http://www.dogswar.ru/images/stories/vertolet/OH-1-Ninja-1.jpg

Разведывательно-боевой вертолёт Kawasaki OH-1 разработан по заказу сухопутных войск Сил самообороны Японии (JG5DF) для замены лёгких OH-6D. В сентябре 1992 года фирма «Kawasaki» была выбрана в качестве главного подрядчика программы создания перспективного вертолёта OH-X, первой машины полностью японской конструкции. Доля участия «Kawasaki» в программе составила 60%, остальные 40% в равной пропорции поделили между собой «Fuji» (хвостовая часть, фонарь, крыло) и «Mitsubisfii» (центральная часть фюзеляжа и шасси). Кроме того, «Mitsubislri» отвечала за производство турбовальных двигателей TS1.

http://www.dogswar.ru/images/stories/vertolet/OH-1-Ninja-2.jpg

6 августа 1996 года первый полёт выполнил головной из шести прототипов Kawasaki OH-1 (четыре летных и два для прочностных испытаний). Серийный OH-1 впервые взлетел в январе 2000 года. Первые серийные машины использовались по различным программам лётных испытаний, в том числе эксплуатационных. С 2003 года началась ограниченная эксплуатация Kawasaki OH-1 в 1-й вертолетной противотанковой эскадрилье JGSDF. Построена малая серия Kawasaki OH-1 - около 30 машин. Неофициально вертолёт именуется Ninja. Японское агентство по обороне изучало возможность разработки на базе Kawasaki OH-1 полноценной лёгкой боевой машины AH-X с радикально улучшенными динамическими системами и силовой установкой из двух ТВаД MTR-390 или Т800, что позволяет существенно увеличить массу полезной нагрузки и разместить на борту дополнительное целевое оборудование. Серийный вариант AH-X должен был получить обозначение AH-2, но работы по программе свернули в пользу закупки AH-64 Apache. В 2007 году «Kawasaki» предложила вариант Kawasaki OH-1, модернизированный под требования JGSDF к многоцелевому вертолёту.

Kawasaki OH-1 - вертолёт одновинтовой схемы относительно небольшой размерности, его компоновка типична для боевых машин. Конструкция планера на 40% состоит из композитов. Особенностью вертолёта является четырехлопастный несущий винт разработки «Kawasaki» с полностью композитными лопастями и рулевой винт в кольцевом канале (типа фенестрон). Несущий винт диаметром 11,6 м приводится во вращение двумя турбовальными двигателями Mitsubishi TS1-M-10 мощностью 884 л.с., унифицированными с двигателями MG5-110 для коммерческого вертолета МН2000. Это довольно простой по конструкции двигатель с одноступенчатыми центробежным компрессором, турбиной высокого давления и свободной турбиной. При плановом ремонте вертолета предполагается замена TS1-M-10 на модифицированный TS1-M-10A мощностью 990 л.с.

К бортам фюзеляжа за кабиной экипажа крепятся небольшие консоли крыла размахом 2,3 м, предназначенные для крепления внешних подвесок на которых могут размещаться два подвесных бака и четыре ракеты «воздух-воздух» «Type 91», другого вооружения вертолет не имеет. Шасси неубираемое с хвостовой опорой. Внешний облик Kawasaki OH-1 примечателен также кабиной с большой площадью остекления. Оператор размещен сзади и выше летчика. Органы управления вертолётом выполнены согласно концепции НОСАС (Hands On Cyclic And Collective).

http://www.dogswar.ru/images/stories/vertolet/OH-1-Ninja-3.jpg

У летчика и оператора по два цветных многофункциональных ЖК-индикатора. Вертолёт Kawasaki OH-1 оснащен достаточно сложным комплексом БРЭО, включая установленную над кабиной обзорно-прицельную систему компании «Kawasaki» с тепловизором «Fujitsu», цветной ТВ-камерой и лазерным дальномером NEC. Для самообороны на фюзеляже за втулкой несущего винта установлена станция постановки ИК-помех, разработанная на основе американской ALQ-144. Специально для вертолета ОН-X разрабатывается гидростабилизированная система наблюдения с обзором 110 градусов по азимуту и 40 градусов по углу места. В систему входит цветная телевизионная подсистема, способная работать с условиях низкой освещенности, лазерный дальномер и тепловизор обзора передней полусферы.

Основные «детские болезни» Kawasaki OH-1 были связаны с новыми двигателями Mitsubishi TS1-M-10. Так, 17 февраля 2015 г в префектуре Вакаяма произошел инцидент с разрушением одного из двигателей и последовавшим выходом из строя второго, вертолет приводнился в море и затонул. Обследование поднятого со дна вертолета показало, что авария произошла вследствие касания корпуса лопатками турбины высокого давления. После этого случая полеты всего парка вертолетов Kawasaki OH-1 были приостановлены и возобновились только 1 марта 2019 г после доработки двигателей. На перспективу рассматривалась замена несущего винта на новый пятилопастной, а также использование двигателей XTS2, созданных на базе TS1-M-10 путем добавления второй ступени компрессора и второй ступени свободной турбины, благодаря чему мощность на взлете должна была возрасти до 1226 л.с.

Kawasaki также предлагала создание на базе OH-1 ударного противотанкового варианта AH-2, но Министерство обороны Японии предпочло закупку американских AH-64DJP, от которой оно в дальнейшем также отказалось из-за бюджетных ограничений. Другим направлением развития Kawasaki OH-1 считалось создание на его базе многоцелевого транспортного вертолета по программе UH-X для замены UH-1J, потребности армии а котором оценивались в 140 машин. Сохраняя преемственность с OH-1, предлагаемый Kawasaki вертолет должен был получить усовершенствованные двигатели, несущую систему и трансмиссию и мог бы перевозить 11 десантников или 1900 кг грузов при экипаже из двух человек. Максимальная скорость, согласно выдвигавшимся требованиям, должна была достигать 260 км/ч, а радиус действия - 480 км. 28 марта 2012 г Kawasaki объявила о заключении контракта с Министерством обороны на разработку такого вертолета, но уже 11 января 2013 г он был расторгнут по причине смены правительства Японии и последовавших за этим коррупционных скандалов.

Летом 2014 г был объявлен новый конкурс, на котором рассматривались предложения Kawasaki с очередной многоцелевой версией OH-1 и Airbus Helicopters с проектом X9 (развитие EC135 и EC145). Победу же в тендере в итоге 15 июля 2015 г. одержала Fuji Heavy Industries, которая до того сама и производила заменяемые UH-1H/J.

Тактико-технические характеристики Kawasaki OH-1 Ninja
Экипаж - 2 человека
Силовая уаановка: два ТВаД Mitsubishi TS1-10 мощностью по 884 л.с.
Макс. скорость на оптимальной высоте 290 км/ч;
крейсерская скорость на оптимальной высоте 270 км/ч;
дальность полета 400 км
Масса:
- пустого 2500 кг;
- максимальная взлетная 3500 кг
Размеры:
- диаметр несущего винта 11,50 м;
- размах крыла 3,00 м;
- длина фюзеляжа 12,00 м;
- высота 3,80 м;
Вооружение: четыре УР «воздух-воздух» малой дальности Toshiba Туре 91 на пилонах под крылом