http://www.dogswar.ru/images/stories/pylemet/MG-131.jpg

Несмотря на запреты, введенные Версальским договором, параллельно с созданием малокалиберного стрелкового оружия в Германии усиленно проводились работы по конструированию крупнокалиберных пулеметов. Благодаря тому, что все это проходило в режиме строгой секретности и часто на заводах иностранных фирм, к 1933 г. было разработано, подготовлено к серийному производству и принято на вооружение несколько пулеметов калибра от 13 до 20 мм. Первым оружием из этой серии стал 13-мм пулемет, принятый на вооружение под наименованием MG-131. Он был разработан специалистами фирмы «Rheinmetall» еще в начале 1930-х гг., но из-за значительной сложности конструкции и необходимости соблюдать условия строгой секретности до 1938 г. выпускался лишь небольшими партиями.

В связи с тем, что этот крупнокалиберный пулемет изначально создавался как авиационный, в первую очередь его начали применять на самолетах в надежде тем самым повысить боевую мощь авиации. После 1938 г. подвижно закрепленными MG-131 были оснащены многочисленные транспортные и бомбардировочные самолеты Люфтваффе. Чаще всего они размещались на хвостовом или вращающемся лафете. После разработки систем электропневматического перезаряжания оружия и электрического воспламенения крупнокалиберные пулеметы начали применять в качестве неподвижного бортового оружия. Это позволило устанавливать их и на истребителях. Кроме использования в авиации, крупнокалиберными пулеметами MG-131 вооружали бронированную технику.

В марте 1945 г. руководство практически небоеспособных к тому времени Люфтваффе приняло программу перевооружения, согласно которой производители авиационного вооружения должны были сосредоточиться на выпуске нескольких наиболее эффективных видов оружия, в первую очередь, 30-мм авиапушек МК-103 и МК-108, а также автоматических систем калибров 37, 50 и 75 мм. Крупнокалиберные пулеметы MG-131 были объявлены устаревшими и подлежали снятию с вооружения Люфтваффе. Еще до этого начали расформировывать не только эскадрильи бомбардировщиков, но и многие другие части авиации. Их личный состав зачастую со снятым с самолетов стрелковым оружием передавался Вермахту. Экономическая ситуация ухудшилась настолько, что выпуск новых самолетов всех типов перестал покрывать стремительно растущие потери. Резко сократилось количество не только бомбардировщиков, но и истребителей, даже для оставшихся в строю боевых самолетов не хватало топлива.

Устаревшее оружие было решено передать сухопутным войскам для использования в наземных боевых действиях. Дополнительным фактором, повлиявшим на такое решение, стало резкое падение производства стрелкового оружия в Германии. Всего передаче подлежали хранившиеся на складах Люфтваффе 8132 пулемета и 25 млн патронов к ним. Пулеметами MG-131, установленными на лафетах, вооружались пехота и подразделения противовоздушной обороны, которые к этому времени очень нуждались в высокоэффективном оружии. По некоторым данным, за годы производства было выпущено около 10 000 пулеметов MG-131.

Конструкция пулемета MG-131

Механизм автоматики пулемета MG-131 действует по принципу использования энергии отдачи ствола при его коротком ходе. Запирание ствола осуществляется вращающимся с помощью кривошипно-шатунного механизма затвором. После выстрела пороховые газы отбрасывают ствол назад, тем самым приводя в действие механизм перезаряжания. Патрон извлекается из ленты, досылается в патронник и одновременно с этим взводится затвор. Ударно-спусковой механизм ударникового типа позволяет вести только автоматический огонь. Охлаждение ствола воздушное. Для этого ствол расположен в металлическом кожухе с отверстиями. Питание патронами производится из металлической ленты любой длины с рассыпающимися звеньями, выбрасываемыми по отдельности из патронника. Лента может подаваться как слева, так и справа. В пулемете с дистанционным управлением воспламенение капсюлей патронов производится электричеством. Перезарядка - электропневматическая. Сжатый воздух из баллона с рабочим давлением 150 атм. подается к пулемету через редуктор, понижающий давление до 30 атм.

В рабочем цилиндре механизма перезарядки поршень двигается в одну сторону под давлением сжатого воздуха и возвращается обратно силой возвратной пружины. Управление перезарядкой - электрическое с помощью клапана на линии сжатого воздуха. Управление стрельбой также электрическое. При использовании пулемета для подвижной установки с ручным управлением пневматический механизм заменяется рукояткой перезаряжания. Она располагается справой стороны пулемета, который в этом случае также снабжается рукояткой управления и спусковым крючком.

Такой вариант MG-131 особенно хорошо подходит для создания на его базе ручного пулемета или пулемета, предназначенного для установки на бронетранспортере. К его стволу лишь присоединяют сошки, а к затыльнику ствольной коробки - плечевой упор. Из-за сильной отдачи стрельбу из пулемета рекомендуется вести короткими очередями. Питание пулемета осуществляется мощными патронами калибра 13x64 мм. В боекомплект пулемета входят разрывные пули большой мощности или бронебойные пули с трассирующим зарядом или без него. Разрывная пуля имеет сверхчувствительный ударный взрыватель. Бронебойная пуля остроконечной формы снабжена закаленным сердечником. Трассирующий заряд помещается в донышке пули и горит в течение 1,7 с.

Тактико-технические характеристики пулемета MG-131
Калибр 13x64 мм
Масса оружия 16,600 кг
Масса ствола 3,600 кг
Длина оружия 1168 мм
Длина ствола 533 мм
Начальная скорость пули 710-750 м/с
Емкость ленты 100/250 патронов
Теоретическая скорострельность 930 выстр./мин
Практическая скорострельность 100-200 выстр./мин
Прицельная дальность 2000 м
Эффективная дальность 1500 м