http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay/bmd-3-(1).jpg

Во второй половине 80-х годов на вооружение военно-транспортной авиации СССР поступили новые самолеты, обладавшие такой грузоподъемностью, которая далеко отодвигала существовавшие ранее ограничения по массе перевозимой бронетехники. К тому времени использование БМД-2 в боевых действиях в Афганистане показало, что для более эффективного применения вооружения на боевой машине десанта целесообразно иметь двухместную башню, в которой должны размещаться не только наводчик-оператор, но и командир машины. Кроме того, из-за малой массы, при определенных углах поворота башни во время стрельбы из 30-мм пушки, возникало раскачивание машины. Устранить эти недостатки и создать предпосылки для дальнейшего развития БМД посредством модернизации БМД-2 уже не представлялось возможным — все резервы дальнейшего развития конструкции были исчерпаны.

Поэтому к середине 80-х годов специальным конструкторским бюро Волгоградского тракторного завода под руководством главного конструктора А. Шабалина была разработана новая боевая машина десанта, которая после испытаний и доводки в 1990 году была принята на вооружение Советской Армии под обозначением БМД-3. Это качественно новая боевая машина, способная десантироваться как посадочным так и парашютным способом с боевым расчетом размещенным внутри. Это позволяет ей вступать в бой практически сразу после приземления.

Компоновка БМД-3 повторяет оправдавшее себя компоновочное решение боевых машин БМД-1 и БМД-2 при котором отделение управления и боевое отделение объединены и расположены в передней и средней частях корпуса МТО занимает кормовую часть.

Существенным образом изменился корпус машины. Увеличилась толщина броневых плит что обеспечило лучшую защиту заброневого объема а увеличенные размеры корпуса позволили установить двухместную башню с БМП-2. Корпус машины сварен из катаных листов броневого алюминиевого сплава. Лобовые детали корпуса имеют сравнительно большие углы наклона, что повышает их защитные свойства. Бортовые детали вертикальны. С целью обеспечения достаточной жесткости и приемлемой противоминной стойкости днище корпуса имеет два продольных зига и четыре поперечных балки. Башня сварена из стальных броневых деталей. В целом, корпус и башня защищают от 7,62-мм пуль с любой дальности вкруговую, их лобовые детали – от 12,7-мм пуль. При этом обеспечивается также защита от осколков снарядов и мин.

http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay/bmd-3-(2).jpg
http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay/bmd-3-(3).jpg

В передней части корпуса по продольной оси, оборудовано место механика-водителя. Над этим местом в крыше корпуса смонтирован отдельный люк и установлены перископические приборы наблюдения. Справа в лобовом бронелисте корпуса в шаровой установке закреплен 5 45-мм пулемет РПКС-74 а слева - 30-мм автоматический гранатомет АГ-17. Благодаря тому, что гранатомет может вести стрельбу с навесной траекторией полета гранат, БМД-3 может поражать цели неуязвимые для остальных компонентов ее вооружения, имеющих настильную траекторию полета снарядов и пуль. Боекомплект гранатомета состоит из 280 выстрелов ВОГ-70 в боеготовой ленте и 261 выстрела в контейнере внутри корпуса. Гранатометчик и пулеметчик пользуются перископическими прицелами.

В боевом отделении БМД-3 установлена двухместная бронированная башня кругового вращения, по конструкции и составу установленного в ней вооружения аналогичная башне БМП-2. В башне смонтирована 30-мм автоматическая пушка 2А42, в боекомплект которой входят выстрелы с бронебойно-трассирующими осколочно-фугасными и осколочно-трассирующими снарядами. Боекомплект состоит из 500 выстрелов снаряженных в боеготовые ленты и еще 360 выстрелов размещенных в корпусе машины. Пушка стабилизирована в двух плоскостях наведения и может вести прицельную стрельбу на ходу (в том числе и по воздушным целям так как максимальный угол возвышения пушки равен 75° а скорость поворота башни составляет 30—35° в секунду).

Ведение огня из пушки и спаренного с нею 7 62-мм пулемета ПКТ осуществляется с помощью стабилизированного комбинированного дневного и ночного (активно-пассивного) перископического прицела. Благодаря двухканальному прицелу стрельбу из пушки может вести как наводчик-оператор так и командир машины располагающиеся в башне. Командир имеет в своем распоряжении также комбинированный прибор наблюдения с дневным ночным каналами и два перископических прибора наблюдения. У наводчика-оператора имеются два перископических прибора наблюдения.

Для борьбы с танками БМД-3 оснащена противотанковым управляемым комплексом 9П135М и четырьмя ПТУР. Конкурс эффективно поражающими бронированные цели на расстоянии до 4000 м. По бортам башни в задней ее части установлены два трехствольных дымовых гранатомета 902В "Туча". Пульт запуска дымовых гранат размещен у наводчика-оператора. При пуске 6 дымовых гранат образуется завеса шириной не менее 80 м.

За башней в корпусе БМД-3 предусмотрены места для двух десантников которые могут вести огонь через две амбразуры в бортах (по одной с каждого борта) и одну амбразуру в крышке десантного люка. Над амбразурами в крыше десантного отделения имеются перископические приборы наблюдения. Кроме того имеются дополнительные места еще для трех десантников. Защита от оружия массового поражения обеспечивается герметизацией обитаемого отделения и созданием избыточного давления при по мощи фильтровентиляционной установки.

Весь боевой расчет БМД-3 (экипаж и десант) имеет индивидуальные универсальные сиденья которые крепятся не к днищу а к крыше корпуса. Таким образом повышается защита расчета от мин и обеспечивается возможность десантирования БМД-3 вместе с боевым расчетом на парашютной бесплатформенной системе ПБС-950. Эксперименты с парашютным десантированием боевых машин с расчетом проводились и на БМД-1 однако штатным этот способ десантирования стал только с появлением БМД-3. Военно-транспортный самолет Ил-76М может десантировать таким способом три боевые машины десанта БМД-3.

В моторно-трансмиссионном отделении БМД-3 установлен многотопливный дизельный двигатель 2В-06-2 развивающий максимальную мощностью 331 кВт. Здесь же установлены подогреватель двигателя и система бесфорсуночного факельного подогрева которые обеспечивают выход машины по тревоге за 5 минут при температуре -25°С и за 20 минут при температуре -45°С. Новая гидромеханическая трансмиссия имеет гидро-обьемный механизм поворота. Ее автоматическая коробка переключения передач имеет пять передач хода вперед и столько же передач заднего хода.

Подвеска индивидуальная гидропневматическая обеспечивающая изменение величины клиренса в диапазоне от 190 до 590 мм с места механика-водителя. В состав ходовой части входят по пять одинарных опорных катков заимствованных у плавающего танка ПТ-76 и по четыре поддерживающих ролика на борт. Ведущие колеса расположены сзади. Имеется гидравлический механизм натяжения гусениц. Гусеница стальная двухгребневая цевочного зацепления.

http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay/bmd-3-(4).jpg
http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay/bmd-3-(5).jpg

Несмотря на увеличение осевой массы до 129т конструкторам удалось со хранить высокую подвижность и динамику езды машины (удельная мощность двигателя составила 23,5 кВт/т). При движении по шоссе машина развивает максимальную скорость 70-71 км/ч и имеет высокую среднюю скорость при езде по сухим грунтовым дорогам — 45 км/ч.

Гидропневматическая подвеска обеспечивает высокую проходимость и плавность хода БМД-3 легко преодолевает подъем до 35° вертикальную стенку высотой 0,7 м и ров шириной 2 м.

При разработке БМД-3 большое внимание было уделено повышению плавучести на машине используются опорные катки с замкнутыми воздушными камерами и мощные водяные помпы откачивающие воду из корпуса. Два водометных движителя размещенных в кормовой части позволяют ей развивать скорость движения по воде до 10 км/ч и уверенно преодолевать морские акватории при волнении до трех баллов. При этом БМД -3 способна десантироваться с десантных кораблей ВМФ на воду и таким же образом обратно грузиться на корабли. Машина легка в управлении и проста в эксплуатации.

Помимо фильтровентиляционной установки в состав стандартного оборудования машины входят радиостанция навигационные приборы и автоматическая система пожаротушения.

На базе БМД-3 планируется разработка целого семейства боевых и вспомогательных машин для воздушно-десантных войск.

Развитие боевых машин десанта осуществляется в тесной связи с развитием средств десантирования На первом этапе для десантирования БМД-1 и БТР-Д применялись парашютные платформы П-7 и П-16 с многокупольными парашютными системами Они позволяли десантировать объекты массой от 3 5 до 20 т С развитием средств десантирования стали широко применяться парашютно-реактивные системы (ПРС) подготовка которых к выброске занимает значительно меньше времени. Парашютно-реактивные системы ПРСМ-915 и ПРСМ-925 стали основными средствами десантирования для БМД-1 БТР-Д и машин на их базе. Однако эти системы достаточно сложны и дорого стоят. Поэтому для БМД-3 были созданы новые бесплатформенные средства десантирования ПБС-950 Они обладают небольшой массой (около 1500 кг), высокой надежностью просты в эксплуатации и позволяют десантировать личный состав в боевых машинах.

Технические характеристики
Боевая масса, т 12,9..13,2
Экипаж, чел. 3
Десант, чел. 5
Длина корпуса, мм 6100
Длина с пушкой вперёд, мм 6360
Ширина корпуса, мм 3114
Высота, мм 2170..2450
Бронирование
Тип брони противопульная
Вооружение
Калибр и марка пушки 30-мм 2А42
Тип пушки нарезная автоматическая
Боекомплект пушки 500+360
Углы ВН, град. -5..+74
Дальность стрельбы, км до 4
Прицелы БПК-1-74, ПЗУ-5
Пулемёты 1 х 7,62-мм ПКТ
1 х 5,45-мм РПКС-74
Другое вооружение 1 х АГС-17 «Пламя»
1 х ПУ ПТРК 9М111 «Фагот»/9М113 «Конкурс»
Тип двигателя многотопливный дизельный, 6-ти цилиндровый 2В-06-2
Мощность двигателя, л. с. 450
Скорость по шоссе, км/ч 70..71
Скорость по пересечённой местности, км/ч 10 на плаву
Запас хода по шоссе, км 500
Удельная мощность, л. с./т 34..34,9
Тип подвески независимая, индивидуальная пневматическая
Удельное давление на грунт, кг/см? 0,32..0,48
Преодолеваемый подъём, град. 35
Преодолеваемая стенка, м 0,7
Преодолеваемый ров, м 2
Преодолеваемый брод, м плавает