https://topwar.ru/uploads/posts/2022-04/thumbs/1650366626_11.jpg

Действительно,  многие американские (и не только) военные специалисты обеспокоены тем,  что происходит сегодня в Китае. Учитывая, что в КНР с охраной военной  тайны полный порядок, то американцам приходится многое домысливать. Это  они умеют, и наблюдать за происходящим и познавательно, и забавно  одновременно.

Одним из беспокоящих факторов в США сегодня является истребитель пятого поколения J-35.

С  самолетом настолько все непросто, даже фотографии самолета не так  просто найти, их в основном подменяют фото другого самолета, J-31,  вокруг которого тоже наверчено больше слухов, чем правды.

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-04/thumbs/2222_d_850.jpg

Реально  же стоит вспомнить скандалище 2016 года, когда в США был арестован,  осужден и отправлен за решетку гражданин США китайского происхождения за  шпионаж. Благодаря информации, добытой этим товарищем, вроде бы  китайские хакеры смогли преодолеть защиту серверов компании «Локхид  Мартин» и украсть огромный массив информации.

Потому, считают в США, J-31 так схож с F-35.

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-04/thumbs/plane-comparison.jpg

Единственное  отличие – два двигателя у китайского самолета против одного у  американского. А в остальном на ум сразу приходит известное изречение  насчет копировальных аппаратов Китая.

Но основная задача –  сделать китайский истребитель J-31 может, менее совершенным, зато более  массовым и дешевым, чем американский аналог. Это позволит Китаю насытить  свои ВВС современной техникой и продать самолет тем странам, которым  F-35 не по карману или тем, кому США не продадут по политическим  соображениям. Достаточно и первых, и вторых.

Американцы не  считают, что копирование китайцами их технологий есть ключ к успеху.  Вроде как, китайские специалисты не всегда понимают, как все должно  работать. Однако, воспринимают новые китайские самолеты всерьез. Даже  была нарисована схема эшелонирования работы ВВС НОАК, где для завоевания  превосходства в воздухе будет использован J-11, прекрасная копия  советского Су-27, а «полировать» будет J-20, который своими  дальнобойными ракетами может уничтожать слабые звенья в лице воздушных  танкеров и самолетов ДРЛО.

А что J-31 и J-35? Там все очень  непонятно. Точнее, с J-31 все более или менее ясно, а вот J-35, который  время от времени мелькал в поле зрения (2014 и 2018 годы) оставался  этакой загадкой.

И вот в этом году J-35 снова привлек внимание.  Более того, было объявлено, что это значительно улучшенная версия  самолета. Так сказать – «работа над ошибками».

В США все  забегали, потому что стало совершенно непонятно, что и откуда взялось.  Китайцы сделали лица блинчиками и сказали, что все время пандемии  работали, не покладая рук, и вот вам результат.

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-04/1650366625_12.jpg

У  американцев это вызвало, мягко говоря, шок. Получается, пока весь мир  валялся в объятиях пандемии, в Китае не просто работали, а даже нарушили  определенный баланс.

Если посмотреть на реакцию НАТО, так КНР  нарушила все, что только можно. Список «преступлений» велик: тут и  полеты бомбардировщиков и истребителей к Тайваню (или Китайской  Республике, кому как удобнее), строительство искусственных островов в  Южно-Китайском море, разговоры о воссоединении КР и КНР.

Ну и последняя точка – постройка нового истребителя пятого поколения, да еще и с возможностью базирования на авианосце.

А также несомненное сходство двух самолетов – американского и китайского.

О  том, что J-31 очень похож, было сказано много. Да, похож, это есть и от  этого никуда не деться. По сути, J-31 – это нечто среднее между F-22 и  F-35, поскольку есть общее с обеими самолетами. Насколько он в  реальности лучше или хуже американских машин, судить нельзя, потому что  совершенно нет данных, на основании которых можно сравнить истребители.  Понятно, что в плане эксплуатации J-31 будет лучше «Раптора», поскольку  создать что-то хуже, чем F-22, просто нереально.

Китайская  сторона, надо отдать ей должное, время от времени подливает керосина в  огонь. Интернет-издание People's Daily Online.cn, которая является одной  их государственных онлайн-платформ КНР, время от времени публикует  различные материалы, в той или иной части имеющие отношение к J-31.

То  устроят обсуждение сходства и различий двух самолетов, то опубликуют  мнение летчика-испытателя ВВС НОАК Сюй Юнлина, то предоставят слово  экспертам в области «стелс»-технологий.

Легкий такой троллинг.  Потому что в каждом материале делается ожидаемый вывод: китайский  самолет создан по самым передовым мировым стандартом и представляет  собой очень грозное оружие.

У американской стороны выходов всего два: либо смеяться, либо закатывать истерики на заданную тему.

Можно  сколько угодно рассуждать о скрытности и малозаметности нового  китайского самолета, но пока его не «пощупали» своими лучами  американские радары, говорить не о чем. А, естественно, китайцы всеми  силами постараются этого не допустить.

В 2021 году, в рамках  очередной «тренировки», «People's Daily» выдала, что J-31 обладает более  высокой боевой нагрузкой по сравнению с F-35. Доказательств ноль,  хотите, как говорится, верьте, не хотите – не верьте.

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-04/thumbs/1650366888_31.jpg

Через  некоторое время на американской стороне «выдохнули»: у J-31 столько же  точек подвески, сколько и у F-35. То есть, шесть. Весь вопрос, что туда  подвешивать. И здесь тоже широчайшее поле для слухов, догадок и  спекуляций. И явно в этом сражении выигрывают пока китайцы. Почему? Да  потому что в КНР прекрасно знают, что представляют собой американские  самолеты, а вот в США далеко не всегда представляют, на что способны  китайские машины.

И вот – известие о J-35, который, по словам китайской стороны, сыграет важнейшую роль в развитии военно-морских сил КНР.

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-04/thumbs/1650366625_13.jpg

Действительно,  J-35 может стать серьезной заявкой на победу, поскольку это истребитель  пятого поколения, палубный истребитель, способный взлетать с помощью  катапульты.

Самолет создан на базе J-31, который уже достаточно  хорошо освоен ВВС НОАК. Отличия в палубном «фарше», то есть,  складывающиеся крылья, посадочная арматура, усиленные узлы для старта с  катапульты.

Действительно, у китайцев с момента первого полета  J-31 была пропасть времени для того, чтобы все осуществить. Десять лет –  этого может быть очень мало, а может быть и вполне достаточно для  создания нового самолета. Китайцам хватило.

И теперь ВВС и ВМС  НОАК имеют на вооружении два истребителя пятого поколения, сухопутный и  морской. И это не может не напрягать американцев, поскольку все ближе и  ближе тот момент, когда региональные интересы двух стран могут  столкнуться.

Где располагается сфера этих интересов, обозначить  несложно. Но это очень и очень далеко от американских берегов. И с  каждым днем преимущество США, которое базируется именно на крыльях  соединений авианосцев, тает. Не исчезает, но тает.

Даже если J-31  и J-35 будут уступать американским F-35, это не говорит ни о чем. Если  мы говорим о нарастающей напряженности в АТР, куда обязательно влезут  мировые жандармы под звездно-полосатым флагом, то им F-35 не сильно  поможет, поскольку основное большинство самолетов на авианосцах США –  это F/A-18.

Устроить коммунистический забег в стиле «Догнать и  перегнать» - это не для американцев. Зато очень так по-китайски. И, если  КПК решит, что это необходимо для безопасности КНР, то самолеты будут  изготовлены, сомнений нет.

Уже сегодня КНР имеет на вооружении J-31 и J-20, пусть и в стадии официальных испытаний.

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-04/thumbs/1650366889_screenshot_2.jpg

И вот второй шаг – это J-35, палубная версия J-31, и двухместный вариант J-20.

J-35  – это в целом ответ на то, что делают США. Американцы приняли на  вооружение F-35С, палубный истребитель для размещения на авианосцах, в  дополнение к F-35В, с укороченным взлетом и посадкой, который можно  размещать на УДК.

Китайские авианосцы «Шаньдунь» и «Ляонин», сделанные на базе советских авианесущих крейсеров, не имеют катапульт.

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-04/thumbs/1650366973_32.jpg

А  вот третий, строящийся авианосец, уже будет оборудован электромагнитной  стартовой катапультой, что открывает большие перспективы перед морской авиацией  Китая. По крайней мере, эпоха половинной загрузки топливом и  вооружением (как у российских самолетов на «Адмирале Кузнецове») уйдет в  прошлое.

Четыре новых модели самолетов – это впечатляет.  Конечно, палубный J-35 может уступать по ЛТХ коллеге F-35С, а J-20 в  двухместном варианте быть менее эффективен, чем F/A-18D, но…

Американцам  придется работать с палубы авианосцев, находящихся в тысячах километров  от своих баз. Китайские пилоты будут иметь за спиной свою  инфраструктуру, даже работая на удалении, с палубы.

Кроме того,  не уверен, что новые самолеты, столь внезапно возникшие в  информпространстве, настолько будут слабее американских. И еще одно  преимущество – количественное. Даже будь F-35С просто прекрасным  самолетом, с уникальными боевыми характеристиками, у него будет мало  шансов отбиться от нескольких J-35. Это факт. Качество не всегда  превалирует над количеством. Это было проверено еще в годы Второй  Мировой войны.

Прогресс у китайских авиастроителей очевиден. И  американцам есть, о чем задуматься. Да и нам тоже. У США сегодня более  700 истребителей пятого поколения. У Китая 120. У нас – десяток вместе с  прототипами.

Какой расклад будет через 5-6 лет, сложно  предсказать, но то, что Китай будет строить новые машины ударными  темпами, вполне очевидно.

В США это прекрасно понимают, иначе в  Конгрессе не звучали бы доклады на тему безопасности США, где постоянно  упоминаются действия КНР. Тренировки пилотов в полетах на большие  расстояния над водой, изучение новых районов, сбор разведданных – все  это улучшает способность летного состава ВВС НОАК «выполнять морские  миссии против США».

Китай демонстрирует возможности. Именно  возможности, а не желания. И подкрепляет возможности, присущие  супердержаве, не просто амбициями, а средства осуществления этих  возможностей.

Поэтому не так уже и важно, откуда взялся J-35, из  «ксерокса», будучи копией американского F-35 на основе украденных  материалов, или разработанным «с нуля» проектом. Важно то, что такими  темпами, которые демонстрирует КНР в плане разработки и строительства  новых самолетов, США в ближайшем будущем не смогут быть уверенны в том,  что обеспечение решений проблем в Азиатско-Тихоокеанском регионе с  военной стороны будет им по силам.

Автор:Роман Скоморохов