http://www.dogswar.ru/images/stories/tank/NM-116-01.jpg

NM-116 - норвежский лёгкий танк 1970-х годов, представлял собой модернизированный вариант американского лёгкого танка M24 Chaffee, состоявшего на вооружении Сухопутных войск Норвегии с конца 1940-х годов. В ходе модернизации NM-116 получил прежде всего более современное вооружение и силовую установку, а также ряд менее значительных модификаций. По заказу норвежской армии в январе 1973 года фирма Thune-Enreka AIS изготовила первый опытный образец. После успешно проведенных испытаний было принято решение о модернизации норвежских М24. С января 1975 года по октябрь 1976-го модернизировано 54 танка, которые получили обозначение NM-116. Данный вариант модернизации танка активно предлагался на внешнем рынке странам, имевшим на вооружении M24, в частности, Тайваню. Но из-за общей устарелости шасси заинтересованных в подобной сделке не нашлось. К началу 1990-х годов танки NM-116 стали снимать с вооружения армии Норвегии, и в настоящее время в состав ее вооруженных сил они уже не входят.

Танки NM-116 поступали прежде всего на вооружение противотанковых подразделений бригад норвежской армии. На вооружении модернизированные танки оставались до начала 1990-х годов, когда поставки более современных ОБТ «Леопард» позволили Норвегии заменить ими устаревшие образцы, в том числе NM-116, которые были полностью сняты с вооружения к 1993 году.

В 1967 году французская фирма Ingénieurs de Bourges предложила модернизацию M24 путём установки 90-мм пушки D/925 с низким давлением в канале ствола. Один M24 был переоборудован подобным образом и продемонстрирован французской армии, однако интерес к такому варианту модернизации проявила лишь Норвегия. В 1972 году норвежская армия приняла решение оставить на вооружении 54 танка M24 в качестве разведывательных и противотанковых машин, после их модернизации, включающей установку 90-мм пушки и новой силовой установки. Причиной для такого решения стало то, что армия по опыту эксплуатации была вполне довольна надёжностью и долговечностью M24, в то время как стоимость его модернизации, по расчётам, должна была составить лишь треть от стоимости закупки нового современного лёгкого танка.

http://www.dogswar.ru/images/stories/tank/NM-116-02.jpg

Заказ на разработку проекта модернизации и переоборудование прототипа танка, предназначенного для исследования целесообразности программы, был выдан норвежской фирме Thune-Eureka. При модернизации танка фирмой была использована разработанная в США фирмой NAPCO силовая установка, состоявшая из дизельного двигателя 6V53T, применявшегося на бронетранспортёре M113A1, с полуавтоматической трансмиссией MT 650, заменившей оригинальную установку из пары автомобильных карбюраторных двигателей c АКП. Замена двигателя повлекла также установку увеличенных воздухозаборников в крыше моторного отделения. Танк был перевооружён 90-мм пушкой, разместившейся в старых противооткатных устройствах 75-мм пушки и получил новую СУО с лазерным дальномером и возможностью установки ночного прицела; одноплоскостной стабилизатор при этом был ликвидирован. Спаренный 7,62-мм пулемёт был заменён 12,7-мм, а для размещения необходимого боекомплекта дополнительная боеукладка была размещена на месте помощника водителя, чья курсовая пулемётная установка ликвидирована и закрыта броневой заглушкой. Модернизированный танк также получил башенную корзину, более эффективную систему отопления для эксплуатации в холодном норвежском климате, а также ряд других усовершенствований.

Испытания прототипа были начаты в январе 1973 года и после успешного их завершения модернизированный танк был принят на вооружение Сухопутных войск Норвегии под обозначением NM-116, после чего Thune-Eureka был выдан заказ на капитальный ремонт и переоборудование оставшихся M24. Первый серийный танк был сдан армии в январе 1975, а последний - в октябре 1976 года, всего по программе переоборудованы были 54 NM-116. По оценкам норвежских экспертов, стоимость модернизации NM-116 составила 1 млн. крон за единицу. Некоторое количество немодернизированных M24 при этом было оставлено на вооружении войск территориальной обороны. Помимо выпуска для норвежской армии, NM-116 заинтересовал фирму NAPCO, приобретшую для экспортных поставок лицензию на производство модернизационного комплекта. Комплект предлагался Греции и Тайваню, всё ещё сохранявшим на вооружении значительные количества M24. Однако Тайвань ограничился закупкой модернизированной силовой установки, которой была переоснащена по крайней мере часть его M24 в начале 1980-х годов, тогда как Греция предпочла попытаться осуществить подобную модернизацию своими силами, с использованием иного двигателя и трансмиссии.

http://www.dogswar.ru/images/stories/tank/NM-116-03.jpg

Танк NM-116 имел классическую компоновку, с расположением моторного отделения в кормовой, объединённого отделения управления и трансмиссионного отделения - в лобовой и боевого отделения - в средней части танка. Экипаж танка состоял из четырёх человек: механика-водителя, командира, наводчика и заряжающего. NM-116 имел дифференцированную противопульную бронезащиту. Корпус танка представлял собой жёсткую коробчатую несущую конструкцию, собранную при помощи сварки из катаных листов гомогенной броневой стали толщиной 10, 13, 19 и 25 мм. Лобовая часть корпуса имела клиновидную форму и состояла из верхнего и нижнего 25-мм бронелистов, расположенных под наклоном, соответственно, в 60° и 45° к вертикали. В поперечном сечении корпус имел трапециевидную форму с обратным наклоном бортовых листов в 12°; борта отделения управления и боевого отделения выполнялись из 25-мм листов, борта моторного отделения — из 19-мм. Корма корпуса также выполнялась из двух 19-мм листов: вертикального верхнего и расположенного под наклоном в 42° нижнего. Крыша корпуса собиралась из 13-мм бронелистов, тогда как днище имело толщину 13 мм в районе отделения управления и боевого отделения и 10 мм - в районе моторного отделения.

Башня NM-116 имела коническую форму с развитой кормовой нишей и заманом по всей окружности и смешанную конструкцию, состоявшую из литых деталей и катаных листов броневой стали, соединявшихся при помощи сварки. Лобовая часть башни представляла собой фасонную отливку сложной формы, имевшую толщину 38 мм и углы наклона от 0° до 60° и закрывалась литой маской орудия той же толщины, имевшей близкую к цилиндрической форму. Борта башни собирались из гнутых штампованных 25-мм бронелистов, расположенных под наклоном 25° с правого и 20° - с левого борта, тогда как кормовой бронелист, также имевший толщину 25 мм, располагался вертикально. Крыша башни собиралась из 13-мм листов, в кормовой и лобовой части расположенных под наклоном до 68°, командирская башенка выполнялась цельнолитой. На корме башни размещался небронированный ящик для ЗИП.

http://www.dogswar.ru/images/stories/tank/NM-116-04.jpg

Для посадки и высадки механик-водитель располагал люком в крыше отделения управления, люки для остальных членов экипажа размещались в крыше башни: индивидуальный у заряжающего и общий для командира и наводчика - в командирской башенке; помимо этого, у базового M24 имелся люк в днище корпуса за сиденьем помощника водителя, но нет данных о том, мог ли он использоваться на NM-116, на котором место помощника водителя заняла боеукладка. Кроме этого, в кормовой части правого борта башни имелся лючок для стрельбы из личного оружия, который мог также использоваться заряжающим для выброса стреляных гильз. Доступ к моторному отделению осуществлялся через люки в его крыше и корме, помимо этого, для доступа к трансмиссии часть верхнего лобового бронелиста была выполнена съёмной. При модернизации NM-116 оснащался усовершенствованной системой отопления, что также включало перемещение аккумуляторов на место ликвидированных снарядных ящиков на пол боевого отделения, где они дополнительно обдувались горячим воздухом.

Танк NM-116 оснащался стационарной автоматической системой ППО трёхкратного действия, предназначенной для тушения пожаров в моторном отделении. В состав системы входили три баллона с огнетушащим составом «Фреон 1301», один из которых разряжался автоматически при превышении заданной температуры в моторном отделении, а остальные два разряжались механиком-водителем вручную. Данных о замене средств пожаротушения в боевом отделении нет, но базовый M24 для этого комплектовался одним переносным углекислотным огнетушителем ёмкостью в 1,8 кг. Для маскировки танка на каждом борту башни устанавливались по четыре 76-мм дымовых гранатомёта германского производства.

Основное вооружение танка NM-116 составляла 90-мм полугладкоствольная полуавтоматическая пушка D/925. Пушка имела ствол длиной 33 калибра / 2970 мм, снабжённый однокамерным дульным тормозом активного типа; концентрические противооткатные устройства пушки состояли из гидравлического тормоза отката и пружинного накатника, предельная длина отката составляла 305 мм. Пушка размещалась в цапфах в лобовой части башни в спаренной с пулемётом установке M64, обеспечивавшей ей углы наведения в вертикальной плоскости от −10° до +15°, горизонтальная наводка осуществлялась поворотом башни. Нет данных, подвергались ли механизмы наведения модернизации, но базовый M24 имел только ручной винтовой механизм вертикального наведения с гидравлическим приводом поворота башни, обеспечивавшим максимальную скорость горизонтального наведения в 24 град/сек, а также дублирующим ручным.

Сведения о прицельных устройствах NM-116 скудны, однако упоминается, что замена пушки повлекла замену прицельных сеток, что указывает на сохранение прицелов базового танка. Базовый набор прицельных устройств M24 состоял из телескопического прицела M71G, имевшего увеличение 5×, и комбинированной установки из перископического M4A1 и телескопического M38A2, имевшей увеличение 1,44×. Для определения дальности NM-116 оборудовался лазерным дальномером LV3 фирмы Simrad Optronics, размещённым над стволом орудия. На танке предусматривалась возможность оборудования ночным прицелом, активного типа, работающего за счёт подвески инфракрасным прожектором, или пассивного, работающего за счёт усиления естественной ночной освещённости, но в стандартную комплектацию он не входили.

Боекомплект орудия составлял 41 унитарный выстрел с металлическими гильзами, со стабилизированными оперением кумулятивными, осколочно-фугасными и дымовыми снарядами, а также картечью. Часть выстрелов размещалась в боеукладках первой очереди в башенной корзине и нише башни, 20 располагались в боеукладке в правой половине отделения управления. Бронепробиваемость кумулятивного снаряда OCC F1 составляла 300—320 мм гомогенной стальной брони при угле встречи 90° и 120 мм - при угле встречи 30°. Картечь предназналась для ближней противопехотной обороны машины и использования против засад и имела максимальную эффективную дальность около 150 метров.

Тактико-технические данные NM-116
Боевая масса, т 20
Компоновочная схема - классическая с передним расположением трансмиссии
Экипаж, чел. 4
Длина корпуса, мм 5029
Ширина, мм 2945
Высота, мм 2770
Клиренс, мм 450
Тип брони - стальная катаная и литая гомогенная
Вооружение
Тип пушки - нарезная, низкого давления 90-мм D/925
Боекомплект пушки 41
Углы ВН, град. −10…+15
Прицелы - телескопический, перископический, лазерный дальномер
Пулемёты - 2-3 х 12,7-мм m/50
Тип двигателя - V-образный 6-цилиндровый дизельный жидкостного охлаждения с турбонаддувом
Мощность двигателя, л. с. 275
Скорость по шоссе, км/ч 57
Скорость по пересечённой местности, км/ч 26—30
Запас хода по шоссе, км 400
Удельная мощность, л. с./т 13,8
Тип подвески - индивидуальная торсионная с гидравлическими амортизаторами
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,8
Преодолеваемый подъём, град. 30
Преодолеваемая стенка, м 0,9
Преодолеваемый ров, м 2,4