http://www.dogswar.ru/images/stories/vertolet/Airbus-H145M-01.jpg

Вертолет Airbus H145M - это военная версия машины H145 (спецификация EC645 T2) семейства многоцелевых вертолетов EC145/BK117. Модель H145 (EC145) изначально разрабатывалась концернами «Eurocopter» (после ребрендинга – «Airbus Helicopters») и «Kawasaki Heavy Industries» на базе вертолета BK117 C1. В целях экономии ресурсов ряд элементов конструкции, бортовых систем перенесли с EC135. В гражданском секторе модель EC145 эксплуатируется с 2014 года. Летные характеристики машины высоко оценены гражданскими пилотами-спасателями. В 2015 году вертолет H145M без съемного военного оборудования получил допуск к эксплуатации в соответствии с требованиями Европейского агентства авиационной безопасности (EASA). В том же 2015 году главное авиационное управление бундесвера сертифицировало Airbus H145 LUH SOF в качестве вспомогательного легкого вертолета сил специальных операций по результатам лицензирования вертолета в полной военно-специальной комплектации, выполненного компанией «Airbus Helicopters» и 61-й военно-технической службой бундесвера.

Вертолет с максимальной взлетной массой 3700 кг оборудован двумя газотурбинными двигателями с автономной двухканальной цифровой системой управления режимами работы, рулевым винтом типа «Фенестрон» и снижающим рабочую нагрузку на пилотов цифровым комплектом авионики «Хелионикс». Управляют вертолетом H145M два пилота, и он может транспортировать до девяти военнослужащих. Модель отличается низкой акустической сигнатурой (малый уровень шумности), что делает его самым «тихим» в своем классе вертолетов (по заявлению производителя). Применяется в сложных метеорологических условиях и в любое время суток (полет по приборам днем и ночью) для решения разведывательных задач, ведения поисково-спасательных операций и медицинской эвакуации. Airbus H145M может включать систему обнаружения аварийных маяков, полный комплект медицинского оборудования, прожектор, спасательную лебедку и грузовой крюк, который можно использовать для крепления бака при тушении пожаров.

http://www.dogswar.ru/images/stories/vertolet/Airbus-H145M-02.jpg

Вертолет Airbus H145M LUH SOF оснащен системой управления четырехосным автопилотом, системой высадки по тросам, камерами высокого разрешения для ведения разведки, вооружением для огневой поддержки, системой баллистической защиты и радиоэлектронного противодействия, самозатягивающимися топливными баками для повышения уровня безопасности и живучести при боевом применении. Низкая акустическая сигнатура в сочетании с маскировочным темно-серым защитным лакокрасочным покрытием обеспечивают машине малую заметность в условиях плохой видимости и ночью. Кабина пилотов имеет бóльшую площадь остекления, грузовая – оборудована двумя широкими боковыми сдвижными дверями и двухстворчатой дверью в кормовой части машины. В целях безопасности хвостовой ротор окаймлен специальной облицовкой. Вертолет хорошо приспособлен для десантирования (посадки/высадки) личного состава через боковые двери. Две направляющие на полу обеспечивают надежность крепления оборудования.

Airbus H145M LUH SOF получил баллистическую защиту, станции предупреждения о радиолокационном и лазерном облучении и комплекс обнаружения пусков ракет с автоматом сброса дипольных и тепловых отражателей. Комплект сменного оборудования включает подъемник для эвакуации пострадавшего (в том числе для операций над морем) и устройство спуска по канату. К этому добавляются приспособления страховки и безопасности, облегчающие десантникам приведение в боевую готовность в полете у открытых дверей или на салазках шасси. В зависимости от решаемых задач, вооружение вертолета может включать различные системы, устанавливаемые на внешних пилонах. Однако в настоящее время, командование сил СпН отмечает недостатки большинства из них, применительно к выполнению специальных задач. Вопрос окончательной комплектации многофункциональной и гибкой системой вооружения многоцелевого вертолета остается открытым. В 64 твэск активно тестируется пулемет MG6 (7,62 × 51 мм) со скорострельностью до 3 000 выстр./мин.

Общая компоновка позволяет быстро переоборудовать вертолет под различные варианты многоцелевого применения. Из грузовой кабины могут быть удалены сиденья позади обоих пилотов для удобного размещения в ней вооружения. Для обслуживания дополнительного военного оборудования на борту в состав экипажа помимо двух пилотов предусматривается включение тактического оператора. Airbus H145M LUH SOF может перевозить до четырех военнослужащих СпН в максимальной экипировке и тактического оператора.

http://www.dogswar.ru/images/stories/vertolet/Airbus-H145M-03.jpg

С декабря 2015 по июнь 2017 года бундесверу были поставлены 15 легких транспортных вертолетов Airbus H145M LUH SOF и дополнительное оборудование к ним. Их использование по прямому оперативному предназначению осуществляет 64 твэск ВВС Германии (г. Лаупхайм и Шёневальде/Хольцдорф). К основным задачам этой эскадры относятся также воздушные транспортные перевозки личного состава и материальных средств, поддержка сил специальных операций (ССО) при проведении разведывательно-диверсионных действий, участие в национальных и международных поисково-спасательных и эвакуационных мероприятиях тактического, оперативного и стратегического уровня, включая медицинскую эвакуацию, а также военные эвакуационные операции. На 64 твэск возложена задача начальной летной подготовки, повышения квалификации пилотов и тактической подготовки экипажей вертолетов CH-53 GA/GS и H145M LUH SOF. В ее состав входят 641, 642 и 643 твэ (средние транспортные вертолеты) и 644 твэ (легкие многоцелевые вертолеты). По планам вертолет H145M должен заменить в эскадре устаревшие типы вертолетов (UH-1D) и сохранить требуемую командованием боеспособность сил специальных операций.

http://www.dogswar.ru/images/stories/vertolet/Airbus-H145M-04.jpg

Компания «Airbus Helicopters» взяла на себя сокращение сроков введения в эксплуатацию вертолетов Airbus H145M и подготовку специалистов (обеспечение готовности машин к полетам, техническую поддержку и обслуживание, ремонт и поставку запасных частей). Она поставила также оборудование наземной службы поддержки и контроля, ремонтной базы и другие необходимые элементы инфраструктуры аэродрома (н. п. Лаупхайм, ф. з. Баден-Вюртемберг), но монтаж проводили военнослужащие технической группы 64 твэск. «Airbus Helicopters» развернула на аэродроме собственный склад запасных частей, а также организовала совместную работу гражданского персонала компании с военнослужащими. По мере накопления ими опыта эксплуатации, ремонта и подготовки вертолетов Airbus H145M к полетам, сотрудников компании сменит до 2021 года военно-технический персонал.

Данный подход обеспечивает техническую готовность находящихся в эксплуатации вертолетов Airbus H145M к выполнению полетов на уровне 95 проц. Подготовка военнослужащих для эксплуатации и материально-технического обеспечения организуется согласно директивам европейского агентства. Для военно-технического персонала организованы и проводятся дополнительные учебные курсы, имеющие модульную структуру. Подготовка проходит на базе гражданских и военных учебных заведений, учитывает предварительные знания обучаемых. Курс начинается с летно-технической подготовки категории А. На ней базируется подготовка категорий B1.3 (конструкции самолета, двигатели, механические и электрические системы) и B2 (авионика и электронные системы).

http://www.dogswar.ru/images/stories/vertolet/Airbus-H145M-05.jpg

Регулярно проводятся совместные тренировки по десантированию с использованием каната «Горячая перчатка» и с помощью горной веревки. В первом случае вертолет зависает в 3–5 м над землей. Высадка происходит по толстым канатам, а десантники страхуют себя только силой рук, используя специальные перчатки для защиты ладоней от ожогов. При зависании на большей высоте (до 30 м) используется горная веревка, которая разматывается из кармана на ноге. Спусковое устройство замедляет падение десантника, а после контакта с землей веревка сбрасывается по его сигналу. Десантирование проводится самостоятельно и сигнал, что все люди на земле, пилотам подается рукой или с помощью лазерного маяка. Дополнительно летчики могут наблюдать за высадкой с помощью камеры, прикрепленной к хвостовому ротору. Малый диаметр несущего винта Airbus H145M – еще одно преимущество для полетов в городских условиях.

В декабре 2018 года Федеральное ведомство закупок ВС Германии (г. Кобленц, ф. з. Рейнланд-Пфальц) и компания «Airbus Helicopters» подписали еще один контракт на поставку семи поисково-спасательных вертолетов Airbus H145M LUH SAR в 2019–2020 годах. Стоимость контракта 72,4 млн евро. В условия включены материально-техническое обеспечение, техобслуживание и ремонт вертолетов специалистами компании в течение всего срока эксплуатации Airbus H145M LUH SAR. Машины также могут использоваться в национальных операциях по ликвидации последствий стихийных бедствий. Вертолет Airbus H145M (LUH SOF и LUH SAR) может транспортироваться без необходимости временной разборки в грузовом отсеке военно-транспортного самолета A.400M.

Таким образом, ВС Германии получили на вооружение новый тип легкого многоцелевого вертолета Airbus H145M в специальных модификациях. Поступившие на вооружение машины предназначены для замены устаревших вертолетов Bell UH-1D. Вертолеты модификации Airbus H145M LUH SOF изготовлены для сил специального назначения, характеризуются высокими летными и эксплуатационными характеристиками, гибкостью в оперативном применении; Airbus Н-145M LUH SAR – повысят техническую готовность парка поисково-спасательных машин, предназначенных также для эвакуационных мероприятий в интересах вооруженных сил и гражданской авиации Германии.

Технические характеристики Airbus H145M
Габаритные размеры, м:
- длина 13,64
- высота 3,96
Длина фюзеляжа, м 6,17
Ширина кабины, м 1,73
Ширина колеи полозьев, м 2,40
Диаметр несущего винта, м 11
Диаметр хвостового винта, м 1,15
Силовая установка - два двигателя Turbomeca Arriel 1E2
- H145 LUH SOF мощностью 738 л. с. каждый;
- H145 LUH SAR мощностьо 771 л. с. каждый
Скорость полета, км/ч:
- максимальная 278
- крейсерская 256
Максимальный взлетная масса, кг 3 700
Масса пустого, кг 2 315
Грузоподъемность, кг 1 750
Дальность полета, км 705
Продолжительность полета, ч 3 ч 55 мин
Практический потолок, м 5 485
Макс. высота полета, м 6 095
Экипаж + пассажиры, человек 2 + 9
Экипаж + бойцы СпН, человек 3 + 4