На протяжении длительного времени в состав штатной самоходной артиллерии французских вооруженных сил входили 105-мм и 155-мм артиллерийские системы на модифицированном шасси легкого танка AMX-13. В конце 60-х годов было принято решение заменить их новыми 155-мм артиллерийскими системами, поскольку состоявшая на вооружении 155-мм самоходная пушка Mk F3 имела ряд недостатков: не обеспечивала кругового обстрела, не имела закрытого боевого отделения и, соответственно, не обеспечивала защиту экипажа от огня стрелкового оружия и боевых факторов оружия массового поражения.
Кроме того, при ведении боевых действий Mk F3 должна была действовать совместно с модернизированным бронетранспортером АМХ VCA, обеспечивавшим перевозку части экипажа САУ и боеприпасы. Новая французская самоходка должна была отвечать четырем основным требованиям, сформулированным армейскими специалистами:
• иметь мобильность основного боевого танка;
• быстро переносить огонь с цели на цель в 360-градусном секторе обстрела и на любой дальности;
• обеспечивать высокий темп стрельбы достаточно эффективными боеприпасами,
• обеспечивать полную защиту экипажа от огня стрелкового оружия и поражающих факторов оружия массового уничтожения.
Первый прототип, получивший обозначение GCT (Grande Cadence de Tir — высокий темп стрельбы), был построен в 1973 г. Серийное производство новых боевых машин началось в 1977 году в Роане на заводе фирмы GIAT. Строительство первой партии серийных машин, предназначавшихся Саудовской Аравии, завершилось в 1978 году. К 1995 году было выпущено более 400 самоходных пушек GCT, которые получили обозначение AUF1 и состоят на вооружении как французской армии, так и армий ряда зарубежных стран.
Базой AUF1 является слегка модифицированное шасси основного боевого танка AMX-30, посередине которого установлена полностью закрытая башня, выполненная из листов катаной броневой стали толщиной до 20 мм. Экипаж машины состоит из четырех человек — командира, механика-водителя, наводчика и заряжающего.
Основным вооружением самоходной гаубицы AUF1 является установленное в башне кругового вращения 155-мм орудие, оснащенное двухкамерным дульным тормозом и способное изменять угол вертикальной наводки от -4° до +66°. Наведение орудия в вертикальной и горизонтальной плоскостях осуществляется с помощью гидравлических приводов. На случай их выхода из строя имеются механизмы наводки с ручным приводом. Боевая скорострельность гаубицы составляет 8 выстрелов в минуту. Такой высокий темп стрельбы обеспечивает автомат заряжания. Он состоит из двух параллельно действующих систем, одна из которых подает на лоток снаряд, а другая — боевой заряд, находящийся в сгорающей гильзе. Приводы гидравлические. Управление автоматом заряжания осуществляется с помощью устройства, основу которого составляет электронный логический блок с записанными на перфокарты программами. Заряжание производится при любом угле возвышения орудия.
Боекомплект из 42 выстрелов раздельного заряжания (36 фугасных и 6 дымовых) размещен в задней части башни в специальной двухсекционной боеукладке (снаряды и заряды раздельно). Пороховые заряды заключены в картузы, которые сгорают полностью, и их остатки не путаются под ногами у членов экипажа. Большие двери в корме башни облегчают пополнение боеприпасами: три человека заполняют стеллажи боеукладки примерно за полчаса. Максимальная дальность стрельбы фугасным снарядом М107 составляет 18000 м. В настоящее время для AUF1 разработан реактивный снаряд, увеличивающий дальность стрельбы до 30000 м.
На крыше башни установлен 7,62-мм или 12,7-мм зенитный пулемет, который обеспечивает круговой обстрел и наводится в вертикальной плоскости в секторе от -20° до +50°. Боекомплект пулемета состоит из 2050 патронов калибра 7,62 мм или 800 патронов калибра 12,7 мм. Кроме того, на каждом борту башни установлены по два дымовых гранатомета.
В качестве силовой установки на машине установлен многотопливный двенадцатицилиндровый дизель жидкостного охлаждения с турбонаддувом HS 110 фирмы «Испано-Сюиза», который развивает мощность 530 кВт при 2000 об/мин и обеспечивает движение по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 60 км/ч. С двигателем сблокирована механическая трансмиссия, которая включает автоматическое центробежное сцепление с электроприводом, механизм поворота, тормоз с гидроприводом, планетарные бортовые передачи и механическую коробку передач, обеспечивающую пять передач переднего хода и столько же заднего.
Подвеска ходовой части торсионная. В ее состав, применительно к одному борту, входят пять обрезиненных опорных катков, пять поддерживающих роликов, ведущим колесом заднего и направляющим колесом переднего расположения. В некоторых случаях верхняя часть подвески закрывается стальным экраном. На первом и пятом опорных катках установлены гидроамортизаторы. Гусеницы стальные со съемными резиновыми накладками. Самоходная артиллерийская установка AUF1 оборудована системой защиты от оружия массового поражения, а также прибором ночного видения, который устанавливается на рабочем месте механика-водителя и обеспечивает вождение машины в условиях ограниченной видимости.
AUF1 может без подготовки преодолевать брод глубиной до 2,1 м.
Учитывая, что боевые действия могут длиться более суток, конструкторы САУ позаботились об удобствах солдат: в баш- не имеется откидная койка для поочередного отдыха членов экипажа.
Принятие на вооружение 155-мм самоходной пушки AUF1 в значительной степени усилило огневую мощь французской армии, однако, некоторые специалисты считают ее чересчур дорогой и тяжелой по сравнению с другими САУ, например, американской М109. Тем не менее, все отдают должное высокой скорострельности орудия, которая является жизненно важным показателем на потенциальном театре военных действий. Действительно, в условиях современного боя после первого же выстрела САУ противник задействует радиолокационные системы обнаружения средств артиллерии, которые с большой точностью засекают местонахождение огневой позиции, после чего немедленно открывает огонь на подавление. Таким образом, роль самоходной пушки AUF1 заключается в том, чтобы сделать залп из восьми выстрелов и сменить позицию до открытия противником ответного огня.
К настоящему времени самоходная пушка AUF1 не модифицировалась, если не считать мелких изменений в системе управления огнем. Однако проводились испытания самоходной пушки F.1 на базе российского основного боевого танка Т-72. Кроме того, продолжаются работы по созданию модификации самоходки со 155-мм орудием длиной 52 клб. Серийное производство самоходной пушки AUF1 продолжается. Машина данного типа состоит на вооружении сухопутных войск Франции, Ирака, Кувейта и Саудовской Аравии.
Характеристики AUF1
Экипаж, чел. 4
Длина c пушкой вперёд, мм 10250
Длина корпуса, мм 6700
Ширина общая, мм 3150
Ширина по гусеницам, мм 3115
Высота по крыше башни, мм 3250
Масса боевая, кг 42000
Преодолеваемая стенка, м 0,93
Макс. угол подъёма, % 60
Крен, % 30
Преодолеваемый ров, м 1,9
Преодолеваемый брод, м 2,1
Вооружение
Тип Пушка
Калибр, мм 155
Кол-во 1
Боезапас х 1 - 42
Тип Пулемёт зенитный
Калибр, мм 7,62
Кол-во 1
Боезапас х 1 - 2050
Гранатомёт дымовой 2x2