http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet3/Nord-2500-Noratlas-01.jpg

После окончания Второй мировой войны основу военно-транспортной авиации ВВС Франции составляли самолеты Ju-52, выпускавшиеся во Франции под обозначением AAC.1 «Toucan», а также полученные из США Douglas C-47 Skytrain. Оба типа считались достаточно надежными и неприхотливыми в эксплуатации, но конструкция их фюзеляжей делала невозможной погрузку и десантирование крупногабаритной техники. Поэтому в 1947 году был объявлен конкурс на новый военно-транспортный самолет. В нем приняли участие фирма «Breguet» с проектом Br.891 Mars и два государственных объединения - SNCASO с проектом SO 30R и SNCAN («Nord»), представившее проект № 2500. Последний и был выбран для реализации. Проект № 2500 был создан «по мотивам» американского самолета Fairchild C-82 Packet и представлял собой двухмоторный высокоплан двухбалочной схемы с двухкилевым оперением.

В грузовой кабине размером 9,9 X 2,4 X 2,95 м мог разместиться даже автобус. Кроме большого кормового люка грузовая кабина имела две двери полевому борту. Прототип № 2500 впервые поднялся в воздух 10 сентября 1949 года. На нем стояли двигатели «Gnome-Rhône» GR 14R, но их мощность (1600 л. с.) была недостаточной. Поэтому вскоре их заменили на британские SNECMA 758/759 Hercules 738/739 (2090 л. с), выпускавшиеся французской фирмой SNECMA по лицензии. В таком исполнении самолет получил обозначение № 2501 и название «Noratlas». Испытания продолжили с участием трех предсерийных экземпляров, а в июле 1952 года ВВС Франции заказали первую серийную партию - 34 машины. До 1961 года изготовили 425 «Noratlas».

Самолет Nord 2500 «Noratlas» построен по двухбалочной схеме, представляет собою свободнонесущий высокоплан с удлиненным фюзеляжем - гондолой. Фюзеляж - цельнометаллический полумонокок овального сечения. Конструктивно состоит из передней части с кабиной экипажа и колодцем передней стойки шасси, центральной секции с грузовой кабиной, и отъемных створок хвостового десантного люка. Размеры грузовой кабины: 9.9 х 2.4 х 2.95 м. Высота пола кабины над землей на стоянке 1.2 м. Кабина экипажа имеет остекление большой площади, иллюминаторы и астрокупол. Варианты загрузки кабины - 45 парашютистов в полной боевой выкладке, или 18 раненых на носилках, или три джипа, или автобус, или артиллерийское орудие. Для облегчения погрузочно-разгрузочных работ на потолке грузовой кабины может быть установлен монорельсовый электрический тельфер. Кроме кормового люка, имеется две двери в левом борту - одна в передней части грузовой кабины, вторая - в хвостовой части гондолы, перед створками люка.

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet3/Nord-2500-Noratlas-02.jpg

Крыло - кессонное цельнометаллическое, состоит из двух консолей центроплана прямоугольного сечения и двух отъемных трапециевидных консолей. Удлинение крыла 10.5. Угол поперечного V - нулевой. Механизация состоит из двухсекционных зависающих закрылков с гидроприводом. Элероны с металлической обшивкой. Балки - цельнометаллические полумонококовые. Взаимозаменяемы. Стабилизатор - двухлонжеронный. Вертикальное оперение - двухкилевое, кили - двухлонжеронные, с металлической обшивкой, представляют собой единое целое с балками. Рули высоты и направления имеют металлическую обшивку. Самолеты "Норатлас" оснащались развитыми форкилями и дополнительными нижними килями небольшой площади. Самолет Nord 2500 «Noratlas» имеет сервокомпенсацию рулей и триммеры во всех трех каналах управления.

Шасси - трехстоечное, с носовой опорой. Основные стойки - консольной схемы с подкосами, имеют одинарные колеса с пневматиками низкого давления, гидравлические тормоза и гидравлическую систему уборки. Стойки взаимозаменяемые. Носовая стойка - одноколесная, с вилкой, рычажной схемы, самоориентирующаяся. На земле самолет управляется раздельным торможением колес. Колея шасси - 7.76 м. Двигатели - два ПД SNECMA (Бристоль) "Эркюль" 758, мощностью по 2040 л. с., с 3- или 4-лопастными флюгируемыми реверсивными ВИШ Ратье или Ротол. На самолетах Нор 2502 и 2506 в качестве дополнительной силовой установки для кратковременного увеличения скорости и сокращения взлетной дистанции под крылом на пилонах устанавливались два ТРД Тюрбомека "Марборэ" максимальной тягой по 400 кг.

Система управления - безбустерная. В каналах тангажа и крена установлены пружинные сервокомпенсаторы. Самолет снабжен триммерами во всех трех каналах управления. Гидравлическая система служит для привода выпуска, уборки и тормозов шасси, открывания хвостового люка. Электрическая система служит для запитывания силовых приводов. Противообледенительная система крыла и оперения - тепловая, с обогревом выхлопными газами, отбираемыми от двигателей. Противообледенительная система лопастей винтов и остекления кабины - электрическая.

ОСНОВНЫЕ МОДИФИКАЦИИ

Базовый вариант №2501 выпускался для ВВС Франции и был растиражирован в 208 экземплярах. Восемь из них впоследствии переоборудовали в самолеты радиоэлектронной разведки №2501 «Габриэль». Для ВВС ФРГ создали модификацию № 2501D, отличавшуюся составом бортового оборудования. Во Франции изготовили 25 таких самолетов, еще 161 машину построили по лицензии в Западной Германии консорциумом «Флюгцойгбау Норд» (объединял фирмы VFW и HFB). Также другой состав оборудования имели шесть самолетов №250115, поставленные в Израиль. Для гражданских авиакомпаний предлагался вариант №2501А с менее мощными (1650 л.с.), но более экономичными двигателями SNECMA 758/759 Hercules. Изготовили всего четыре такие машины - потенциальных заказчиков не устраивали ухудшившиеся взлетно-посадочные характеристики. Для их улучшения на модификации № 2502 установили в подкрыльевых гондолах два малогабаритных ТРД «Turbomeca Marbore II» тягой 400 кгс. Включаясь на взлете, они позволяли существенно сократить взлетную дистанцию. Изготовили шесть самолетов № 2502, кроме того, в этот вариант переделали все четыре №2501А.

Модификации
N 2500 - опытная модификация.
N 2501 - серийный вариант с двигателями SNECMA Hercules 739.
N 2501IS - вариант для ВВС Израиля.
N 2501A - гражданский транспортный вариант с двумя двигателями SNECMA 758/759 Hercules мощностью 1650 л. с.
N 2501D - вариант N 2501 адаптированный для Германии.
N 2501E - стандартная модель N 2501 для испытаний вспомогательной силовой установки, состоявшей из двух турбореактивных двигателей Turbomeca Marbore II тягой 400 кгс, установленных на концах крыла.
N 2502 - гражданский вариант Union Aéromaritime de Transport (UAT) с силовой установкой, состоявшей из двух двигателей SNECMA Hercules 758/759 и двух турбореактивных двигателей Marbore IIE.
N 2502A - вариант N 2502, предназначенный для UAT.
N 2502B - вариант с двигателями SNECMA 758/759 Hercules.
N 2502C - грузовой вариант N 2502В.
N 2503 - переобозначение самолета (F-WRFG) после установки на него для испытаний двух звездообразных двигателей Pratt & Whitney R-2800-CB17 мощностью 2500 л.с. Первый полет в январе 1956 года.
N 2504 - вариант для ВМС Франции; летающий учебный класс для экипажей противолодочных самолетов (ASW); имел силовую установку варианта N 2501.
N 2505 - предполагавшийся противолодочный (ASW) вариант.
N 2506 - штурмовой транспортный вариант с такой же силовой установкой самолета N 2504.
N 2507 - спасательный вариант с силовой установкой, что и на самолете N 2504.
N 2508 - грузовой вариант с силовой установкой, состоявшей из двух звездообразных двигателей Pratt & Whitney R-2800-CB17 и из двух турбореактивных двигателей Turbomeca Marbore IIE.
N 2508B - грузовой вариант.
N 2509 - только проект.
N 2510 - проект противолодочного варианта самолета Noratlas.
N 2520 - проект для увеличения грузоподъёмности N 2502.

СЛУЖБА И БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

ВВС Франции начали эксплуатацию Nord 2500 «Noratlas» в июне 1953 года. В войне в Индокитае эти самолеты не успели принять заметного участия - ее основную тяжесть вынесли на своих крыльях старые AAC.1 «Toucan» и «Дакоты». Первой крупной операцией с участием № 2501 стала операция «Мушкетер» в зоне Суэцкого канала в 1956 году, в ходе которой Nord 2500 «Noratlas» высаживали парашютистов в Порт-Саиде и Порт-Фуаде. Впоследствии французские Nord 2500 «Noratlas» активно работали в Алжире вплоть до вывода французских войск в 1962 году, участвовали в ряде других локальных конфликтов. Во второй половине 1960-х годов на смену им начали поступать новые самолеты C-160F «Transall», но Nord 2500 «Noratlas» еще долго оставались в строю - последние машины (в варианте «Габриэль») сняли с вооружения только в 1989 году. Западногерманские люфтваффе вооружили «Норатласами» три транспортные эскадры - LTG 61, LTG 62 и LTG 63. Уже в 1964 году самолеты № 2501D начали выводить из боевого состава, передавая другим странам.

К середине 1970-х годов Nord 2500 «Noratlas» в ВВС ФРГ не осталось. Израиль получил шесть самолетов № 2501 IS из Франции и 16 бывших германских № 2501D. Последние из них были списаны в 1978 году. В 1970 году 50 № 2501D передали Греции. Самолеты, вошедшие в состав 112-го транспортного крыла, участвовали в высадке десанта на о. Кипр в июле 1974 года. Весьма широко применялись Nord 2500 «Noratlas» в ВВС Португалии. В 1960 году эта страна купила шесть бывших гражданских № 2502, а позже получила из ФРГ 19 № 2501D. Эти самолеты поступили на вооружение четырех эскадрилий: 32-й в метрополии, 92-й в Анголе, 102-й в Мозамбике и 123-й в Экваториальной Гвинее. В 1975 году шесть португальских Nord 2500 «Noratlas» передали получившим независимость Анголе и Мозамбику, остальные же списали в 1977 году. Бывшие в употреблении французские и немецкие Nord 2500 «Noratlas» также поступили на вооружение ВВС Чада (10), Нигерии (6) и Нигера (4).

Технические характеристики Nord 2500 «Noratlas»
Экипаж: 4-5 чел.
Пассажировместимость: 45 пехотинцев, или 36 десантников, или 18 раненых с медперсоналом
Грузоподъёмность: 8,458 кг
Длина: 21,95 м
Размах крыла: 32,5 м
Высота: 6,00 м
Площадь крыла: 101,20 м²
Масса пустого: 13075 кг
Максимальная взлётная масса: 21000 кг
Силовая установка: 2 х ПД SNECMA Bristol Hercules 739
Мощность двигателей: 2 х 2040 л. с.
Лётные характеристики
Максимальная скорость: 440 км/ч
Крейсерская скорость: 396 км/ч
Практическая дальность: 3000 км
Практический потолок: 7500 м