Запустив в серийное производство легкий танк AMX-13, французы обратили внимание на реальную возможность использовать его в качестве базы для создания других боевых машин, в результате проектно-конструкторских работ в 1954 г. появился прототип бронетранспортёра для перевозки пехоты, а через два года первые серийные машины стали поступать в войска под обозначением AMX VTT (Vehicule Transporteur de Troupes).
Первое время бронетранспортёры производились на государственном арсенале в Роанне, но затем им пришлось уступить место на сборочных линиях танкам AMX-30. Производство всех боевых гусеничных машин, созданных на базе лёгкого танка AMX-13, было передано фирме "Крезо-Луар", которая занимается их выпуском вплоть до настоящего времени.
Поступивший на вооружение французской армии, AMX VTT по ряду моментов на несколько лет опережал зарубежные бронетранспортёры и долгие годы оставался лучшим в своем классе.
Лобовая часть корпуса бронетранспортёра почти такая же, как у танка AMX-13, механик-водитель размещается спереди слева в отделении управления. В средней части машины находятся рабочие места командира машины и стрелка.
Кормовую часть машины занимает десантное отделение, в котором размещается десять солдат с вооружением: 9 реактивными гранатометами, 9 автоматами, 4 винтовками (в том числе 2 с гранатометами), 2 ручными пулемётами, 4 противотанковыми минами и соответствующим запасом боеприпасов. Посередине десантного отделения расположены сиденья, на которых спиной друг к другу сидят десантники. Посадка десанта производится через две двери в корме машины. Кроме того. на крыше десантного отделения имеются четыре люка. В каждой двери предусмотрено по стрелковому гнезду для ведения огня изнутри бронетранспортёра.
В 6оковых стенках десантного отделения имеются два ряда лючков, закрытых двумя заслонками. Верхняя заслонка поднимается вверх, тогда как нижняя, оборудованная стрелковыми гнездами, опускается вниз.
Первые машины поступавшие в механизированные части французской армии, были вооружены стандартным французским пулемётом калибра 7,5 мм, который монтировался на простой шкворневой установке. Впоследствии на AMX VTT начали устанавливать самое разнообразное вооружение: пулемёт калибра 12.7 мм с дистанционным управлением, 7,5-мм пулемёт в башенке кругового вращения с сектором вертикальной наводки от -15 до +45° и, наконец, 20-мм пушку в башне, аналогичной башне боевой машины пехоты AMX-10Р.
Машина оборудована фильтровентиляционной установкой, прибором ночного видения и радиостанцией, обеспечивающей связь на дальностях до 30 км. Недостатком бронетранспортёра является его неспособность преодолевать вплавь глубокие водные преграды. Без подготовки AMX VTT может перебираться через брод глубиной 0,6 м.
На базе бронетранспортёра AMX VTT было разработано целое семейство боевых машин: машина управления артиллерийским огнём, 81-мм и 120-мм самоходные миномёты, предназначенные для огневой поддержки пехоты, штабная машина, санитарная машина, ЗСУ для прикрытия 155-мм самоходной гаубицы AMX Mk.F3, самоходный ракетный комплекс ENTAC, бронетранспортер для перевозки боеприпасов и других грузов, боевая инженерная машина. Эта последняя модификация может оснащаться самым разнообразным оборудованием, в том числе гидравлическим бульдозерным отвалом, лебедкой и стрелой, которая монтируется в передней части корпуса и служит для подъема больших грузов. Для самозащиты машина вооружена пулемётом калибра 7,5 мм, ее экипаж состоит из 11 человек.
На самоходном ракетном комплексе смонтированы две установки для пуска французских ракет ENTAC. В каждой пусковой установке находятся по две готовье к пуску ракеты. Ракеты перевозятся внутри корпуса машины и подаются в пусковые установки непосредственно перед пуском. Минимальная дальность полета ракеты — 400 м, максимальная — 2000 м.
Бронетранспортёр для перевозки грузов не отличается от бронетранспортёра для перевозки пехоты. Его боевая масса составляет 14.5 т, включая 4,5 т перевозимого груза. Машина вооружена 7,5-мм пулемётом и оснащена радиостанцией. Экипаж состоит из трех человек.
Санитарный бронетранспортёр оборудован для размещения четырех раненых на носилках и трех санитаров.
Штабная машина имеет боевую массу 12 т. Она вооружена 7,5-мм пулемётом, который может устанавливаться открыто на крыше. За рабочим местом механика-водителя размещаются две радиостанции и предусмотрены места для двух радистов. В кормовой части расположены рабочие места с необходимым оборудованием для штабной работы четырех-пяти офицеров. Штабная машина производилась в нескольких вариантах, модели для нижестоящих звеньев оборудовались радиостанциями с частотной модуляцией, а модели для вышестоящих звеньев — средствами связи с амплитудной модуляцией.
Следует отметить, что, начиная с первых же лет эксплуатации, бронетранспортёр AMX VTT очень часто использовался для проведения различных экспериментов и исследований.
Тактико-технические характеристики бронетранспортёра AMX VTT
Боевая масса, т 14
Экипаж, чел. 3+10
Габаритные размеры, мм:
длина корпуса 5544
ширина 2510
высота 2320
клиренс 480
Бронирование 10-40
Вооружение 12,7-мм или 7,5-мм пулемёт
Боекомплект 1000 патронов
Двигатель SOFAM 8 GXb, 8-цилиндровый, карбюраторный, мощность 184 кВт при 3000 об/мин
Удельная мощность двигателя. кВт/т 13.14
Удельное давление на грунт, Мла 0,068
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 65
Запас хода по шоссе, км 400
Запас топлива, л 410
Преодолеваемые препятствия
высота стенки, м 0,65
ширина рва, м 1,6
глубина брода, м 0.6