http://www.dogswar.ru/images/stories/vertolet/Harbin-Z-19-01.jpg

В последнее десятилетие Китай весьма активно развивает вертолетостроительную отрасль. Особое внимание уделяется вертолетам огневой поддержки. На вооружение приняты два образца таких машин - тяжелая Z-10 и легкая Z-19. История Z-19 уходит корнями к 15 октября 1980 года, когда Китай приобрел во Франции лицензию на выпуск многоцелевого вертолета Eurocopter AS365 Dauphin. Первоначально осуществлялась мелкоузловая сборка вариантов AS 365N1 и AS 365N2 под обозначениями Z-9 и Z-9A, а в 1992 году появился полностью китайский вариант Z-9B (и его морская версия Z-9C). Следующим логичным шагом стало оснащение Z-9B вооружением. Вариант Z-9W (другое обозначение - WZ-9) получил бортовые пилоны для подвески вооружения (ПТУР, неуправляемые ракеты, пулеметные установки). Буква Z в обозначении китайской авиатехники означает «Жишенджи» - «вертолет». Иногда встречается обозначение WZ - т. е. «Вужуань Жишенджи», «вооруженный вертолет», но оно применяется лишь для экспортных машин, поскольку в ВВС КНР аббревиатура WZ отведена для БПЛА.

http://www.dogswar.ru/images/stories/vertolet/Harbin-Z-19-02.jpg

Гиростабилизированный прицел установили под носовой частью фюзеляжа, а на экспортной модификации Z-9G предусмотрели возможность установки прицела над кабиной. Наконец, в 2011 году появился всепогодный вариант Z-9WA, на котором прицельное оборудование дополнено инфракрасной камерой. Этот вертолет может применять довольно широкий спектр средств поражения: ПТУР HJ-8/9/10, легкие противокорабельные ракеты С-701/703, ракеты класса «воздух-воздух» TY-90. Однако его боевые возможности несколько ограничены компоновкой кабины, «унаследованной» от «Дофина» (с размещением членов экипажа рядом), и отсутствием бронезащиты. Последним шагом на пути превращения Z-9 в полноценный ударный вертолет стало оснащение его кабиной с тандемным расположением экипажа. При этом машина утратила возможность перевозки грузов и десантников - грузовая кабина была ликвидирована.

http://www.dogswar.ru/images/stories/vertolet/Harbin-Z-19-03.jpg

Проектирование машины, получившей индекс Z-19, велось под руководством By Симиня из 602-го научно-исследовательского института. При ее создании от Z-9B были без изменений взяты несущий винт, хвостовая балка с рулевым винтом-фенестроном, трансмиссия. Первоначально применялись и штатные двигатели Z-9B - турбовальные WZ-8A (лицензионный вариант «Turbomeca Arriel-1C1» мощностью 850 л. с.), но вскоре применили более мощные WZ-8C (940 л. с.) Носовая часть вертолета полностью переделана - пилот и оператор вооружения размещены тандемом. Их кабины снабжены ударопоглощающими креслами и композитной броней. Приборное оборудование выполнено по принципу «стеклянной кабины» - с применением широкоформатных многофункциональных индикаторов. Шасси вертолета неубирающееся. Конструкция машины выполнена с учетом снижения радиолокационной и инфракрасной заметности. Прицельная гиростабилизированная головка, расположенная под носовой частью фюзеляжа, включает телевизионную и тепловизионную камеры, а также лазерный дальномер-целеуказатель.

ВООРУЖЕНИЕ

На ранней стадии создания Z-19 предусматривалось применение подфюзелядной турели с 23-мм пушкой, но на серийных вертолетах встроенное вооружение отсутствует На внешней подвеске Z-19 может нести до восьми ПТУР HJ-8 или УР класса «воздух-воздух» TY-90. ПТУР HJ-8 («Хонцзян-8», т. е. «Красная стрела - 8») является примерным аналогом противотанковых ракет «TOW» (американского производства) и «Хот»  (западноевропейского). Она снабжена полуавтоматической системой наведения по проводам и тандемной боевой частью. Дальность стрельбы в вертолетном варианте (HJ-8B) достигает 5,3 км. Ракета TY-8, снабженная инфракрасной головкой самонаведения, имеет массу 20 кг и дальность стрельбы до б км. В перспективе на Z-19 могут быть установлены и более совершенные образцы управляемого ракетного оружия, разрабатываемого в Китае.

ПРОИЗВОДСТВО и ЭКСПЛУАТАЦИЯ

Летные испытания опытного образца Z-19 начались в мае 2010 года и протекали не совсем гладко - один из прототипов разбился в сентябре того же года. Тем не менее в 2012 году началось серийное производство нового ударного вертолета. К концу 2014 года было выпущено порядка 80 вертолетов Z-19, производство их продолжалось и позже. В армейской авиации Китая Z-19 считается дополнением к более тяжелому вертолету Z-10. Рассматривается возможность их применения в тактической связке «охотник-убийца»: легкий Z-19 обнаруживает цели, наводя на них тяжелые Z-10. В настоящее время Z-19 по-эскадрильно входят в состав ряда частей армейской авиации. В Восточном командовании они имеются в 10-м полку ( армейской авиации (Лучень), в Южном - в 12-м полку (Сюпу), в Западном - во 2-й бригаде армейской авиации (Чень-ду), в 3-й бригаде (Вуцзяку), в Северном - в 9-й бригаде (Ляоян), в Центральном - в 8-й бригаде (Баодинь), 1-м, 4-м и 7-м полках (Синсянь, Тонсянь и Ляочень)

Тактико-технические характеристики
Экипаж: 2 (пилот и оператор вооружения)
Длина: 12,0 м
Диаметр несущего винта: 11,9 м
Высота: ~4,0 м
Масса пустого: 2350 кг
Максимальная взлётная масса: 4500 кг
Силовая установка: 2 х турбовальных WZ-8A (Turbomeca Arriel-1C1)
Мощность двигателей: 2 х 848 л. с. (2 х 632 кВт (взлётная))
Максимальная скорость: 280 км/ч
Крейсерская скорость: 245 км/ч
Практическая дальность: 700 км
Практический потолок: 4500 м
Вооружение
Стрелково-пушечное: 1 х 23-мм пушка (23х152 мм)
Точки подвески: 4
Управляемые ракеты:
- ракеты «воздух-земля»: до 8 х ПТУР
- ракеты «воздух-воздух»: TY-90
Неуправляемые ракеты: 4 х блока калибра 57-мм или 90-мм