http://www.dogswar.ru/images/stories/vertolet/KUH-1-Surion-01.jpg

Официально корейская национальная вертолетная программа (KHP) была запущена в 2006 году. С октября 2007-го получила название «Korean Utility Helicopter» (KUH), а в июле 2009 года была переименована в «Surion» (в переводе «совершенство»). Генеральным подрядчиком является KAI. В качестве основного партнера выступал EADS Eurocopter (теперь Airbus), оказывающий техническую помощь и поставляющий компоненты роторов, трансмиссии и автопилоты. Доля Airbus в проекте на этапе разработки была 30%, но на этапе производства снижена до 20%. Так что, это почти полностью корейский вертолет.

Проект многоцелевого корейского вертолета (KUH) нацелен на замену стареющего парка UH-1H Hueys. Кроме того, программа позволит повысить потенциал предприятий, выпускающих вертолеты. Однако, проект заметно урезан. Первоначально планировалось представить платформу, на которой могли строиться и ударные варианты, но не сложилось. Переоценив риски, корейцы согласились купить AH-64E Apache. Но от разработки с помощью приобретенных технологий вертолета с легким вооружением и беспилотника KAI не отказалась.

Полномасштабное производство должно было начаться в 2012 году, но подвели НИОКР. Бизнес-планы партнеров тоже постоянно лихорадило. 250 вертолетов не хватало даже для внутреннего рынка. Планы были пересмотрены в сторону увеличения. Сначала до 300 единиц, а потом появилась идея об экспорте гражданской версии. Ожидается, что общий спрос превысит 400 вертолетов. Амбиции сдерживает лишь нежелание Airbus своими руками создать конкурента 7-тонному H175. Еще в 2009 году южнокорейское агентство Yonhap News цитировало анонимный правительственный источник, заявлявший о намерении получить до 300 зарубежных заказов на KUH в ближайшие 25 лет. Это примерно 30% прогнозируемого глобального спроса на вертолеты крупнее UH-1, но меньше UH-60. До 2013 года KAI ориентировалась на эти экспортные показатели, несмотря на то, что конкуренты сильно прогрессировали. А конкурировать KAI KUH-1 Surion придется с «монстрами» AW189, Bell 525, H175, плюс несколько более крупными, такими как Puma, Mи-17, NH90 и Sikorsky H-60.

http://www.dogswar.ru/images/stories/vertolet/KUH-1-Surion-02.jpg

С самого начала некоторые источники указывали, что проект будет базироваться на производных семейства Daphin (AS 565 Panther/H155), но подобные утверждения оказались несостоятельными. Окончательный дизайн получил некоторое внешнее сходство с H155 и Puma, но внутри оказалось слишком много отличий. KAI KUH-1 Surion имеет длину 15 м, высоту 2 м, ширину 4,5 м и максимальный взлетный вес 8,7 тонны. Оснащен парой турбовальных T-700 GE, благодаря чему обладает дальностью 480 км. Система HUMS способна эффективно работать на протяжении всего полета. Вертолет рассчитан на двух пилотов и 9 вооруженных пассажиров. По другим данным, на двух членов экипажа и 15 военнослужащих.

Бронированные кабина и рама выдерживают выстрел из калибра 7,62 мм, а топливным бакам нипочем более серьезное оружие (по разным оценкам, 12,7 мм или 14,5 мм). Системы предупреждения и защиты разрабатываются совместно Cassidian и LigNex (Южная Корея) и включают широко распространенную систему предупреждения о ракетном нападении AN/AAR-60 MILDS. Согласно некоторым источникам, вертолет KAI KUH-1 Surion будет иметь четыре точки внешней подвески, на которых смогут размещаться ракеты типа TOW. Правда, о разработках и испытаниях собственного оружия KAI пока ничего не сообщала.

Первый полет KAI KUH-1 Surion состоялся еще в 2010-м, а первые поставки в корейскую армию начались в 2013 году. Всего армейцы получили порядка 90 SUH-1 по трем контрактам. В 2016 году проект пришлось дорабатывать из-за неготовности к эксплуатации в холодном климате. Этого требовали экспортные возможности. В апреле этого года в штате Мичиган (США) были успешно проведены испытания противообледенительной системы. В том же году KAI получила правительственный контракт стоимостью $523 млн. на поставку 243 вертолетов до 2023 года. Но программа не обошлась без скандалов. Уже в следующем году руководителя KAI обвинили в преднамеренном превышении расходов на $21 млн. Корейские прокуроры подозревали компанию в растрате вдвое большей суммы в ходе управления закупками.

Первые поставки морских версий также уже стартовали. В январе этого года Корпус морской пехоты страны получил два MUH-1. Эти Surion получили складные лопасти для корабельного базирования и антикоррозийное покрытие. Нашлемные дисплеи поставляет израильская Elbit Systems, а британская GKN Aerospace - топливные баки из особо прочных и гибких материалов. Surion может использоваться и в других областях. В частности, планируются поставки для национальной полиции и разработка медицинской версии. Уже проявлен интерес со стороны Перу и Индонезии.

Технические характеристики KAI KUH-1 Surion
Экипаж, чел  2
Диаметр несущего винта, м  15.80
Диаметр рулевого винта, м  3.15
Длина, м  19.00
Высота ,м  4.50
Масса, кг
- пустого   5136
- максимальная взлетная   8709
Тип двигателя - 2 ГТД Samsung Techwin (General Electric) T700-ST-701K
Мощность, л.с.  2 х 1915
Максимальная скорость, км/ч  290
Крейсерская скорость, км/ч  279
Практическая дальность, км  260
Скороподъемность, м/мин  152
Практический потолок, м  4590
Статический потолок, м  4048
Полезная нагрузка:  9 солдат или 15 пассажиров
Вооружение (опционально):  6 ПТУР BGM-71 TOW или 4 ПУ НУРС