http://www.dogswar.ru/images/stories/pylemet/Madsen-M1902-1.jpg

Пулемёт Madsen M1902 был разработан в самом начале 20 века, датской компании "Dansk Rekyl Riffel Syndikat A/S" на основе самозарядной винтовки образца 1896 года, созданной лейтенантом датской армии Йенсом Шоубо (Jens Theodor Schouboe). В сотрудничестве с директором компании Расмуссеном (Rasmussen) к 1902 году был создан первый образец ручного автоматического оружия с магазинным питанием - прототип нового ручного пулемёта. Серийное производство пулемёта было развернуто компанией-разработчиком в 1905 году, а свое имя (и торговую марку для всей компании) оружие унаследовало от датского министра вооружений Мадсена - одного из горячих стороников разработки и продвижения автоматического оружия.

Полное наименование этого пулемёта Maskingevaer Madsen. Массовый серийный выпуск пулемётов Madsen M1902 продолжался до начала 1950-х годов, а в каталогах фирмы DISA / Madsen его варианты были представлены вплоть до середины 1960 годов, при этом пулемёт предлагался заказчикам в любом из существующих винтовочных калибров от 6.5 до 8 мм, включая и новый на тот момент калибр 7.62-мм НАТО.

http://www.dogswar.ru/images/stories/pylemet/Madsen-M1902-2.jpg

В первой половине 20 века в числе покупателей пулемётов Madsen входили такие страны как Великобритания, Голландия, Дания, Китай, Российская империя, Португалия, Финляндия, Мексика и еще многие другие страны Азии и Латинской Америки. В конце Первой мировой войны лицензионное производство пулемётов Madsen M1902 планировалось развернуть в России и Англии, однако по разным причинам этого не произошло. И не смотря на то что в большинстве стран эти пулемёты были сняты с массового вооружения в 1970-80 годах, их до сих пор можно встретить в более отдаленных уголках планеты, в немалой степени благодаря высокой надежности и живучести конструкции, а также качественному производству. Помимо пехотных вариантов пулемёты Madsen M1902 широко применялись и в авиации, с появления первых вооруженных самолётов и вплоть до 1930-х годов.

http://www.dogswar.ru/images/stories/pylemet/Madsen-M1902-3.jpg

Пулемёт Madsen M1902 - первый в истории серийный ручной пулемёт. Весьма оригинально его устройство. Автоматика действовала на принципе отдачи ствола с коротким ходом. Запирание канала осуществлялось качающимся в вертикальной плоскости затвором, ось которого крепилась в ствольной коробке. При откате подвижной системы выступ затвора скользил по фигурному пазу направляющей планки неподвижного короба. Попадая е наклонный участок паза, выступ поднимал затвор и отпирал ствол. При этом поворотный выбрасыватель извлекал и удалял вниз стреляную гильзу. Затем затвор опускался в нижнее положение, и открывался приемник, в который опускался следующий патрон из обоймы. В переднее положение подвижная система приводилась возвратной пружиной, воздействующей на нее через особый рычаг. При этом патрон досылался в патронник специальным досылателем, затем затвор приподнимался и запирал ствол. Такая система обеспечивала надежное запирание и давала возможность несколько укоротить ствольную коробку, однако с ее применением конструкция оружия усложнялась. В пулемёте использовался ударный механизм с винтовой боевой пружиной. Спусковой механизм позволял вести одиночный и непрерывный огонь. Переводчик вида огня находился в задней части спусковой скобы и ограничивал поворот спускового крючка. С правой стороны кожуха размещалась качающаяся рукоятка управления затвором.

http://www.dogswar.ru/images/stories/pylemet/Madsen-M1902-4.jpg

Несмотря на всю свою сложность, механизм действовал хорошо. Его наиболее копируемой чертой был установленный наверху коробчатый магазин с изогнутой пружиной, ёмкость магазина - от 25 до 40 патронов (вариант ёмкостью 30 патронов был самым распространенным). Охлаждение ствола воздушное. Он имел поперечное оребрение по всей длине и был заключен в кожух с рядами овальных отверстий. В ствольной коробке фиксировался винтовым соединением. На кожухе крепились мушка и секторный прицел, имелась выточка под обойму сошек. Сошки прямые, трубчатые, с плоскими остриями и откидными лапками. Пулемёт, конструкция которого состояла из 98 частей, имел деревянный приклад с "пистолетным" выступом.

Пулемёт Madsen M1902, который часто устанавливали на машинах, а иногда и на самолётах, являлся действительно универсальным оружием пехоты, вес которого без боеприпасов составлял ровно 9 кг (20 фунтов). Он мог быть адаптирован как к пулемётным сошкам, если использовался в качестве лёгкого (ручного) пулемёта, так и к треноге, позволявшей вести непрерывный огонь. Британцы первоначально настаивали на приспособлении его зарядной каморы под патрон калибра 0,303 дюйма, имевший гильзу с закраиной, но неожиданно обнаружили, что в результате этой переделки пулемёт стал довольно часто заклинивать; другие модификации, в которых использовались патроны с безободковой гильзой, действовали более надежно.

Пулемёт Madsen M1902 был принят на вооружение датской морской пехотой в 1890-е годы, а первый боевой опыт приобрел в русских войсках в Маньчжурии в ходе русско-японской войны 1904-1905 гг. После этого его незначительно измененные модификации выпускались в течении пятидесяти лет и использовались в разных странах в качестве танковых и авиационных пулемётов, а также как пехотные, но официально не были приняты на вооружение армии ни одного крупного государства.

Тактико-технические характеристики Madsen M1902
Патрон: различные типы калибра от 6,5 до 8,0 мм
Полная длина: 1143 мм
Длина ствола: 584 мм
Масса: 9,07 кг
Нарезы: 4 правосторонних
Система питания: коробчатые магазины на 25, 30 или 40 патронов
Темп стрельбы: 450 выстр./мин

Маркировка
«Madsen Model», год производства и заводской номер на правой стороне короба.

Предохранители
Флажковый неавтоматический предохранитель слева над спусковым крючком. Верхнее положение флажка - «предохранитель», устанавливается только при взведенном ударном механизме.

Разряжение
Нажать рукоятку позади гнезда магазина и отсоединить магазин. Повернуть назад качающуюся рукоятку взведения, при отклоненном вниз затворе осмотреть патронник, отпустить рукоятку взведения. Нажать на спусковой крючок.