https://topwar.ru/uploads/posts/2016-08/thumbs/1471852022_izumrud.jpg

История золотых запасов государств, кочующих по закромам предприимчивых «союзников», со второй половины двадцатого века плавно перетекла из сферы государственных споров в анналы истории и стала рядовой для дотошных историков. Главное, что бросается в глаза в этом вопросе: до правды докопаться можно, но справедливости не жди. Что касается России, так тут после ознакомления с темой не остаётся и тени сомнения в справедливости слов Александра III: «Во всем свете у нас только два верных союзника — наша армия и флот».

С началом Первой мировой войны для обеспечения военных поставок русское золото отправилось в путешествие в Англию, США, Швецию и Японию. В 1914 году через Архангельск в Лондон было отправлено 75 млн. рублей золотом. В 1915-1916 375 млн. рублей золотом укатило по железной дороге во Владивосток, а затем на японских военных кораблях переехало в Канаду (часть Британской империи) и упокоилось в хранилищах Банка Англии в Оттаве. Однако союзники, получив наши деньги, поставили в Россию только от 2 до 25% заказанного.

С октября 1914 по январь 1917-го в "Бэнк оф Инглэнд" отправили в залог золота на 60 миллионов фунтов стерлингов или на 637 миллионов тогдашних рублей (рубль тех времен равен 11,3 современного доллара). Планировалось, что под него Россия получит кредит в 200 миллионов фунтов на закупки боеприпасов. Британцы надули, кредит не предоставили. Тогда царское правительство перенаправило часть заказа и залога в США, но и американцы исполнили обязательства к 1917 году только на 10 %. Никто залогового золота не вернул. Союзники, используя известные события 1917 года, нас банально «кинули». Плакали наши денежки.

Но не будем расслабляться. Это всего лишь присказка. Устроимся поудобней и продолжим.

Как только началась Первая мировая война, встал вопрос о сохранении золотого запаса империи, который находился в Петрограде. Решили схоронить сокровища в Казани и Нижнем Новгороде, куда с началом 1915 года несметные богатства и переправили. Тут бы и сказке конец, но грянула февральская революция 1917 года, в стране началась смута, и золото потекло в Казань из Воронежа, Тамбова, Самары, Курска, Могилева и Пензы. В итоге в городе на берегу реки Казанки сосредоточилось более половины золотого запаса России. А золотой запас России накануне Первой мировой войны был самым крупным в Европе и составлял около 1337 тонн.

Здесь бы и воздуху набрать, но не тут-то было. Беда не приходит одна. Вслед за февральской революцией, осенью того же года к Финляндскому вокзалу в Питере подогнали броневик, с которого Ульянов-Ленин объявил о приватизации большевиками всей России, и её золотого запаса в том числе.

Буржуи возмутились. Не долго думая, они сколотили Белую армию и двинулись на большевиков. Да так стремительно, что уже к весне 1918 года большевики готовились уносить ноги. С целью обеспечения рискованного вояжа с насиженных мест они издали декрет о вывозе ценностей из городов, которые могут быть захвачены белыми, в безопасные места. И снова в Казань потекли золотые реки из Тамбовского отделения Народного банка, Воронежского, Елецкого, Курского, Могилевского, Сызраньского, Пензенского, Самарского и даже Козловского. И скопилось в Казани-городе (вместе с дореволюционным) на 600 миллионов рублей золотом, а ещё серебром на 200 миллионов. А это почти половина золотого запаса империи. А 440 миллионов рублей золотом же, не считая серебра и разменной монеты, осело в закромах Нижнего Новгорода.

Между тем наступление белых никак не удавалось остановить, и большевистское правительство приняло решение эвакуировать золотые горы из Казани в кремлёвские погреба. Заготовили пароходы, подогнали трамваи к хранилищам… Но только открыли закрома, как прогремел пушечный выстрел. В ночь с 6 на 7 августа сводный русско-чешско-сербский отряд под командованием полковника В. О. Каппеля дерзким броском с Волги и суши захватил Казань, а заодно и 30563 пуда золотого лома. Плюс к этому серебро, платину, ценные бумаги. Страшно подумать, какие деньжищи! 645,4 миллиона золотых рублей по курсу того времени, а мы помним, что рубль тех времен равен 11,3 современного доллара США! Недолго думая, каппелевцы погрузили добычу на баржи и отправили в Самару, где находился Комитет членов разогнанного большевиками Учредительного собрания — Комуч. Комуч, в свою очередь, тоже был не лыком шит, понимая, что в Самаре несметные богатства со всех сторон напастям подвержены, он быстренько снарядил несколько эшелонов и отправил их в Омск-город, в хранилище местного отделения Госбанка.

В Омске же Верховным был воспетый ныне (не без основания) А.В. Колчак. Ознакомившись с результатами подсчёта богатств, чудесным образом свалившихся на Омск, Александр Васильевич позволил союзникам, главным образом англичанам, уговорить себя возглавить борьбу с большевиками. И 18 ноября ему был присвоен титул верховного правителя России. А Комуч, хоть и переименовал себя в Директорию, так и остался не при делах. Ещё бы! 505 тонн золота — это вам не фунт изюму. Тут лишний рот только помеха. Деньжищи действительно громадные. К примеру, большевики, против которых выступил А.В. Колчак, смогли вывезти из Казани лишь 100 ящиков с золотом на сумму 6123796 рублей. Но вернёмся к нашим «запасам».

На вооружение и обмундирование А.В. Колчак потратил 68 миллионов рублей. 128 миллионов были размещены в зарубежных банках. Что с ними стало, неизвестно. Будучи человеком принципиальным и достаточно честным, он не позволял правительству использовать золотой запас для укрепления финансовой системы и борьбы с инфляцией, что препятствовало расхищению и нецелевому использованию средств. Это огорчало союзников по Антанте, к тому же боевые действия Колчака не были успешны. И в этой связи, а заодно и с принятием решения о переносе столицы из Омска в Иркутск, 31 октября 1919 года золотой запас был погружен в 40 вагонов и, вместе со штабным вагоном и самим Верховным под охраной чешского корпуса был отправлен в Нижнеудинск, куда и прибыл 27 декабря того же года. А вот там уже представители Антанты вынудили Александра Васильевича подписать отречение от титула верховного правителя, заявив при этом, что поезд адмирала и эшелон с золотом принимаются под охрану союзных держав, т. е. Антанты, и передали золотой запас и его самого под контроль чешского корпуса.

Эта драматическая история очень печальна. Лицемерие союзников по Антанте проявилось в ней весьма отчётливо. Но это тема отдельного разговора.

Чехам очень хотелось домой, к Гашеку и Швейку, и 7 февраля 1920 года они передали 409 миллионов рублей золотом большевикам в обмен на гарантии выезда из России, а самого Колчака ещё 15 января выдали эсеровскому Политцентру, который, беспринципно и предательски выдал мятежного адмирала всё тем же большевикам. Летом 1921 года Наркомфин РСФСР подсчитал и выдал справку, что золотой запас при Колчаке сократился на 235,6 млн. руб., или на 182 тонны. А ещё 35 млн. руб. из золотого запаса пропало уже после передачи его большевикам (при перевозке из Иркутска в Казань). Впрочем, нас сегодня такими скромными цифрами не удивишь.

«А где остальные деньги, Зин?» — спросите вы. Да всё там же, не в России. Хотя Россия выступила правопреемницей Российской империи, СССР и временных правительств, в том числе и А. В. Колчака, никто нам ничего возвращать не собирается. Мало того, эти ненасытные «союзники» считают, что мы им должны… всегда и вечно. Одно слово — «партнёры».

Автор: Вадим Новожилов (milann)