Требования нового времени
Высокий боевой потенциал ВВС США базируется не только на большом количестве новых и старых многоцелевых истребителей, бомбардировщиков и штурмовиков. Пожалуй, главное, что отличает американские Военно-воздушные силы от ВВС любой другой страны, — это большое количество разных самолетов обеспечения, а также огромный опыт их эксплуатации.
Для примера. Сейчас ВВС США имеют в своем распоряжении почти 400 самолетов-заправщиков Boeing KC-135 Stratotanker, примерно полсотни KC-10A и примерно столько же или больше танкеров на базе транспортника Lockheed C-130 Hercules. Чтобы еще лучше понять разницу, напомним, что ВКС России имеют, по разным данным, 10-15 заправщиков Ил-78 и Ил-78М. Впрочем, для основной массы европейских стран даже это выглядит совершенно недостижимым.
Вышеприведенный пример хорошо демонстрирует, почему нельзя сравнивать военно-воздушные силы в лоб — то есть по числу боевых самолетов. Современные ВВС требуют большого числа заправщиков, самолетов ДРЛО и разведчиков, без которых боевой потенциал не получится раскрыть в полной мере, будь у вас хоть тысяча истребителей пятого поколения и сотня бомбардировщиков-«невидимок».
С другой стороны, любая военная техника стоит денег, а современная требует вложения просто немыслимых средств по меркам прошедших эпох. Причем само по себе наличие денег не гарантирует успеха — по сути, с введением в строй новой техники трудности только начинаются. Это в очередной раз показал пример нового самолета-заправщика КС-46, роль которого в ВВС США по степени важности можно сравнить разве что с ролью какого-нибудь F-22.
Символ доминирования
Танкер KC-46 компания Boeing разработала на базе самолета-заправщика Boeing KC-767, который, в свою очередь, создали на основе пассажирского Boeing 767. KC-767 разработали для ВВС Италии и Японии, которые заказали по четыре таких самолета.
Куда более амбициозные планы на KC-46, который должен заменить весь парк самолетов KC-135 в ВВС Соединенных Штатов. Напомним, в 2014 году ВВС США присвоили новому самолету-заправщику KC-46A название Pegasus.
Самолету есть чем похвастаться: по крайней мере, на бумаге. Общее количество топлива для отдачи на его борту составляет 94198 килограммов. Для сравнения: у KC-135 Stratotanker максимальная нагрузка составляет 54432 килограмм топлива. Не менее важным стало широкое применение новейших технологий, которые призваны сделать эксплуатацию самолетов максимально удобной и эффективной. Одна из важнейших инноваций — система дистанционного наблюдения и управления. Для операторов создали специальные 3D-очки, что в теории позволяет эффективней контролировать процесс заправки. Эта система, как оказалось, может стоить летчикам жизни. Впрочем, обо всем по порядку.
Трудности переходного периода
Первый договор предполагает поставку 34 таких самолетов, а озвученное ранее итоговое количество KC-46 должно составить 179 единиц. Первые трудности очень быстро дали о себе знать. В прошлом году издание Popular Mechanics писало, что недавно выпущенные KC-46 поставили ВВС в совершенно ненадлежащем виде. По меньшей мере, в десяти новых машинах обнаружили вещи, которых там не должно быть. Военные жаловались на незакрепленные инструменты и различный мусор. Ситуация оказалась настолько серьезной, что американские летчики отказывались летать на новом заправщике. Их можно понять: плохо закрепленная аппаратура может нанести вред самолету во время вылета, что может привести к аварии или даже катастрофе.
Про эту историю можно было бы забыть, если бы не одно «но». Похожие проблемы преследуют в последнее время Boeing постоянно. В феврале стало известно, что в топливных баках самолета Boeing 737 Max обнаружили мусор. Фрагменты посторонних предметов нашли сотрудники компании во время технического обслуживания уже построенных самолетов, которые расположены на стоянке корпорации в Сиэттле. Сюда же стоит приплюсовать многие другие проблемы Boeing 737 Max, которые вскрылись после двух трагедий с участием самолетов этой модели — страшной катастрофы Boeing 737 возле Джакарты в 2018 году и не менее ужасной катастрофы Boeing 737 под Аддис-Абебой в 2019-м. Напомним, что причиной в обоих случаях, по мнению экспертов, стала система стабилизации полета MCAS (Maneuvering Characteristics Augmentation System), которая, если верить имеющейся информации, может сделать самолет почти неуправляемым.
Проблемы такого рода уже успели сильно сказаться на компании. За январь 2020 года компания впервые за почти 60 лет не получила ни одного заказа. С другой стороны, говорит ли это о том, что все самолеты Boeing «плохие»? Вовсе нет. Вопрос, скорее в том, что после вышеупомянутых катастроф к компании приковано особое внимание, и каждая неудача 737 Max становится поводом для обсуждений в средствах массовой информации.
Если же говорить про КС-46, то, кроме качества сборки, у самолета есть и другие трудности, о которых мы ранее уже говорили. На одном из новых видео можно рассмотреть, как при выполнении дозаправки истребителя-бомбардировщика ВВС США F-15E Strike Eagle стрела заправщика KC-46 Pegasus ударила по боевому самолету. К счастью, тогда обошлось без жертв, а боевая машина успешно вернулась на базу. Этот инцидент лишь подтвердил опасения экспертов о том, что пока КС-46 не может эффективно решать стоящие перед ним задачи.
Понимают это и в Пентагоне. Минобороны США заявило, что требует от Boeing «критического анализа аппаратного и программного обеспечения на системном уровне и реконструкции привода заправочной штанги»: последнее призвано снизить ее жесткость. Эксперты выяснили, что в текущей версии конструкция подвергает заправщик излишним нагрузкам, что, в свою очередь, ведет к снижению ресурса танкера и может стать причиной для аварий. Контракт на модернизацию оценивают в 55 миллионов долларов с завершением работ к 2021 году. По мнению независимых экспертов, ситуация еще более серьезная, чем кажется на первый взгляд: доработки могут потребовать по меньшей мере три-четыре года.
Эти проблемы наслаиваются на другие, которые в значительной мере вызваны огромными расходами на проект. Сейчас стоимость одного KC-46 оценивают примерно в 150 миллионов долларов, что делает заправщик одним из самых дорогих самолетов ВВС США. С другой стороны, с запуском машины в крупную «серию» можно ожидать и падения ее стоимости, даже с учетом модернизаций. В целом же характерные для любой новой техники «детские болезни» не убьют проект, но в будущем ему нужно будет пройти проверку временем.
Танкер не для стелсов
Главной проблемой для КС-46 может стать сама концепция. Напомним, что на момент введения самолета в строй ВВС США уже были в значительной степени «невидимыми»: одних лишь F-35 в разных версиях и для разных заказчиков по состоянию на начало 2020 года построили примерно 500 штук.
Применение KC-46A Pegasus может сыграть злую шутку, так как при дозаправке это демаскирует самолеты, построенные по технологии стелс. Кстати, еще несколько лет назад эксперты отделения Lockheed Martin под названием Skunk Works предложили Военно-воздушным силам США заправщик-«невидимку».
Свою роль здесь сыграл тендер для ВМС США, в рамках которого должны создать малозаметный дрон-заправщик, ранее получивший обозначение MQ-25. Как мы знаем, победу в состязании одержала компания Boeing, что стало очень неприятной новостью для Lockheed Martin. И, конечно, компания хотела бы «отыграть» вложенные усилия…
Автор:
Илья Легат