http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay2/Flakpanzer-Gepard-01.jpg

Flakpanzer Gepard (Flugabwehrkanonenpanzer Gepard, FlakPz Gepard И также известна как Cheetah) - это всепогодная немецкая самоходная зенитная артиллерийская установка (ЗСУ), которая была разработана немецкой компанией Krauss-Maffei Wegmann (KMW) в период с 1976 по 1980 год. Разработка Flakpanzer Gepard началась в 1960-х годах, и она была принята на вооружение в 1970-х годах, несколько раз модернизировался с использованием новейшей электроники. Flakpanzer Gepard базируется на гусеничном шасси танка Leopard 1 Main Battle Tank (MBT) с двухместной башней, вооруженной двумя 35-мм пушками Oerlikon Contraves KDA. Немецкая армия получила 420 систем. ЗСУ Flakpanzer Gepard также экспортировался в Бельгию и Нидерланды. В Германии Flakpanzer Gepard был выведен из эксплуатации в конце 2010 года и заменен системой Wiesel 2 Ozelot Leichtes Flugabwehrsystem (LeFlaSys) с четырьмя пусковыми установками FIM-92 Stinger или LFK NG. В настоящее время самоходная зенитная установка по-прежнему состоит на вооружении Бразилии, Чили, Иордании, Румынии и Катара.

В конце 1998 года Министерство обороны Германии заявило, что оно должно передать румынской армии 43 35-мм ЗСУ Gepard, а также оборудование для технического обслуживания и обучения. Немецкая армия поставила первые системы в Румынию в 1999 году. В декабре 2020 года было объявлено о выдаче лицензии на экспорт в Катар в общей сложности 15 зенитных установок Flakpanzer Gepard. Кроме того, в качестве запасных частей будут доставлены четыре автоматические пушки, 30 стволов, 16 000 патронов и 45 затворов. В феврале 2022 года было объявлено, что KMW поставит Украине 50 списанных зенитных гусеничных бронемашин Flakpanzer Gepard для противодействия России.

http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay2/Flakpanzer-Gepard-02.jpg

Самоходная зенитная установка Flakpanzer Gepard разработана на базе гусеничного бронированного шасси основного боевого танка Leopard 1, оригинальная башня удалена и заменена двухместной зенитной артиллерийской системой. Сам корпус выполнен из сварной броневой стали и имеет только один слой брони. В то время как лобовая броня имеет толщину 70 мм, а угол наклона 30 градусов соответствует длине пробития 140 мм, толщина бортовой, днищевой и кормовой брони составляет всего от 20 до 30 мм. Из соображений противопожарной защиты боевое и машинное отделения отделены друг от друга поперечной переборкой. Из-за использования корпуса, изначально разработанного для основного боевого танка, броня в районе корпуса необычайно прочна для ЗСУ, что становится ясно из сравнительно большого общего веса, который даже выше, чем у танка Leopard 1. В корпус были внесены лишь незначительные изменения, например, изменено расстояние между опорными катками (расстояние между третьим и четвертым опорными колесами увеличено на 8 см) и перенос дополнительных аккумуляторов в аккумуляторные ящики сзади. Аккумуляторы и электрическая система работают от напряжения 24 В постоянного тока. Экипаж состоит из трех человек, включая водителя, командира и наводчика. Водитель сидит в передней части корпуса с правой стороны от вспомогательной силовой установкой Daimler-Benz OM314 мощностью 95 л.с., выхлопная труба которой проходит по левому борту корпуса в корму.

http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay2/Flakpanzer-Gepard-03.jpg

Если Flakpanzer Gepard едет с открытым люком и защитной решеткой механика-водителя, вращение башни блокируется из соображений безопасности, но механик-водитель имеет лучший обзор. Когда защитная решетка водителя закрыта, обзор водителю ограничен, но ЗСУ полностью готова к работе. При закрытом люке водитель ориентируется по трем угловым зеркалам. Середина угловых зеркал может быть заменена электронно-оптическим преобразователем, что позволяет Flakpanzer Gepard ездить ночью без ближнего света фар или камуфляжных огней. ЗСУ Flakpanzer Gepard оснащена 10-цилиндровым многотопливным двигателем MTU MB 838 Ca M500 мощностью 830 л.с. при 2200 об/мин, соединенным с планетарной коробкой передач ZF 4 л.с. 250 с гидравлическим преобразователем крутящего момента, 4 передними и 2 задними передачами. Он использует ту же подвеску и гусеницы, что и Leopard 1, состоящие из семи сдвоенных легкометаллических опорных катков с резиновыми шинами с ведущей звездочкой сзади, направляющим колесом спереди и четырьмя возвратными катками гусеницы с каждой стороны. Первая, вторая, третья, шестая и седьмая опорные катки снабжены гидравлическими амортизаторами. Gepard может развивать максимальную скорость по шоссе 65 км/ч с максимальным запасом хода по шоссе 550 км и 400 км по бездорожью. Он может преодолеть уклон 60 % и вертикальное препятствие высотой 1,15 м. Он может преодолевать траншеи длиной 3 м и преодолевать брод глубиной 2,5 м.

ЗСУ Flakpanzer Gepard оснащен большой полностью вращающейся двухместной башней, которая весит чуть более 15 тонн с боезапасом, установлена ​​в центре корпуса, командир сидит слева, а наводчик справа. Башня несет полные системы вооружения и радиолокации, электронику с компьютером управления огнем и весь запас боеприпасов. Башня и корпус Flakpanzer Gepard имеют цельносварную стальную конструкцию, обеспечивающую защиту от огня стрелкового оружия и осколков артиллерийских снарядов. Благодаря своей задаче, включающей в себя среди прочего борьбу с низколетящими самолетами и вертолетами, башня и вооружение очень динамичны и поэтому, в отличие от большинства танков, приводятся в движение не гидравлически, а очень мощными электродвигателями через Metadyne. Электрическая энергия от генераторов и сигналы управления передаются на башню через контактные кольца от производителя Schleifring und Apparatebau. Башня может поворачиваться на 360° менее чем за 2,5 секунды, а система вооружения может поворачиваться вверх или вниз на 90° всего за 1,5 секунды. В случае выхода из строя привода башни или системы вооружения ими можно управлять вручную. Башню можно вращать с помощью рукоятки, но полный поворот на 360° занимает около трех минут. Система вооружения может взводиться вручную, а также регулироваться по высоте. Поскольку командир и наводчик сидят близко к оси вращения башни, они практически не ощущают быстрого поворота и поэтому не страдают от точной и быстрой работы систем. Через башню дверь, запираемая предохранительным выключателем внутри бронированного корпуса, ведет к водителю (возможно только при положении башни на 12 часов) и к люку аварийного выхода в полу корпуса, который расположен за сиденьем водителя. Предохранитель блокирует поворот башни и предохраняет экипаж ЗСУ от травм при проходе через дверь. Большинство органов управления для экипажа башни находятся на пяти панелях управления, из которых центральная панель занята в основном экраном поисковой РЛС, а панель у наводчика занята дисплеями РЛС сопровождения.

http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay2/Flakpanzer-Gepard-04.jpg

Башня вооруженна двумя 35-мм пушками Oerlikon Contraves KDA L/90 со скорострельностью 550 выстр/мин., что дает время непрерывной стрельбы 37 секунд до исчерпания боеприпасов (680 выстрелов для обоих орудий). По одному 35-мм орудию установлено снаружи по обеим сторонам башни, а зенитные боеприпасы подаются через неподвижные и подвижные желоба, которые герметично изолированы от боевого отделения. Каждая пушка снаряжается 310 зенитными и 20 бронебойными снарядами. Башня с электрическим приводом приводится в действие генератором мощностью 40 кВт, приводимым в движение 4-цилиндровым многотопливным двигателем Mercedes-Benz OM 314 объемом 3,8 л. Пушки Flakpanzer Gepard могут стрелять всеми видами боеприпасов, включая HEI (фугасно-зажигательные), HEI-T (фугасно-зажигательно-трассирующие), HEI (BF), SAPHEI-T (бронебойно-фугасно-зажигательные с трассирующими снарядами)), FAPDS (ломкий бронебойный подкалиберный снаряд), APDS-T, APFSDS-T (бронебойный оперенный подкалиберный снаряд с трассером), TP/TP-T (Target Practice Tracer Projectile) и AHEAD (Advanced Hit Efficiency And Destruction). Пушки имеют максимальную дальность стрельбы 5500 м боеприпасами FAPDS. По бокам башни установлена ​​группа из четырех 76-мм дымовых гранатометов. ЗСУ Flakpanzer Gepard оснащен цифровым компьютером управления огнем, поставляемым EADS (DASA). Миниатюрный цифровой компьютер использует 32-разрядные микропроцессоры Motorola 68020, одноплатные компьютеры со специальными арифметическими сопроцессорами и интерфейс управления, контроля и связи (C3). Все данные, обрабатываемые системой управления огнем, связаны с фиксированной системой координат транспортного средства.

Также возможно применение ЗСУ Flakpanzer Gepard для борьбе с наземными целями, такими как танки или колесные машины, обнаружение и сопровождение осуществляется визуально через один из перископов командира или наводчика. Установка дальности для оружия оценивается и производится вручную, по наземным целям лазерный дальномер не используется. Наземные цели поражаются либо беглым одиночным огнем, либо короткими очередями. В зависимости от типа цели используются либо трассирующие снаряды, либо боеприпасы с твердым сердечником. Поскольку дальность до наземной цели является лишь приблизительной, имеет смысл использовать трассирующие боеприпасы для корректировки настройки дальности после первого выстрела. Недостатком этого способа является чрезвычайное облегчение обнаружение ЗСУ противником. ЗСУ Flakpanzer Gepard обычно не способен уничтожить основной боевой танк, но может повредить его в достаточной степени (например вывести из строя оптику, датчики, ходовую часть и двигатель), чтобы избежать прямых угроз. Благодаря относительно большому калибру орудия, который выше, чем у большинства БТР, ЗСУ Flakpanzer Gepard может легко уничтожать легкобронированные машины, такие как БТР, БМП или другие зенитные машины.

http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay2/Flakpanzer-Gepard-05.jpg

Flakpanzer Gepard оснащена двумя радарами, включая импульсный доплеровский поисковый радар MPDR-12, расположенный в задней части крыши башни, и радар слежения, установленный в передней части башни. В походном положении поисковая РЛС опущена в корму башни. Поисковый радар работает в диапазонах E/F и имеет дальность действия 15 км. Диапазон НАТО E - это обозначение радиочастот от 2000 до 3000 МГц, а F - радиочастоты от 3000 до 4000 МГц. Поисковый радар вращается со скоростью 60 об/мин и обеспечивает непрерывное наблюдение за воздушным пространством с функцией IFF (опознавание "свой-чужой"). IFF - это система идентификации, предназначенная для управления и контроля. Он использует транспондер, который прослушивает сигнал запроса, а затем отправляет ответ, который идентифицирует вещательную компанию. I Радар может работать во время движения ЗСУ, и когда это не требуется, его можно сложить за задней частью башни, чтобы уменьшить общую высоту. Как только в прицеле появляется самолет, экипаж получает предупреждение. Цель отображается с точки зрения азимута, угла и дальности и идентифицируется как "свой-чужой". Если самолет является враждебным, информация передается на когерентный импульсный доплеровский радар Siemens-Albis. Этот радар установлен в передней части башни, имеет дальность действия 15 км, работает в Ku-диапазоне и, когда он не используется, может поворачиваться на 180º, чтобы антенна была обращена к передней части башни.

Радар сопровождения автоматически отслеживает цель по азимуту, высоте и дальности. При этом поисковый радар все еще ведет поиск других целей. Дальность захвата РЛС сопровождения позволяет захватывать цели под углом около 200º без вращения башни. Информация от РЛС может передаваться по радио в цифровом виде и отображаться на аналогичном мониторе в штабе. В качестве альтернативы, воздушные цели могут быть наведены через два оптических панорамных перископа, например, в случае отказа следящего радара или для захвата цели, не выдавая своего местоположения за счет излучения радара. Два независимых перископа также позволяют поражать цель при оптическом отслеживании другой цели или контролировать воздушное пространство, и землю во время отслеживания и поражения. Перископы могут переключаться с 1,5-кратного на 6-кратное увеличение (поле зрения 50° и 12,5°), имеют обогрев стекол, подсветку перекрестия и стеклоочистители с системой очистки. РЛС сопровождения также связана с перископами командира и наводчика; В результате при обнаружении цели с помощью РЛС перископ наводчика сначала автоматически совмещается с целью, чтобы дополнительно контролировать сопровождение цели оптически или идентифицировать цель при нарушении работы системы "свой-чужой".

Стандартное оборудование ЗСУ Flakpanzer Gepard включает систему навигации и системы защиты от химического, биологического, радиологического и ядерного оружия. Фильтры системы защиты от РХБ и вентиляции, установленные перед дополнительным двигателем в баке, доступны с места водителя. Вентиляция всасывает наружный воздух и направляет его через различные фильтры (в том числе с активированным углем ) внутрь. Защитная система создает избыточное давление в баке, чтобы предотвратить неконтролируемый приток потенциально зараженного наружного воздуха, и обеспечивает период развертывания до 48 часов при полной защите от ОМП. В рамках продления срока службы система вентиляции была дополнена системой кондиционирования воздуха мощностью 10 кВт, которую можно использовать до наружной температуры 46 °C. Для самообороны немецкий ЗСУ Flakpanzer Gepard имеет импульсный 76-мм дымовой гранатомет Wegmann с восемью трубками. К обеим сторонам башни прикреплены по четыре трубы. В дополнение к личному снаряжению экипажа (два пистолета P8 и один пистолет-пулемет MP2) Бундесвер также ввел ручные гранаты и два термитных заряда для приведения в негодность танка и системы вооружения в случае необходимости. ЗСУ Flakpanzer Gepard способен пересекать водоемы без дополнительного снаряжения, но без полного погружения - он может преодолевать водные препятствия только вброд. После включения водолазной гидравлики, изменения подачи воздуха на привод и надувания уплотнителей башни он может нырнуть в воду и пересечь ее почти до нижней кромки орудия. Для достижения этой способности экипажу необходимо около десяти минут. В таком состоянии он не способен тушить пожар.

За свою карьеру Flakpanzer Gepard претерпел ряд обновлений своих электрических систем. Некоторые модернизированные машины имеют цифровую СУО, они получили обозначение B2L. Также были заменены доплеровские радары. Поисковый радар был заменен на радар S-диапазона (S-диапазон: часть микроволнового диапазона электромагнитного спектра, охватывающая частоты от 2 до 4 гигагерц (ГГц), используемая НАСА и в устройствах Bluetooth и WiFi). Отслеживание с помощью радара диапазона Ku (диапазон Ku: часть микроволнового диапазона электромагнитного спектра, охватывающего частоты от 12 до 18 гигагерц (ГГц), происходит от исходного диапазона K, используемого НАТО). Эти модернизированные радары сохранили свой 15-километровый радиус действия. Сеть управления, контроля и связи для голландского Flakpanzer Gepard включает новую систему управления TICCS с радиоприемником FM 9000 от Thales Nederland (ранее Signaal). Система C3 для немецкого Gepard, HflaAFüSys, включает новую радиостанцию ​​SEM 93 от SEL/Alcatel (GE). Голландская версия, PRTL 35mm GWI, основана на той же технологии системы, что и система Flakpanzer Gepard, за исключением конфигурации радиолокационной системы. По этой причине программа модернизации управлялась как двусторонний проект.

В ходе эксплуатации Flakpanzer Gepard часто использовался с командами Stinger класса «земля-воздух» (SAM), чтобы воспользоваться преимуществами дальности сканирования оборудования Flakpanzer Gepard. В более поздних моделях Flakpanzer Gepard был оборудован точками крепления на узлах подъема орудия для двухствольных пусковых установок ЗРК ManPad (Man Portable Air Defence). Это было не очень распространено, и его превзошла машина Ozelot Light Flak, вооруженная ЗРК, на базе ББМ Weasel Light .

Технические характеристики Flakpanzer Gepard (FlakPz Gepard)
Экипаж, чел. 3
Боевая масса, т 47,3
Длина корпуса, мм 6550
Ширина, мм 3106
Высота, мм 2500
Вооружение
- 2 х 35-мм нарезные автоматические пушки Oerlikon Contraves KDA L/90
- Пулемёты 1 х 7,62-мм MG-3
Дальность стрельбы, км 4
Прицелы оптический визир, РЛС РПК-2
Тип двигателя - V-образный 10-цилиндровый дизельный жидкостного охлаждения MTU MB 838 Ca M500
Мощность двигателя, л. с. 830
Мощность двигателя, кВт 619
Скорость по шоссе, км/ч 65
Запас хода по шоссе, км 550
Тип подвески - индивидуальная торсионная
Преодолеваемый подъём, град. 60
Преодолеваемая стенка, м 1,15
Преодолеваемый ров, м 3
Преодолеваемый брод, м 1,0