся на высотах до 1000 км.

У обоих вариантов перехватчиков из-за наличия закабинного ракетного отсека несколько изменяется внешняя геометрия верхней части корпуса. Как видно из описания перехватчика, в случае его реализации мы вполне были готовы к полномасштабным «звездным войнам». Картины грядущих маневренных орбитальных боев захватывали воображение военных. Представителям ВВС особенно нравилось, что «.. .орбитальный самолет в варианте инспектора-перехватчика, обладая маневренными возможностями в космосе и на возвращении, а также точной посадкой, может обеспечить более регулярные и оперативные полеты для выполнения задач инспекций и перехвата, чем это может сделать аппарат полубаллистического типа, а использование для его запуска самолетной стартовой системы дает ему возможность облегчить и ускорить эти операции, так как воздушный старт обеспечивает возможность запуска его в плоскость инспектируемой цели без расфазирования инспектора и цели.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp4/boev-orb-06.jpg

В самом деле, анализ показывает существенные преимущества ОС-перехватчика с воздушным стартом перед аппаратом со стационарным ракетным стартом. Расчеты подтверждают, что при наличии двух стартовых аэродромов, разнесенных на 600-900 км по широте, самолет-разгонщик с параллаксом старта до 750 км может вывести орбитальный самолет-инспектор в плоскость орбиты цели, летящей на высоте до 1000-1500 км таким образом, что время ожидания на орбите для инспектирования цели в дневных условиях и с минимальными энергетическими затратами не превысит 5 часов. Энергетические затраты орбитального самолета, необходимые на сближение с целью, выравнивание скоростей полета, возвращение и посадку, не превышают величины, эквивалентной 1,0-1,5 км/с характеристической скорости. В то же время при ракетном старте, когда точка старта по условиям падения первых ступеней строго фиксирована и разрешенные азимуты запуска ограничены, время ожидания инспектора-перехватчика на промежуточной орбите для обеспечения приемлемых условий встречи с целью составляет в среднем 10 часов, а в отдельных случаях может достигать нескольких суток. Запас топлива на борту аппарата-инспектора вследствие возможной некомпланарности орбит должен соответствовать характеристической скорости не менее 2,0-2,5 км/с чтобы обеспечить одинаковые с рассматриваемым воздушно-космическим комплексом условия инспекции и перехвата целей. Таким образом, мобильный воздушный старт для космического инспектора является определяющим с точки зрения обеспечения оперативности перехвата.

Так как самолет-перехватчик должен был подходить к цели снизу, то все средства контроля космического пространства на орбитальном самолете направлены в верхнюю полусферу, которая охвачена практически полностью - 360° в горизонтальной плоскости и 170° в вертикальной. Но потребности заказчика «Спирали» шли дальше: в документе, датированном 15 июня 1966 г, ставилось требование «проработать возможность решения орбитальным самолетом в варианте инспектора-перехватчика задачи улавливания или частичного демонтажа элементов космических объектов противника, а также проработать возможность использования с него межспутниковой станции для обеспечения операций инспекций и перехвата в условиях, когда существует искусственный радиационный пояс Земли». Другими словами, военные хотели бы иметь возможность не только инспектировать или уничтожать вражеские спутники, но и фактически «брать их в плен», хотя бы частично! Для полноты картины будущих сражений в космосе нужно добавить, что искусственный радиационный пояс Земли возникает только в результате космических ядерных взрывов.

Перспективы боевых орбитальных самолетов «Спираль»

Предположим, ЭПОС, а за ним и боевые орбитальные самолеты начали летать. Как могла бы в дальнейшем сложиться их судьба, какие бы задачи они решали в будущем и какие свойства они бы приобрели впоследствии? Попытаемся ответить на эти вопросы, проанализировав заключения головных институтов Минавиапрома (описывающих технические возможности) и Министерства обороны (характеризующих потребности заказчика). Мы не будем подробно останавливаться на всех деталях военного применения «Спирали»: хотя нереализованному проекту уже больше 40 лет и СССР как единое государство давно в прошлом, наш мир до сих пор неспокоен и раздираем межгосударственными противоречиями, а мы ведь все-таки рассказываем о системе космического оружия, способной обеспечить безопасность страны. Впрочем, об отдельных технических аспектах мы расскажем, чтобы было понятнее, как мыслили инженеры и военные полвека назад, чтобы лучше понимать, в какое время мы жили и каким мог бы быть наш мир сегодня.

Представим себе, что первые этапы разработки «Спирали» завершены. Итак, середина 1970-х годов. Стратегическая воздушно-космическая система «Спираль» поставлена на боевое дежурство в составе комплексов, располагающихся на четырех стартово-посадочных базах и двух дополнительных аэродромах для посадки ОС. При выборе аэродромов базирования решающим фактором было их максимальное разнесение по долготе для уменьшения количества витков ожидания, посадка с которых на территории СССР невозможна. Так как для снижения затрат при определении мест дислокации системы рассматривались возможности использования существующей инфраструктуры, то в качестве аэродромов базирования были выбраны базы дальней авиации с развертыванием необходимых средств заправки, пред- и послеполетного обслуживания комплексов.

Развернутые комплексы «Спирали» носят условные обозначения, соответствующие их основным местам дислокации:
- комплекс «Крым» базируется в 30 км от Симферополя. Значительно позднее эта база ВВС будет выбрана в качестве
западного запасного аэродрома для посадки орбитального корабля «Буран» и станет известна как «объект ЗАС» (запасной аэродром - Симферополь);
- «Волга» базируется рядом с г Ахтубинском Астраханской области. Там же, в 8-м Государственном научно-испытательном институте ВВС имени В. П. Чкалова, производится подготовка экипажей для всех боевых комплексов с использованием «керосиновых» ГСР и высотных полетов самолетов-аналогов, сбрасываемых с самолета-носителя Ту-95КМ;
- «Сибирь» базируется на базе стратегической авиации под Красноярском;
- самый восточный комплекс - «Амур» - располагается на базе морской авиации в центральной части Приморского края, восточнее районного центра Хороль (впоследствии - восточный запасной аэродром для «Бурана»).

В качестве запасных аэродромов для «Спирали» используется подмосковная база ВВС в Кубинке и аэродром дальней авиации в поселке Монгохто (в 80 км от г. Советская Гавань) на Дальнем Востоке страны. Все комплексы облетаны и встали на боевое дежурство, т е. система осуществляет плановые (преимущественно разведывательные) космические полеты с частотой 10-15 запусков в год. Министерство обороны ведет работу по увеличению интенсивности полетов до проектных 30-40 в год, во время которых осуществляются инспекция и перехват спутников-мишеней. Проведены первые испытательные запуски ударного ОС, в ходе которых ракета «космос -земля», снаряженная боеголовкой с обычной взрывчаткой, «успешно поразила» условную морскую цель в акватории Охотского моря. В качестве цели был использован старый рыболовный траулер «Камчатский комсомолец» (или, к примеру, «Комсомолец Камчатки»). Результаты учебных пусков еще раз подтвердили, что «...воздушно-космический комплекс с ОС как принципиально новый вид вооружения имеет самостоятельные перспективные области боевого применения, значение которых возрастает с развитием системы ПРО противника». В дальнейших планах учений - отработка возможности прицельного пуска ракеты «космос - Земля» в пределах радиолокационного контакта орбитального самолета с целью.

Проведена доработка навигационной системы орбитального самолета: теперь ее можно использовать при старте с самолета-разгонщика, и расширено участие летчика в ее работе. Система аварийного спасения также модифицирована: процесс спасения пилота теперь полностью автоматизирован, что увеличило надежность и повысило выживаемость пилота при ведении боевых операций в космосе и при нештатных ситуациях. Бортовое оборудование разведывательного варианта после доработок позволяет вести оперативную передачу разведывательной информации через широкополосную радиолинию непосредственно на наземные пункты приема (в пределах прямой видимости) или с использованием спутников-ретрансляторов. На нескольких орбитальных самолетах проходит испытания новая радиотелеметрическая аппаратура (для радиотелеметрических и внешнетраекторных измерений в условиях плазмы), работающая в миллиметровом диапазоне радиоволн, и готовится установка на борт командной радиолинии (типа БКРЛ-БП) для получения команд, обеспечивающих автоматическую коррекцию на первом полетном витке.

Ведутся работы по дальнейшему совершенствованию ОС. В частности, отрабатывается аппаратура для передачи части фотоснимка по телеканалу для скорейшей доставки особо важной разведывательной информации; разрабатывается всепогодный вариант орбитального самолета-разведчика с бортовыми системами для тепловой разведки и обнаружения радиотехнических средств противника. Продолжаются исследования возможности увеличить угол поворота плоскости орбиты в космосе для орбитального самолета-разведчика не менее чем до 22° и для варианта инспектора-перехватчика до 15-20° при высоте его орбиты до 1000 км. Проводятся исследования по совершенствованию теплозащиты для расширения допустимого диапазона температур до максимального значения 1700°С в области теплозащитного экрана без снижения общего ресурса конструкции (количества циклов нагрева). Это позволит снизить балансировочный угол атаки на гиперзвуковом участке торможения в атмосфере с 65-45° до 30° и соответственно поднять значение гиперзвукового аэродинамического качества со значений 0,8-0,9 до 1,5, что значительно расширит возможности маневрирования в атмосфере. В частности, в этом случае боковое отклонение должно увеличиться до ± 1500-1800 км в сторону от трассы полета.

Упомянем и еще об одной, ведущейся в условиях строжайшей секретности работе по повышению оперативности использования, гибкости применения и боевой живучести системы «Спираль». Речь идет о разработке мобильного авиационного посадочного комплекса, представляющего собой тяжелый (дозвуковой?) самолет-носитель, который должен встречать в воздухе на высоте нескольких километров возвращающийся из космоса ОС, сближаться с ним и после уравнивания взаимных скоростей принимать его на борт с последующей доставкой (на внешней подвеске) на ближайший аэродром. Такая схема посадки позволяет не только отказаться от использования стационарных (и поэтому уязвимых в боевых условиях) посадочных комплексов, но и с учетом межконтинентальной дальности встречающего самолета-носителя, оборудованного к тому же системой дозаправки топливом в полете, обеспечить глобальное применения «Спирали» при возможности спуска с орбиты практически с любого витка.

Не забыт и ГСР: с целью улучшения эксплуатационных свойств продолжаются работы по замене старта с разгонной тележки на старт с помощью собственных шасси самолета. Развертывание военных комплексов и начало решения первоочередных оборонных задач позволило перейти к созданию гражданской версии орбитального самолета - транспортного варианта для снабжения орбитальных станций. Гражданское назначение тоже достаточно условно: советские орбитальные станции, как правило, выполняли программы Министерства обороны, которое быстро оценило орбитальные самолеты за их способность обеспечить «...регулярную, более быструю и более безопасную связь Земли с космическими станциями и базами, чем это могут сделать транспортные аппараты без точной посадки и с ракетным стартом».

Гражданская версия также разрабатывается в модификации корабля-спасателя экипажей терпящих бедствие пилотируемых космических кораблей. Воздушный старт обеспечивает общее время от момента старта до встречи с орбитальной базой на высоте 1000 км (при скорости сближения не более 250 м/с), не превышающее 12 часов. Для сравнения: ракетный старт космического транспорта в аналогичных условиях может потребовать ожидания в течение нескольких суток. Похоже на фантастику? Нет, именно таким виделся своим создателям и заказчикам воздушно-орбитальный самолет «Спираль»... Сложно сказать, как реально сложилась бы судьба проекта в случае его полномасштабного финансирования, но достоверно одно: ОС (второго этапа, запускаемый с помощью РН «Союз») действительно мог быть создан и принят на вооружение, хотя и не в сроки, указанные в аванпроекте. В этом у специалистов нет никаких сомнений.