http://www.dogswar.ru/images/stories/vertolet/Agusta-Westland-T129-01.jpg

В мае 1997 г. Министерство обороны Турции объявило конкурс на новый ударно-разведывательный вертолет для армейской авиации. Турецкая армия располагала в то время небольшим количеством вертолетов семейства Bell АН-1 Cobra и остро нуждалась в новых машинах этого класса, в первую очередь необходимых для поддержки операций против курдских повстанцев. К концу 1990-х годов турецкая промышленность уже накопила определенный опыт разработки и производства авионики, авиационных систем и вооружения. Поэтому условия конкурса предполагали закупку за рубежом авиационной платформы и последующую совместную с зарубежными партнерами разработку вертолета на ее основе, оснащенного турецким оборудованием и вооружением. Вертолет, получивший обозначение АТАК, должен был иметь турбовальные двигатели, тандемную кабину экипажа (с возможностью управления вертолетом как с места пилота, так и с места оператора вооружения), высокую маневренность, способность к полету на высокой скорости с огибанием рельефа. Оборудование машины должно было обеспечивать возможность автономного поиска, сопровождения и поражения целей, а в состав вооружения следовало включить бортовую пушку и управляемые ракеты классов «воздух-земля» и «воздух-воздух».

На конкурс свои предложения представили пять участников: Boeing выставил AH-64D Apache Longbow, Bell - AH-1Z Super Cobra, Agusta-Westland - A129 Mangusta, Eurocopter - EC665 Tiger, «Камов» - Ka-50-2 «Эрдоган». В июле 2000 г победителем была объявлена компания «Белл». В принципе, выбор турецкой стороны выглядел вполне логичным, ведь ее армия уже использовала предыдущие модели ударных вертолетов этой фирмы. Однако в дальнейшем оказалось, что американцы не готовы согласиться с требованием оснащения их машины системами и вооружением турецкого производства. После нескольких лет трудных переговоров итоги конкурса отменили, объявив в 2004 г. новый. На этот раз американские фирмы в нем не участвовали, а к «Эрдогану», «Мангусте» и «Тигру» прибавился южноафриканский Denel АН-2 Rooivalk. После длительного процесса отбора, включавшего и несколько раундов летных испытаний, лучшей платформой для интеграции турецких бортовых систем и вооружения признали вертолет A129. На этот выбор не в последнюю очередь повлиял опыт боевого применения A129 Mangusta в Сомали, Албании, Косово, Ираке и Афганистане.

30 марта 2007 г Министерство обороны Турции официально объявило о начале переговоров с «Agusta-Westland», касающихся проектирования на базе A129 ударно-разведывательного вертолета АТАК. В сентябре того же года было подписано соглашение между Министерством обороны и консорциумом «АТАК Team», предусматривавшее разработку машины и последующее производство 51 экземпляра (включая прототип, не предназначавшийся для передачи в строевые части). Контракт также оговаривал возможность дополнительного заказа еще 41 вертолета. Участниками консорциума стали турецкая компания Turkish Aerospace Industries Inc. (TAI), ставшая генеральным подрядчиком, и объединение «Agusta-Westland», выступавшее в роли субподрядчика. Оба участника консорциума совместно владели интеллектуальной собственностью на турецкую модификацию «Мангусты», получившую обозначение Т129. Фирма ТАI получила также право сбыта Т129 в любые страны, за исключением Италии и Великобритании.

http://www.dogswar.ru/images/stories/vertolet/Agusta-Westland-T129-02.jpg

Турецкий вариант «Мангусты» разрабатывался на основе A129СВТ. Новый вертолет получил целый ряд усовершенствований, включая более мощные двигатели LHTEC CTS800-4N, обновленную трансмиссию с усиленными редукторами, новый хвостовой винт. Также модернизации подверглась авионика, средства РЭБ и комплекс вооружения, включавший не только ПТУР, но и управляемые ракеты «воздух-земля». Еще одним существенным нововведением стало полное дублирование оборудования обеих кабин, благодаря чему каждый член экипажа мог бы без ограничений выполнять функции как пилота, так и бортоператора. Внедрение всех изменений потребовало времени. Прототип-демонстратор Т129, переделанный из первого летного экземпляра A129 (Р1), впервые поднялся в воздух в Италии 28 сентября 2009 г Однако 19 марта следующего года, во время очередного испытательного полета, он потерял хвостовой винт Летчик-испытатель Луиджи Кассиоли (Cassioli) сумел увести машину от населенного пункта и совершить посадку. Пилот и бортоператор отделались царапинами и ушибами, но вертолет восстановлению не подлежал.

Машина Р-6 - прототип Т129, построенный в Турции, вышла на летные испытания лишь 17 августа 2011 г Наибольшие трудности в процессе доводки возникли с комплексом вооружения. Поэтому ввиду острой потребности в боевых вертолетах Министерство обороны Турции заказало дополнительную партию из девяти Т129 без управляемого оружия. Этот переходный вариант получил обозначение T129 AEDH (Егкеп Duhul Helikopteri, что можно перевести как «вертолет ранней поставки»). В турецкой армейской авиации Т129А классифицировали как вертолет боевой поддержки. В состав его вооружения вошли 20-мм трехствольная пушка ТМ-197В с боекомплектом 500 патронов и до четырех блоков НАР (в общей сложности до 76 ракет калибром 70 мм). Также вертолет мог нести два контейнера с 12,7-мм пулеметами и два подвесных топливных бака. В полной конфигурации вертолет получил обозначение Т129В и считается в Турции многоцелевым вариантом. Его вооружение расширено за счет противотанковых ракет MIZRAK-U и управляемых ракет «воздух-земля» с полуактивным лазерным наведением CIRIT. Кроме того, возможно применение ПТУР типа AGM-114 Hellfire II и Spike-ER, а также УР класса «воздух-воздух» Stinger

Первые 30 экземпляров Т129В1 предстоит поставить в конфигурации TUC-1 (Turkish Unique Configuration 1). Они оснащены бортовым оборудованием турецкого производства, в том числе компьютером фирмы Aselsan, оптоэлектронной обзорно-прицельной системой ASELFLIR-300T и цифровой картой местности. Многофункциональные индикаторы в кабинах членов экипажа выполнены с использованием электронно-лучевых трубок. Т129В1 комплектуются нашлемными прицелами «Топ Оул» производства франко-итальянского концерна Thales. Импортным поначалу будет и основное вооружение - ПТУР «Хэллфайр II» либо «Спайк-ER». Турецкими будут только ракеты CIRIT. Следующая партия из 20 вертолетов Т129В2 (TUC-2) получит турецкие нашлемные прицелы «Аселсан» AVCI и комплекс РЭБ. Кинескопные индикаторы будут заменены жидкокристаллическими. Впоследствии до этого стандарта предполагается модернизировать и вертолеты Т129В1.

В будущем не исключена возможность установки на Т129 радиолокатора миллиметрового диапазона, что еще более приблизит боевые возможности турецкого вертолета к американскому «Апач-Лонгбоу». Консорциум для разработки такого радара, получившего обозначение MILDAR, был создан еще в июле 2007 г. В него вошли: Научно-технический совет Турции (TUBITAK), фирма Меteksan Savunma Sanayii и университет «Билкент». Как сообщалось, разработка миллиметровой РЯС успешно завершилась в феврале 2012 г, однако до сих пор отсутствуют какие-либо данные о реальной интеграции ее в состав БРЭО вертолета Т129 (была лишь графическая презентация).

Противотанковая ракета MIZRAK-U (ранее известная как UMTAS) разрабатывается с осени 2005 г При длине 180 см и диаметре 16 см она весит 37,5 кг, снабжена тандемной боевой частью и способна поражать танки, защищенные динимической броней. Система наведения MR (Imaging Infra Red) работает в инфракрасном диапазоне. Ракета связана с вертолетом двухсторонней линией передачи данных, что позволяет применять ее в двух режимах: «выстрелил и забыл» или «выстрелил и откорректировал», когда оператор использует изображение, транслируемое с ГСН ракеты. Минимальная дальность пуска MIZRAK-U составляет 500 м, максимальная - 8000 м. Вертолет Т129 способен нести до восьми таких ПТУР в двух четырехзарядных пусковых установках.

http://www.dogswar.ru/images/stories/vertolet/Agusta-Westland-T129-03.jpg

Ракета CIRIT, разрабатываемая фирмой Roketsan с 2004 г, является представителем динамично развивающегося в последние годы класса управляемых ракет «воздух-земля», выполненных в габаритах 70-мм НАР. В отличие от других фирм, которые разрабатывали образцы подобного оружия на базе существующих НАР, турецкие инженеры создавали ракету «с нуля». «Рокетсан» создал также вертолетную четырехзарядную пусковую установку SLS (Smart Launcher System), интегрированную с шиной обмена данными MIL-STD-1760. Ракета массой 14 кг снабжена малодымным твердотопливным двигателем и четырьмя раскладывающимися в полете стабилизаторами. Она комплектуется боевой частью комбинированного действия (бронебойного, осколочного и зажигательного) массой 3 кг Эффективная дальность пуска составляет 8 км. Полуактивная лазерная система наведения обеспечивает на такой дальности круговое вероятное отклонение 1,5 м.

Испытания CIRIT начались в 2007 г 12 августа 2010 г, во время очередной серии тестов, пуски производили с вертолета АН-1W, летевшего со скоростью 220 км/ч, и ракета поразила наземную цель, которая двигалась со скоростью 60 км/ч. Согласно заявлению фирмы-разработчика, этот эпизод стал первым в истории случаем поражения движущейся цели ракетой такого класса. В мае 2011 г «Рокетсан» и TAI подписали соглашение об интеграции ракеты CIRIT в комплекс вооружения вертолета АТАК. Доводка Т129 шла непросто. В 2013 г турецкие СМИ опубликовали тревожные данные о том, что вертолет оказался существенно перетяжеленным. Причиной тому стала перегрузка носовой части из-за установки нового бортового оборудования, что потребовало добавить в хвостовую часть машины 137-кг балласт. Для легкого вертолета такие издержки были весьма ощутимы, и у заказчика возникли сомнения относительно возможности обеспечить требуемые характеристики машины в условиях жары и высокогорья.

Борьба за «похудание» вертолета заняла немало времени, в результате чего «ранняя поставка» оказалась не столь уж ранней. Если контракт предполагал передачу первых четырех Т129А в 2012 г, а оставшихся пяти - в 2013-м, то на деле армейская авиация Турции приняла первую машину этой модификации лишь в мае 2014 г Ранее, в январе 2014 г, вертолет дебютировал на авиасалоне в Бахрейне, а затем участвовал в авиасалонах в Берлине и Фарнборо. Последний же, девятый вертолет промежуточной конфигурации был сдан только 31 июля 2015 г К тому времени турецкая промышленность освоила производство большинства агрегатов и узлов Т129, включая выпускаемые по американской лицензии двигатели. Из Италии поставляли только главный редуктор и шасси (поначалу импортировали также композитные лопасти несущего винта).

Новые Т129А дебютировали в бою 25 апреля 2015 г, когда пара нанесла удар по позициям курдских повстанцев в провинции Сиирт. В следующие месяцы география их боевого применения расширилась на провинции Хаккари и Ван, где также действовали курдские отряды. Итоги первых двух лет эксплуатации АТАК турецкие специалисты оценивают вполне положительно. Например, м-р Ахмет Окур (Ahmet Okur), в числе первых освоивший Т129, так отзывается об этой машине: «Т129 существенно отличается от A129 Mangusta. Это ударный вертолет третьего поколения, а его электронно-оптическая система и разнообразное вооружение дают пилоту невиданные ранее возможности, требуя одновременно и новых навыков».

Технические характеристики Agusta-Westland T129.
Экипаж: 2 человека;
Длина вертолёта: 13,45 м.;
Высота вертолёта: 3,4 м.;
Диаметр несущего винта: 11,9 м.;
Масса пустого вертолёта: 2350 кг.;
Максимальный взлётный вес: 5000 кг.;
Крейсерская скорость: 270 км\ч.;
Максимальная скорость полёта: 278 км\ч.;
Максимальная дальность полёта: 560 км.;
Максимальная высота полёта: 6100 м.;
Силовая установка: 2 × LHTEC CTS800-4A;
Мощность: 2 × 1360 л.с.