http://www.dogswar.ru/images/stories/vertolet/T625-Gokbey.jpg

Основываясь на успешном опыте освоения производства T129 ATAK, Турция развернула программу создания легкого транспортного вертолета собственной разработки TLUH (Turkish Light Utility Helicopter). Это решение было оформлено Исполнительным комитетом оборонной промышленности Туршги (DIEC) 15 июня 2010 г. Три года спустя, 26 июня 2013 г, Управление оборонной промышленности подписало контракт с Turkish Aerospace Industries на разработку 6-тонного многоцелевого вертолета для наземных операций, стоимостью 687 млн долл. Следующими ключевыми этапами реализации программы TLUH стали утверждение 15 сентября 2015 г тактико-технических требований и 20 октября 2016 г - эскизного проекта вертолета. Ему был присвоен индекс T625, что официально расшифровывается как «шеститонный, двухдвигательный, пятилопастной». Компания Alp Aviation отвечает за производство и сборку шасси, коробок передач и динамических компонентов, а испанская CESA была выбрана для поставки гидравлических систем.

Первый макет T625 в коммерческом многоцелевом исполнении впервые публично продемонстрировали в мае 2017 г на проходившей в Стамбуле международной выставке IDEF 2017. Затем, в июне того же года, его можно было увидеть на международном авиасалоне в Ле-Бурже. После утверждения 29 сентября 2017 г. технического проекта началось изготовление первого прототипа T625 - экземпляра P0. Во второй половине августа 2018 г были успешно проведены предшествующие первому полету наземные испытания, и 6 сентября 2018 г прототип T625, получивший регистрационный номер TC-HLP, впервые поднялся в воздух. Машина оторвалась от земли, выполнила зависание и небольшие маневрирования. Состоявшийся в Анкаре первый полет продолжался около 20 минут. Любопытно, что при первом подъеме в воздух машина была еще лишена всех капотов двигателей и трансмиссии, дверей и части оборудования и своим видом больше напоминaлa наземный испытательный стенд.

12 декабря 2018 г президент Турции Реджеп Эрдоган объявил официальное имя вертолета - Gokbey. Всего для испытаний и программы сертификации планировалось изготовить три опытных образца. Постройка второго летного экземпляра P1 (регистрационный номер TC-HLI) была завершена в мае прошлого года, а его первый полет состоялся 29 июня 2019 г. Третий прототип (P2) был представлен 7 января 2020 г, но в воздух пока, судя по всему еще не поднимался. TAI заявляла о планах завершить сертификацию T625 Gokbey к концу нынешнего года и начать его серийный выпуск в гражданском и военном исполнениях уже в 2021 г, однако, очевидно, эти сроки уже вряд ли будут выдержаны.

В конструктивном плане вертолет T625 Gokbey выполнен по классической схеме с пятилопастным несущим винтом диаметром 13,2 м и четырехлопастным рулевым винтом. Максимальная взлетная масса составляет 6050 кг, он может использоваться для перевозки 12 пассажиров (при экипаже из двух человек). Просторная кабина может быть приспособлена для удовлетворения различных эксплуатационных потребностей, таких как VIP-транспорт, скорая помощь и поисково-спасательные операции. T625 спроектирован и оптимизирован, чтобы соответствовать и превосходить многоцелевые требования для жарких и высокогорных географических условий, а также для неблагоприятных погодных условий. Вертолет T625 Gokbey включает в себя несколько новых технологических функций, обеспечивающих высочайший уровень безопасности и эксплуатационных преимуществ для операторов. Турецкое председательство в оборонной промышленности подтвердило, что оно получило множество патентов на различные подсистемы, используемые в T625.

Турецкая радиоэлектронная компания Aselsan дебютирует на машине со своей модульной авионикой МАТЕ (Modular Avionic Touch-Screen Environment) с широкоугольными основными дисплеями и дополнительными «тачскринами». Вертолёт TAI T625 Gokbey оснащен четырехосной системой автоматического управления полетом с двойным резервированием, а также стеклянной кабиной Aselsan с двумя широкоэкранными интегрированными дисплеями задач (8х20 дюймов) и двумя сенсорными блоками управления для ввода данных (8х10 дюймов). Он предназначен для полетов с одним пилотом по ППП и ПВП, ночных полетов и полетов в известных условиях обледенения. Вертолет T625 Gokbey оснащается двумя турбовальными двигателями LHTEC (Rolls-Royce/Honeywell) CTS800-4AT взлетной мощностью по 1370 л.с., которые аналогичны двигателям CTS800-4A, применяемым на T129, отличаясь только настройкой FADEC. Производством трансмиссии и шасси для T625 Gokbey занимается турецкая частная компания Alp Aviation. Расчетная максимальная скорость T625 составляет 305 км/ч, потолок - около 6000 м, дальность полета - 740 км (с дополнительными баками - более 950 км).

Из-за ужесточающегося в последнее время экспортного контроля со стороны США Турция испытывает сложности с продажами за рубеж своей авиационной техники, использующей иностранные - прежде всего американские - технологии. Так, ей уже пришлось столкнуться с противодействием США при попытках экспорта вертолетов T129, а в прошлом году, после приобретения российских систем ПВО С-400, она была «отлучена» от программы F-35. Особенно остро зависимость Турции от западных технологий касается авиационных двигателей. В связи с этим турецкая двигателестроительная компания Tusas Engine Industries ведет разработку собственного вертолетного двигателя TS1400 взлетной мощностью 1400 л.с. (на чрезвычайным режиме - 1630 л.с.) для ремоторизации T129 и T625, который не будет иметь экспортных ограничений. Контракт на разработку двигателя, рассчитанный на 8 лет (два года - на разработку 4,5 - на постройку и испытания и 1,5 года - на сертификацию), был подписан между SSM и TEI три года назад, 7 февраля 2017 г. Стендовые испытания газогенератора TS1400 начались 11 июня 2018 г В конструкции двигателя используется традиционная схема, с двухступенчатым центробежным компрессором, противоточной камерой сгорания, двухступенчатой турбиной высокого давления и двухступенчатой силовой турбиной. Ожидается, что TS1400 cможeт быть готов к поставкам не ранее 2026 г.

Технические характеристики TAI T625 Gokbey
Экипаж: 2
Вместимость: 12 пассажиров
Длина: 15,87 м
Максимальный взлетный вес: 6050 кг
Силовая установка: 2 турбовальных двигателя LHTEC CTS800-4A , 1024 кВт (1373 л.с.) каждый
Диаметр несущего винта: 13,2 м
Максимальная скорость: 306 км/ч
Крейсерская скорость: 278 км/ч
Дальность: 740 км
Длительность полета: 3 часа 48 минут.
Практический потолок: 6096 м