http://www.dogswar.ru/images/stories/experement/Stingray-1.jpg

Фирма «Cadillac» долгое время являлась монополистом в области поставок бронеавтомобилей вооруженным силам США, броневики V-100/150 «Commando» хорошо известны во всем мире и неплохо зарекомендовали себя в различных военных конфликтах. За проработку концепции легкого танка инженеры фирмы плотно засели в январе 1983 г, а полномасштабное проектирование началось в сентябре того же года. К постройке опытной машины на заводе фирмы приступили уже в феврале 1984 г, а в августе из цеха вышел первый танк, пока еш,е без башни. Проектирование башни велось параллельно работе над шасси с середины 1983 г., первую башню изготовили к июню 1984 г.

Башня испытывалась на «Шеридане», один M551 переоборудовали под установку башни перспективной машины AGS; что удивительно, ходовая часть ветерана успешно выдержала испытание отдачей от стрельбы из 105-мм башенного орудия. Собственно, ничего удивительно в этом нет - башню делали не только для установки на машину AGS, но и на тот же «Шеридан», M41, колесную технику, поэтому пришлось принять экстраординарные меры по снижению отдачи при выстреле из орудия. Диаметр башенного погона (1,854 м) позволял без особых проблем адаптировать башню на «Шеридан», «Уолкер Бульдог» и броневик V-300. Интенсивные ходовые испытания танк проходил в конце 1984-го и в первой половине 1985 г. Так в ходе ресурсных испытаний на пробеге января по апрель 1985 г машина прошла 4828 км. Танк фирмы Кадиллак Гэйдж получил обозначение «Commando Stingray»; данью уважения к «бронеавтомобильному» прошлому фирмы являлось слово «Commando», которое вскоре, впрочем, было отброшено.

Компоновка танка «Commando Stingray» - классическая, с отделением управления в передней части машины, боевым отделением в средней части и расположенным в корме МТО. Танк имеет сварной, из стальных бронелистов, корпус, обеспечивающий защиту во фронтальной части от попаданий пуль калибра до 14,5 мм, в кормовой части и с бортов - от 7,62-мм пуль. Ходовая часть включает по шесть двускатных обрезиненных катков малого диаметра и по три поддерживающих ролика на борт; ведущие колеса находятся сзади. Подвеска опорных катков индивидуальная, торсионная; торсионы представляют собой удлиненные торсионы подвески 155-мм самоходной установки M109, поддерживающие ролики - от танка M41 «Уолкер Бульдог». На первом и шестом опорных катках установлены гидравлические амортизаторы. Гусеница с резинометаллическими шарнирами параллельного типа набрана из стальных траков шириной 38 см, на траки возможна установка резиновых асфальтоходных подушек.

Механик-водитель располагается в передней части корпуса по оси машины на регулируемом по высоте сиденье. В крышке люка водителя монтируются три неподвижных перископических наблюдательных прибора, обеспечивающих суммарное поле зрения по горизонту в 120 град., средний перископ взаимозаменяем с пассивным ИК прибором ночного видения. Люк механика-водителя может быть открыт только при развороте башни на 90 град, вправо или влево. Управление танком осуществляется посредством рулевого колеса.

http://www.dogswar.ru/images/stories/experement/Stingray-3.jpg

Вооружение размещено в трехместной башне кругового вращения. Сварная из стальной брони башня имеет массу 5040 кг и обеспечивает защиту от пуль калибра не выше 14,5 мм. Башня набрана из плоских панелей, что позволяет при необходимости без особых сложностей установить накладную броню. В башне установлена английская нарезная 105-мм пушка L7A3. Низкоимульсный вариант орудия L7 имеет дульный тормоз, экстрактор пороховых газов новой конструкции, усовершенствованную систему отката ствола после выстрела; силу отката удалось снизить по сравнению с исходным вариантом вдвое. Доработка пушки производилась специалистами фирмы Ройал Орднэнс. Углы наведения орудия в вертикальной плоскости - от -7,5 град, до +18 град. В состав боекомплекта из 36 выстрелов могут входить любые снаряды к этому орудию. Вся боеукладка расположена ниже погона башни. Восемь снарядов, три из которых подготовлены для немедленного заряжания, находятся на вращающимся полике, а две укладки по 14 снарядов расположены по бокам от места механика-водителя. Стреляные гильзы выбрасываются через люк в левом борту башни.

Слева от пушки установлен спаренный с ней 7,62-мм пулемет М240. Суммарный боекомплект к пулемету - 2400 патронов. Предусмотрена замена пулемета калибра 7,62 мм на 12,7-мм пулемет Еще один 7,62-мм или 12,7-мм пулемет монтируется на крыше башни рядом с люком командира, боекомплект этого пулемета - 1000 патронов. По бортам башни установлено по блоку четырехствольных дымовых гранатометов. Возимый боекомплект к ним - 16 гранат (восемь в гранатометах и восемь - в танке). Приводы разворота башни и наведения орудия в вертикальной плоскости - электрогидравлические с ручным дублированием, полный оборот башня совершает за 40 с. Орудие стабилизировано в двух плоскостях.

Рабочее место командира находится справа от пушки, место наводчика - впереди и ниже командирского. Заряжающий располагается слева от казенной части орудия. У наводчика установлен основной комбинированный дневной/ночной прицел М36Е1. Оптическая головка прицела находится под бронеколпаком на крыше башни. В прицел интегрирован лазерный дальномер. Командир может наводить орудие, пользуясь дневным/ночным прицелом NV-52. Суммарный круговой обзор командиру обеспечивается семью перископическими наблюдательными приборами, установленными вокруг люка. Люк заряжающего откидывается назад, перед люком установлен перископический наблюдательный прибор с вращающейся оптической головкой. Цифровой баллистический вычислитель танка «Стингрей» разработан фирмой Бритиш Маркони на базе СУО бронеавтомобиля V-150, вооруженного 90-мм пушкой. Вычислитель вводит поправки на скорость и направление ветра, угол крена цапф орудия, атмосферное давление и др.

В расположенном в кормовой части корпуса танка МТО установлен 8-цилиндровый дизель 8V-92ТА мощностью 535 л.с. с турбонаддувом; двигатель разработан фирмой Детройт Дизель. Используется поперечная схема размещения силовой установки. Мотор монтируется в едином блоке с автоматической трансмиссией Аллисон XTG-411-2А. Система охлаждения обеспечивает нормальную работу силовой установки при температуре окружающего воздуха до +50°С. При проектировании танка приняты меры к снижению инфракрасного излучения силовой установки. Для удобства обслуживания и замены силовой установки задняя стенка корпуса выполнена откидной. Интегральный топливный бак емкостью 757 л расположен между боевым отделением и МТО.

Электрооборудование танка Commando Stingray запитывается от генератора и шести аккумуляторных батарей, которые расположены вдоль левого борта корпуса. Доступ к батареям осуществляется через специальный люк в корпусе. Запуск дизеля от батарей возможен при температуре воздуха не ниже -31 град. По желанию заказчика на танке предусмотрена возможность установки системы защиты от оружия массового поражения, навигационной системы, дымогенераторной аппаратуры, автоматической системы пожаротушения.

Фирме Кадиллак удалось создать чрезвычайно удачный легкий танк, по подвижности и огневой мощи не уступающий основному боевому танку M1 Abrams. Пентагон был удовлетворен машиной и даже рассматривался вопрос о перевооружении танками «Stingray» подразделений 9-й моторизованной пехотной дивизии армии США, однако в последний момент решение о принятии гусеничного «Commando» на вооружение было отменено из-за высокой стоимости машины - порядка одного миллиона долларов за танк. И все же «Commando Stingray» на вооружение приняли, но только не в США, а в Таиланде, вооруженным силам этого государства в 1986-1990 гг поставлено 106 танков; танк также проходил демонстрационные испытания в Малайзии.

В середине 90-х годов был разработан усовершенствованный вариант - «Stingray II». За счет использования более прочной броневой стали и увеличения толщины листов удалось повысить защищенность машины; лобовая часть танка выдерживает попадания снарядов калибра до 30 мм. Борта и корма - «держат» 20-мм снаряды. Установлены система управления огнем от основного боевого танка M1A1 Abrams и термоизоляционный чехол на ствол орудия, предусмотрена возможность замены электрогидравлических приводов полностью электрическими и установка гусеницы с более широкими траками для сохранения удельного давления на грунт на прежнем уровне (масса машины после доработок возросла до 22,6 т). В качестве возможных покупателей танка «Stingray II» рассматривались Таиланд и Тайвань, однако заказов на него пока не поступило.

Технические характеристики Commando Stingray
Боевая масса, т 21,2
Компоновочная схема классическая
Экипаж, чел. 4
Длина с пушкой вперёд, мм 9300
Ширина, мм 2710
Высота, мм 2550
Клиренс, мм 460
Бронирование - стальная высокой твёрдости, противопульная
Калибр и марка пушки - 105-мм LRF
Боекомплект пушки 32
Пулемёты 1 х 12,7-мм M2HB, 1 х 7,62-мм M240
Тип двигателя Detroit Diesel 8V92TA
Мощность двигателя, л. с. 535
Скорость по шоссе, км/ч 67
Запас хода по шоссе, км 480
Удельная мощность, л. с./т 25,2
Тип подвески - индивидуальная торсионная
Удельное давление на грунт, кг/см 0,72
Преодолеваемый подъём, град. 30°
Преодолеваемая стенка, м 0,65
Преодолеваемый ров, м 2,15
Преодолеваемый брод, м 1,05