https://topwar.ru/uploads/posts/2022-05/thumbs/photo_2022-05-01_14-35-33.jpg
Импровизированный  гантрак «Валькирия» на палтформе «Торнадо-У». Турель на крыше кабины не  самопальная, а вполне заводская. Источник: telegram.org

Долгая дорога брони

Как изменится военная автомобильная  техника российской армии после спецоперации? В самом оптимистичном  варианте любой колесный транспорт получит минимальное противоосколочное  бронирование. Военные действия на территории с растянутыми  коммуникациями неизбежно требуют дополнительной защиты для каждого  транспортного средства.

Особенно остро это ощущалось в первый  этап спецоперации на Украине, когда практически отсутствовала линия  фронта, а пути снабжения войск обстреливались вражескими войсками.  Именно тогда появились не самые приятные фотосвидетельства кустарного  бронирования КамАЗов и «Уралов» бревнами и стальными листами. Сейчас  ситуация, похоже, выправляется – все меньше фактов уничтожения  российских грузовиков. Во многом это связано с переходом спецоперации в  позиционное противостояние, когда колонны снабжения не столь уязвимы.

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-05/thumbs/zcyu1ijcybsx8xnztauypzzkp_mmgo9wm6tnd6mb0dki17cctqabedwbjrgtfkdlmhu8ckebbz6btqayry1vx48p.jpg

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-05/thumbs/zd61wwbieszfswd4vk8r2pgsh0znvdshe6hrswvqhz1o8zpttdu9jgdqaxs2qxdhggqt6mro8qmnauhlt-no6vto.jpg[/url]

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-05/thumbs/cngqwwqa-63blwgmxinbzmpzz6p0_h5v56xg5midpqtbsrjut1ovfkg4lhbaj9licq0qmgkttoy1vbntb-bge1k.jpg[/url]

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-05/thumbs/-gbtgxc1fkvzyb_x1jisfgltmtpqfxwxxtykz7e_qeh1u1tfevwas9vt0sqaljbc5kyswvymf69mqsi65etvg2bq.jpg[/url]

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-05/thumbs/lmosm14-_weubclv7z5v7islsewocho5tmcah6vm7trqeugjx3tob-8z0nqad6ylsef-eqowlhgjhefh9ayov2ur.jpg[/url]

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-05/thumbs/nb3xo4jquvct6f5ipq602r47lzpmvj_3p8wyef0qz5nwsyaq3fnzonubmzef-v9k2iw7-glidk_8ddv_bp7qvnyz.jpg[/url]

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-05/thumbs/oavezumhkq7pdec96ishm7icdxp7jmlaswboms_mlsdoxlz3lx-6p7lph_51cjv5zu3yqqbv6rficu7wkjdw4w7k.jpg[/url]

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-05/thumbs/ouzos9r_phdbzuhpxeodknpafi5gax4zwjbf02ujz1vkr8zbwvt3kl4v5remfsa1vmybqnowuwv7fjorwwrwxki-.jpg[/url]

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-05/thumbs/ozlrfeki1vpeslr9jbqaryugv9tlwxitimzs_uhvvb2yr7y4gimb0pkl8chegolzyvtonby3dtbrh1juw28bdj2b.jpg[/url]
О  том, как локально бронировать «Урал», знали еще в СССР. На фото  экспонаты Музея военной автомобильной техники в Рязани. Автор: Виталий  Кузьмин.

Как бы это банально ни звучало, но золотым  стандартом российской армии должно стать бронирование кабин 80–90 %  всего автомобильного транспорта. Мы гордимся мощной РЗСО  «Град»/«Торнадо-Г», однако базовый носитель этого <noindex>оружия</noindex>  – грузовой «Урал», до сих пор не бронирован. Машина нередко  используется на переднем крае, идет в колонне с тяжелобронированными  машинами, но не заслужила даже минимальной защиты.

О технике,  задействованной в перевозке личного состава и буксировке артиллерии,  можно вообще не говорить – грузовики бронируются в последнюю очередь.  Сейчас не идет речь о MRAP класса «Тайфун-К» – это высокотехнологичная и  дорогая техника используется совсем для других нужд. Кстати, возник  риторический вопрос. А что случилось бы, если бы Министерство обороны РФ  вместо одного «Тайфуна-К» заказало несколько бронированных «Уралов»?

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-05/thumbs/photo_2022-04-08_19-15-33.jpg
Так должны выглядеть все армейские КамАЗы в зоне СВО. Источник: telegram.org

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-05/thumbs/photo_2022-05-20_13-00-21.jpg
Или хотя бы так. Источник: telegram.org

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-05/thumbs/photo_2022-04-24_20-52-24.jpg
А так – все «Уралы». Источник: telegram.org

Среди  противников тотального бронирования всей армейской техники есть те, кто  считает это излишним. Дескать, противник будет заранее знать о  специфике машин в колонне и подготовится соответственно. Проще говоря,  вместо АКМ возьмет «Утёс» или РПГ. Ответ прост – дополнительное  бронирование рассчитано в том числе и на такой эффект.

Противник  вынужден терять тактическую мобильность по причине утяжеления носимого  арсенала. Где раньше бандиты успевали пробраться с легким вооружением,  теперь придется пролезать с «карманной артиллерией», вплоть до ПТУРов.  Из РПГ и управляемой ракетой еще и попасть надо в движущийся грузовик. А  сейчас немалую часть колонны армейской техники можно эффективно  обстреливать из ПКМ.

Конечно, эта ситуация выкристаллизовалась  не сейчас – еще во времена Афганистана солдаты были вынуждены навешивать  кустарную броню на свою технику. Чеченские кампании инициировали  появление в армии бронированных «Федералов» разных мастей. Однако и  этого оказалось недостаточно – большую часть машин получили внутренние  войска и позже Росгвардия. Ниже представлены типовые приемы кустарного и  вполне заводского бронирования армейских грузовиков.

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-05/thumbs/photo_2022-04-04_16-09-53.jpg

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-05/thumbs/photo_2022-04-07_19-07-04.jpg

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-05/photo_2022-04-07_19-07-06-2.jpg
Бронировать технику своими руками приходилось уже в ходе спецоперации. Источник: telegram.org

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-05/thumbs/photo_2022-04-05_12-42-50.jpg
Лоб КамАЗа бронирован крышкой моторно-трансмиссионного отделения МТ-ЛБ. Источник: telegram.org

Его величество «Тайфун-У»

Концепция  использования бескапотных КамАЗов в передовых армейских частях уже не  раз подвергалась критике. Все дело в конструкции грузовика, который на  роль военного тянет на условную тройку. КамАЗ-4310, родоначальник  современного семейства «Мустангов», это военная версия гражданского  КамАЗ-5320. Концептуальных недостатков несколько. Прежде всего,  бескапотная компоновка, уязвимая к подрыву на мине и СВУ. Откидывающаяся  кабина не позволяет эффективно забронировать моторный отсек, да и  откидывать для обслуживания многотонную бронеконструкцию – так себе  занятие.

Водитель и пассажир защищены в передней плоскости лишь  тонкой лобовой обшивкой и стеклом. Для стрелкового оружия это совершенно  не проблема. Именно поэтому бойцам на Украине приходится навешивать на  нос КамАЗа бревна, а порой и отслужившие своё бронедетали от другой  техники.

Капотный «Урал», истоки которого уходят в конец 50-х  годов, изначально разрабатывался как военный автомобиль, способный к  буксировке артиллерийского орудия. Капот – это и защита от мины под  колесом, и препятствие от оружейных пуль. Сама конструкция позволяет  гораздо эффективнее бронировать кабину, а также интегрировать её с  кузовом, превращая машину в бронефургон, наподобие «Урал-Витязь» для  Росгвардии.

Расположение кабины за мотором не создает  препятствий для двухрядной компоновки, что очень важно, например, при  размещении минометного расчета. Уральцы реализовали схему с двойной  кабиной на примере самоходного орудия «Флокс» и миномётного комплекса  2С12А «Сани».

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-05/thumbs/2dxjwjv50ow5sjqyvdihspgqohehdepjpi6jmu0j-62tu5lf2jclkpwh2akhoqvd-hqganzi.jpg

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-05/thumbs/rjwfus8mgxcbhhrrbx6rlmrnd-p9z8s29tcsozpgtkj2pakhtutqyee-ynih9ouhwxsii7pt.jpg
Не  видите ничего необычного? Это опытный «Урал» с бронированным обитаемым  отделением от КамАЗа. Концептуальный предшественник «Мотовоза» и  «Торнадо-У». Фото – Виталий Кузьмин.

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-05/thumbs/animfzvndkqojfxnqx8j4qzcvayeasz85nhomijs0vc1wifarpnnsr8iwlop3feklyy5q5gikppzg_mpxj4fmsiy.jpg

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-05/thumbs/oal7ad044rbeghvna6sahjwfoqo2r-17yafgc4-8sm-v8-kmaefvzbrd7bk8bbfswlvru1gf9guiw-acji_-qrvq.jpg
Еще несколько поисковых вариантов бронирования Урала. Фото – Виталий Кузьмин.

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-05/thumbs/jekrana-2022-05-28-224452.jpg
Современная армейская линейка АО «Автозавод «Урал»

Во  времена Советского Союза существовало разделение «обязанностей» между  тактическими грузовиками «Урал» и КамАЗ. Первый всегда работал ближе к  переднему краю, а второй оставался в относительном тылу. Но уже конфликт  в Афганистане показал, что все эти условности ни к чему – под обстрел  на фронте с одинаковой вероятностью попадают как «Уралы», так и КамАЗы. А  раз так, то очень желательно, чтобы экипаж размещался в капотной  бронированной машине.

Ситуация постепенно меняется и буквально в  прошлом году в войсках стали появляться машины серии «Торнадо-У»  Уральского автозавода. Не путайте эту технику с мертворожденным MRAP  «Торнадо-У», который проиграл конкуренцию с машиной из Нижнего Тагила.  Грузовик «Торнадо-У» – это старший игрок в широкой линейке грузовиков из  Миасса.

Уральцы поставляют в Росгвардию защищенный автомобиль  «Урал-Витязь», представляющий собой модернизированный вариант MRAP  «Урал-ВВ». В гамме небронированных машин самый современный – это Урал с  кабиной Next. Фактически это проверенные агрегаты серии 4320 в  комфортном исполнении. Что важно, машина не бронируется в принципе, то  есть предназначена для глубокого войскового тыла. В 2019 году успешно  прошел испытания грузовик серии «Мотовоз-М», отличающийся  каркасно-панельной кабиной. Это очень важно, так как плоские панели  кабины позволяют без труда интегрировать броню.

Оцените индекс  модели Урал-4320-7810-31/30 – все в лучших традициях отечественного  нейминга. Как и Next, «Мотовоз-М» представлен в трех исполнениях – 4х4,  6х6 и удлиненный до 9,5 метров 6х6. Если бронировать «Мотовоз-М», то ему  добавляется литера «О». Полная масса машин семейства может достигать  21,5 тонны при максимальной грузоподъемности в 10 тонн. И наконец,  Урал-6370 «Торнадо-У» с каркасно-панельной кабиной, возможностью  бронирования и полной массой в 33 тонны.

Грузоподъемность, в  зависимости от варианта исполнения, до 16 тонн, то есть эта машина в  советской табели о рангах стоит даже выше КрАЗов. «Торнадо-У» уже  появился в спецоперации как в бортовом исполнении, так и в составе  огнеметной системы ТОС-2 «Тосочка», поэтому стоит поговорить о нем  подробнее.

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-05/thumbs/photo_2022-05-01_14-35-31.jpg

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-05/thumbs/photo_2022-05-01_14-35-32.jpg

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-05/thumbs/photo_2022-05-01_14-35-33-2.jpg

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-05/thumbs/1653817509_photo_2022-05-01_14-35-33.jpg

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-05/thumbs/photo_2022-05-01_14-35-34.jpg
Гантрак Урал-63706-0122 «Торнадо-У». Источник: telegram.org

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-05/thumbs/photo_2022-03-28_11-48-15.jpg
Даже бронированный «Торнадо-У» нуждается в доработке. Источник: telegram.org

В  2012 году ГАБТУ обратилось к уральским автомобилестроителям с  предложением за свой счет разработать семейство унифицированных  армейских тяжелых грузовиков. В 2014 году подписали договор, а год  спустя машину презентовали на «Армии-2015».

«Торнадо-У»  комплектуется 412–440-сильным ЯМЗ-652 и (на момент 2015 года) частью  импортных агрегатов: сцепление – Sachs, механическая коробка передач и  раздатка – ZF, венгерские мосты Raba. Да и сам ЯМЗ – не что иное, как  лицензионный Renault. В дальнейшем уральцы обещали заменить иностранные  комплектующие отечественными аналогами. Можно точно сказать, что мосты у  части «Торнадо-У» уже российские – в прошлом году в Миассе запустили  цех с соответствующим производством.

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-05/thumbs/1653817917_2.jpg

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-05/1653817918_3.jpg

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-05/1653817918_4.jpg

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-05/imeni.jpg
Внутреннее убранство кабины «Торнадо-У». Источник: Наука и военная безопасность. 2021. № 1 (24)

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-05/1653817831_5.jpg
Размещение оборудования в трехместной защищенной кабине:
1  – место для размещения аптечки; 2 – термос; 3 – место для размещения  средств химической разведки; 4 – место для размещения средств защиты  экипажа (общевойскового защитного комплекта); 5 – огнетушитель; 6 –  приборы ночного видения. Источник: Наука и военная безопасность. 2021. №  1 (24)

Кабину в бронированном исполнении для тяжелых  уральских грузовиков «Торнадо-У» и младших братьев «Мотовоз-М»  разрабатывали совместно с «НИИ Стали». На машинах предполагается  устанавливать три модификации кабины – стандартная однорядная  трехместная, увеличенного объема также на трех членов экипажа и  двухрядная пятиместная.

К слову, на Украине уже апробировали в  боях новейшую огнеметную систему ТОС-2 «Тосочка», базирующуюся на шасси  «Торнадо-У» с трехместной кабиной увеличенного объема. Каждая  бронированная кабина – это боевой модуль. Не хватает только  противоминных сидений с креплением к потолку и травмобезопасных подножек  у пассажиров.

Кабина герметична, оснащена кондиционером,  приборами ночного видения, радиостанцией, дозиметром и приборами  химической разведки. Возможна установка бортовой  информационно-управляющей системы и трех обзорных камер. Зеркала и  бронестекла с электроподогревом.

Идеальных боевых колесниц,  конечно, не существует. Можно лишь максимально приблизить машину к  реальным условиям эксплуатации. Похоже, у ГАБТУ, АО «Автозавода «Урал» и  АО «НИИ «Стали» это получилось. Осталось только дождаться массового  появления бронированных «Торнадо-У» на фронтах Украины. Тем более что  машины могут выполнять не только транспортные функции, но вполне боевые.  Гантрак «Валькирия» тому явный пример.

Автор:Евгений Федоров