https://topwar.ru/uploads/posts/2022-06/thumbs/su-protiv-f.jpg

Что  будет интереснее, сама возможность столкновения двух систем на  «нейтральной» территории или ее последствия, сказать пока сложно.  Однако, почему-то не хочется сбрасывать со счетов такую вероятность.

Да, сегодня НАТО делает заявления, что в замес на Украине ни  ногой. Однако, стоит вспомнить, какие движения происходили в  ноябре-декабре на той стороне границы Украины, в Польше, Румынии и так  далее. Можно вспомнить и то, как российская сторона упорно вещала о  маневрах на своей территории, и что на Украине все могут спать спокойно. 

Суть только в том, что сегодня говорить о каких-то там  джентльменских соглашениях вообще не стоит. Это смешно после 1991 года, а  уж после марта 2014-го и вообще выглядит несерьезно. Детский сад  младшая группа мировой политики, не более того.

Так что обещаниям  сегодня веры нет ну совершенно никакой, поэтому сегодня Столтенберг  сказал одно, а завтра его преемник скажет (а круче, если сразу сделает)  совершенно другое.

А потому вероятность столкновения сил НАТО и  России на территории Украины есть. Возможно, она небольшая, но сказать,  что слово североатлантических союзников по военному блоку тверже алмаза –  это совсем для оптимистов.

Кстати, в этом году известный нам  Дэйв Маджумджар из «The National Interest» очень откровенно высказался  на тему вероятного противостояния именно Су-35 и F-35.

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-06/thumbs/samoleta.jpg

Правда,  старина Дэйв высказался в том плане, что ни Россия, ни Китай не смогут  построить реальный воздушный флот из истребителей пятого поколения и  использовать его. В отличие от США, понятное дело. Пятое поколение – это  дорого как в постройке, таки в эксплуатации.

А потому американским самолетам придется иметь дело с потомками Су-27 во всех вариациях, от самого «Фланкера» Су-27 до Су-35.

Можно  не сбрасывать со счетов F-15, F-16, F/A-18 всех модификаций,  естественно, старые самолеты пойдут в бой первыми против не менее новых  Су-27 и МиГ-29, но именно самолеты новейших конструкций станут  бросаемыми на чашу весов камнями, способными переломить ситуацию в небе.

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-06/thumbs/img_6247.jpg

Американцы,  как это странно не выглядит, но они не уверены в тотальном  превосходстве F-35 над российским оппонентом. И на самом деле, так оно и  есть, причем виной тому даже не боевые и летные характеристики  самолетов, а элементарная тактика ведения боя.

Здесь все очень  даже понятно: F-35, пользуясь информационной поддержкой спутниковой  группировки и самолетов ДРЛОиУ, опираясь на собственную малозаметность,  должен будет первым обнаружить противника и нанести по нему удар.

Требовать  чего-то большего от истребителя-штурмовика (по Маджумджару) не стоит,  тем более, использовать его в качестве истребителя завоевания  превосходства в воздухе. Но ведь F-35 для этого и не предназначался,  несмотря на то, что США позиционируют его (и рекламируют) как  многоцелевой истребитель.

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-06/thumbs/13.jpg

Впрочем,  истреблять технику и иные цели на земле и воде – это тоже вполне  нормальная работа для истребителя-бомбардировщика или  истребителя-штурмовика.

Потому если F-35 и встретится в небе с  Су-35, то это будет совершенно не встреча равных противников, ставящих  примерно одинаковые цели. F-35 будут идти к своим целям на земле, а  Су-35 будут делать все возможное, чтобы цели остались нетронутыми.

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-06/thumbs/img_5445.jpg

Потому  все, кто сегодня сравнивает F-35 и Су-35, делают это несколько  некорректно. Самолеты различаются не столько по ЛТХ, сколько по тактике  применения.

Если мы начнем с тактики, то скорее всего, она будет  выглядеть так: звено F-35 будет идти максимально скрытно, не используя  свои РЛС на полную мощность, а вести звено будет самолет ДРЛОиУ или  спутники. В такой ситуации «дальновидение» будет на стороне американских  самолетов, а потому у них будет шанс обнаружить Су-35 первыми.

И дальше в ход пойдут AIM-9 или AIM-132?

А  вот нет. Увы, но в штатном боевом комплекте вооружения F-35 отсутствуют  AIM-120D или европейские «Метеоры». У F-35 просто нет ракет большой  дальности, а ракеты малой и средней дальности против Су-35, у которого  есть Р-37 – простите, несерьезно.

Если бы российский истребитель  был слеп и глух, но его БРЛС вполне способна обнаружить F-35 ЗА  пределами действия ракет последнего. Это весьма серьезный момент,  поскольку таким образом получается некий паритет: F-35 видит своего  противника, но до определенного момента ничего не может с ним сделать. А  вот если Су-35 увидит F-35, то будет бифштекс. Возможно, с кровью.

Да, малозаметность и прекрасные датчики – это сильная сторона F-35, которую пилоты просто обязаны реализовывать, но…

Проще  будет, обнаружив Су-35 с помощью любых средств наблюдения, звену F-35  просто сменить курс и, говоря простым языком, «свалить в туман», вызвав  на подмогу F-22, F-15, в общем, кого угодно, кто попробует потягаться с  Су-35.

В целом, F-35 соответствует тактике ведения воздушной  войны, при котором одна из воюющих сторон всеми силами старается  завоевать превосходство в воздухе. Именно так можно минимизировать свои  потери и максимально наносить ущерб противнику.

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-06/thumbs/12.jpg

Для  того, чтобы завоевать превосходство в воздухе, у ВВС США вроде бы есть  самолеты, которые могут справиться с такой задачей. Все те же «Рапторы».  Некоторый скептицизм в словах «вроде бы» и «могут», поскольку есть  сомнения в том, что F-22 сможет стать тем фактором, который уберет Су-35  с пути F-35. Но это вообще отдельный разговор.

Вся проблема в  том, что, как мы уже могли убедиться на недавних примерах, реализация  планов и оптимальных решений – это далеко не всегда возможно на войне.

Если  рассматривать гипотетическую ситуацию в небе Украины, то там получится  паритет. Территория Украины станет ареной, а работать обе стороны будут с  аэродромов вне украинской территории. Российские – со своих (что сейчас  и происходит), представители НАТО – с румынских или польских.

На  всех территориях имеются радары, которые прекрасно просматривают почти  всю территорию Украины. Позволю себе выразить мнение, что наши РЛС  справляются с задачей немного лучше, чем румыны или поляки. Западная  часть Украины будет под более качественным контролем со стороны НАТО,  восточная – с нашей стороны.

Спутниковая группировка – это наша  головная боль. Спутников у американцев и европейцев больше, о качестве  судить не стану по причине того, что информация просто отсутствует, но в  самой роскошной сети есть дыры и пробелы. Это факт.

Потому в плане наблюдения можно сказать, что стороны будут равны.

Естественно,  есть такие вещи, которые мешают работе систем наблюдения. Да, не всех,  но они есть. Комплексы радиоэлектронной борьбы - это одна из  составляющих воздушной войны, поскольку слепой самолет – не оружие.  Здесь преимущество у России, поскольку те комплексы РЭБ, которые  российская сторона может выставить на борьбу с летательными аппаратами –  это большой камень на чаше весов. И дело совсем не в перехваленных  «Красухах», есть более эффективные станции, способные значительно  затруднить работу авиации противника.

В  условиях, когда все видят всех, а исключением может стать «серая зона» в  центральной части Украины, F-35 теряет многие свои полезные свойства.  Конечно, более точное наведение от самолетов ДРЛО – это хорошо, но, если  тебя видят радары противника, толку от этого мало.

Кроме того, в  реально войне все идет не так. Потому вполне возможен и такой расклад,  при котором пилоты F-35 должны будут рассчитывать только на себя.

Согласитесь,  это нормальная ситуация на войне, когда кто-то орет, требуя поддержки, а  кто-то выше по служебной лестнице, этой помощи не дает.

Американцы  считают, что в такой ситуации пилоты F-35 должны просто брать и  использовать сильные стороны своих самолетов и не позволять пилотам  противника использовать слабые стороны F-35. То есть, F-35 должен  максимально скрытно дойти до цели и поразить ее, а если и придется  сражаться, то делать это из-за границы видимости.

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-06/thumbs/14.jpg

Учитывая  некоторые особенности F-35, а именно его откровенно небольшую скорость,  то здесь обещают проблемы. Бесфорсажная крейсерская скорость у F-35  всего 850 км/ч. Максимальная на форсаже – 1,6М или 1930 км/ч.

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-06/thumbs/img_4472.jpg

Су-35 в бесфорсажном режиме выдает 1300-1400 км/ч, а на форсаже 2,3М или 2500 км/ч.

Такая  большая разница в скорости говорит о том, что безопасно убраться из  района обнаружения шансов у F-35 откровенно маловато. Особенно если его  будут видеть радары что в воздухе, что на земле.

Плюс на малых и  средних дистанциях (а именно на них работают ракеты F-35) американский  самолет не обладает приличной для боя маневренностью, в то время как для  Су-35 это норма.

Да, сегодня многие говорят о том, что  современный воздушный бой – это бой на дальних дистанциях. У кого лучше  системы обнаружения и более цепкие ракеты – тот и победит. И про  маневренность можно забыть.

Правда, сами американцы признают  (оружейный эксперт Билл Свифтман), что их AIM-9X запросто можно сбить с  толку динамичным маневрированием, и чем активнее может маневрировать  самолет в бою, тем сильнее уменьшается дальность уверенного пуска ракет  по нему.

Получается неприятный момент: для уничтожения Су-35,  F-35 должен подойти ближе, на дистанцию уверенного пуска ракет хотя бы  средней дальности. Тем самым все преимущества в скрытности нивелируются  довольно мощным и очень удачным по мнению многих мировых экспертов  радаром Н035 «Ирбис», который в связке с ракетами Р-37 вообще может не  дать шансов F-35 на атаку.

Удача? Возможно, этот фактор и играет  определенную роль в современном воздушном бою, но все-таки лучше  рассчитывать именно на дальнобойность радаров и ракет. Потому что самый  «невидимый» самолет рано или поздно сверкнет в лучах радаров. И для  пилота F-35 будет очень прискорбно, если это будет «Ирбис» нашего Су-35.

В  чем суть американской тактики воздушного боя? Всего три принципа:  «первым обнаружил, первым выстрелил, первым уничтожил». В принципе,  ничего нового. Но вот с реализацией теперь могут быть проблемы. Точнее, с  появлением на арене Су-35, тактику нужно будет пересматривать.

Роль охотника в гипотетическом воздушном бою будет играть Су-35.

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-06/thumbs/21.jpg

Да,  у него не так роскошно со скрытностью, но ракеты Р-37М с дальностью  полета в 400 км – это неоспоримое преимущество. 4 ракеты Р-37М и 8 ракет  Р-77 средней дальности могут перекрыть весь мыслимый диапазон,  превратив F-35 в жертву, способную огрызнуться. Да, огрызнуться хорошо,  AIM-120 позволяют это сделать, но на дистанцию уверенного пуска в 100 км  надо еще подойти. Учитывая, что 300 км придется идти под прицелом  Р-37М. Не самое приятное и весьма волнительное дело.

Лотерея воздушного боя – это очень и очень хрупкое построение.

Но  самое неприятное то, что как раз в «собачьей свалке», или, как ее  сейчас называют американцы, «knife fight», лучшим переводом термина  является русское слово «поножовщина», преимущество абсолютно на стороне  Су-35.

Сверхманевренность Су-35, его способность к разворотам,  «кобрам», «блинчикам» дает ему преимущество именно в «поножовщине».  Пушка, ракеты, маневр – и у F-35 проблемы. Способность летать на  минимальных скоростях, мгновенно разгоняться до сверхзвука, все эти  суперманевры дают преимущество Су-35 в динамическом бою.

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-06/thumbs/img_4464.jpg

Ближний бой – не для F-35. Это вотчина Су-35.

Чем  дальше мы смотрим на все эти анализы и отчеты о боевом применении, тем  все сильнее тает образ истребителя пятого поколения F-35.

«Лайтнинг-2»  - это не истребитель. Слишком медленный, слишком «тугой» в плане  разгона и набора высоты, с небольшим количеством ракет и весьма  приличными бомбами – образ, скорее для бомбардировщика, чем для  истребителя. Плюс малозаметность, возведенная в ранг.

Так что да,  F-35 – это бомбардировщик с возможностью отбиться от истребителей  противника при определенной доле удачи. Делающий ставку не столько на  скорость, маневр и оружие, сколько на скрытность и незаметность.

Конечно,  в американском командовании дураков нет и ставить задачи по завоеванию  превосходства в воздухе перед пилотами F-35 никто не будет. Для этого  есть F-15 и F-22. И именно с ними и придется иметь дело российскому  охотнику Су-35.

Определенно, тот случай, когда самолет пятого  поколения не будет иметь никаких преимуществ перед самолетом 4++. Если  бы противостояние происходило в Сирии, Афганистане, Африке, где просто  нет такого количества работающих РЛС, как в Европе, то да, F-35 был бы  король внезапных ударов.

Но противостояние, пусть и  гипотетически, будет на территории страны, которая вся находится в поле  зрения сотен РЛС, и в таких условиях реализовать преимущество в  малозаметности будет непросто.

На заре своего появления эти  самолеты получили прозвища «самолеты-невидимки». Шли годы, и по мере  «взросления» радаров самолеты все больше становились видимы для лучей  радаров. И сегодня их правильно называют всего лишь малозаметными,  поскольку ни покрытия, ни рассеиватели, ни новые формы – ничто не  сделало самолеты невидимками.

В этом плане аэродинамические формы  Су-35, рассчитанные на маневрирование, не дают преимуществ в  скрытности, зато они прекрасно подходят для «поножовщины». И в нашем  случае самолет четвертого поколения способен стать палачом для самолета  пятого поколения. И не потому, что это наш самолет, а жертва –  американский. Просто Су-35 изначально ориентирован на то, чтобы  реализовать принцип «найти, догнать, убить». А F-35 на то, чтобы  максимально незаметно подкрасться к цели и уничтожить ее бомбами или  ракетами.

Потому малозаметный небольшой (а ведь F-35 реально  меньше Су-35С) бомбардировщик заранее обречен стать жертвой  истребителя-охотника, которым является Су-35С. И в этом нет ничего  сверхъестественного, это нормальный расклад в дуэте «истребитель -  бомбардировщик».

В итоге противостояния не получилось. В конце  концов, многое еще зависит и от пилота. То, что у опытного летуна на  F-35 есть шанс проскочить незамеченным и поразить цель практически в  любой стране мира – что есть, то есть. То, что если пилот Су-35С  обнаружит «Молнию», у F-35 будет очень немного шансов вернуться назад –  это тоже факт.

Просто у каждого самолета свой круг задач, которые он может эффективно решить.

Автор:Роман Скоморохов