http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet3/J32-Lansen-01.jpg

Разработка реактивного ударного самолёта для замены поршневых бомбардировщиков Saab B18, SAAB J21 и J30 (de Havilland DH.98 Mosquito) началась в 1946 году. Первоначально проект, имевший обозначение "P1100", рассчитывался под два ТРД английского производства. В его грузовом отсеке могли бы разместиться две бомбы калибра 500 кг или до 12 НАР калибра 150 - 180 мм. На этапе проектирования рассматривалось множество аэродинамических компоновок, причём одной из наиболее перспективных считалась схема "летающее крыло". Однако, учитывая не совсем удачный мировой опыт реализации подобной схемы в те годы, шведские конструкторы отказались от неё в пользу традиционной классической. Силовую установку "урезали" до одного двигателя, размещённого в фюзеляже.

В результате в 1948 году появился проект P1150, который и стал прообразом серийной машины. В это же время Королевские ВВС конкретизировали тактико-технические требования к перспективному ударному самолёту, которые, кстати, были довольно жёсткими. Задавалось, чтобы новый двухместный самолёт был готов к круглосуточному применению в любых погодных условиях, имел мощное ударное вооружение (пушки, бомбы, НАР и управляемые ракеты), интегрированную электронику и систему управления вооружением. А самое главное - новый бомбардировщик должен быть способен в течение часа из центра страны достичь любой точки на побережье Швеции, протяжённостью более 1245 морских миль (около 2000 км). Параллельно шли работы над одноместной версией дневного истребителя-перехватчика. В сравнении с прототипом проект претерпел несущественные изменения, в частности, горизонтальное оперение перенесли с киля на фюзеляж. Впервые в своей практике шведские авиаконструкторы применили математические методы моделирования конструкции, которая рассчитывалась на эксплуатационные перегрузки от +8 до -3 единиц (разрушающая перегрузка:  +12 и -8 единиц).

Самолёт предназначался для полётов на околозвуковых скоростях, исходя из этого формировалась и его аэродинамика. Крыло снабдили автоматическими предкрылками (позже от них отказались), элеронами и значительными по площади закрылками Фраулера. Испытания натурного макета крыла (в масштабе 1:2), как и в случае разработки предыдущего истребителя фирмы - SAAB J29 "Tunnan", проводились на летающей лаборатории, роль которой выполнял лёгкий одномоторный Saab J91 "Safir". Основным препятствием в продвижении проекта стала силовая установка. Первоначально предполагалось, что J32 «Lansen» будет оснащён двигателем шведской конструкции "Доверн" (RM 4) производства фирмы STAL тягой 3300 кгс. Задержки же с его разработкой вынудили принять решение об установке на самолёт английского ТРД "Эвон" серии 100, который в варианте R.A.7R с форсажной камерой строился по лицензии в Швеции под обозначением RM5A2 (форсажная камера была спроектирована шведскими инженерами). К тому же, английская копия развивала тягу 4500 кгс на форсаже, что было значительно больше, чем предполагалось у шведского "Доверна".

Для самолёта разрабатывалось и новое катапультное кресло Saab Туре 3, оборудованное двухступенчатым пороховым зарядом. Минимальная безопасная высота покидания самолёта составляла примерно 50 метров. Кресло устанавливалось в самолёт на раздельных рельсах (аналогичное решение использовалось и на изделиях фирмы "Мартин-Бейкер") и имело систему, улучшающую плавность страгивания кресла при катапультировании. Купол парашюта имел особенную форму, а аварийный запас впервые упаковали в жёсткий корпус, дабы уменьшить нагрузку на позвоночник пилота в момент катапультирования. Кресло приводилось в действие двумя способами: выдергиванием держек, расположенных между коленями лётчика, или защитной шторкой, закрывавшей лицо.

Первый полёт опытного образца J32 «Lansen» состоялся осенью 1952 года. Самолёт пилотировал шеф-пилот фирмы лётчик-испытатель Бент Олафо (Bengt Olow). Полёт прошёл успешно, за ним последовали испытания. 25 октября 1953 года самолёт в пологом пикировании преодолел звуковой барьер. Вскоре к испытаниям подключились все четыре экземпляра опытных машин, параллельно шла подготовка серийного производства, определялись планы строительства. Предполагалось строить машину в трёх основных версиях: ударной, всепогодного истребителя-перехватчика и морского разведчика. Учебно-тренировочный вариант не планировался изначально. В то же время конструкция предусматривала возможность установки органов управления и некоторых дублирующих приборов во второй кабине, так что необходимость в спарке отпала сама собой.

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet3/J32-Lansen-02.jpg

В 1955 году первые серийные Saab A32A «Lansen» поступили на вооружение Королевских ВВС Швеции, положив тем самым начало перевооружения ударных эскадрилий на реактивную технику. Ударный вариант самолёта представлял по тем временам довольно грозное оружие. Четыре 20-мм пушки Bofors M/49 с общим боезапасом патронов располагались в носовой части фюзеляжа. При этом боевая зарядка, как правило, ограничивалась 80 патронами на ствол. В полёте стволы были закрыты специальными створками, которые открывались электроприводами непосредственно перед стрельбой. Гильзосборников пушки не имели, поэтому воздухозаборники двигателя были защищены специальными гребнями по обе стороны фюзеляжа, а у подвесного топливного бака была в передней части изопреновая накладка. К слову, на перехватчике гильзосборники уже использовались. Кроме пушек Saab A32A «Lansen» располагал ещё внушительным арсеналом бомбового вооружения, включавшего четыре бомбы калибра 250 кг или пару калибра 500 кг. На двенадцати узлах наружной подвески могло находиться до 24 НАР калибра от 120 до 240 мм либо две твёрдотопливные УР Rb 04, главной целью которых должны были стать советские корабли. Примечательно, что A32A «Lansen» должен был стать носителем ядерных и химических боеприпасов, т.к. в 1950-1960 годах в Швеции велись активные разработки по этим направлениям.

Радиоэлектронное оборудование штурмовика включало РЛС PS-431/A, спроектированную французской фирмой CSF применительно к шведским требованиям. В 1953-1954 годах в Швецию было поставлено 17 комплектов станций, но на самолёты они не устанавливались, а использовались для изучения конструкции, подготовки специалистов и других целей. A32A «Lansen» комплектовался радиолокаторами отечественного производства, которые выпускались по французской лицензии несколькими шведскими предприятиями в кооперации. Исходя из тактики применения ударных групп, а также в целях экономии средств радиолокационными станциями были укомплектованы только около четверти самолётов A32A «Lansen». По этим же причинам примерно столько же машин оборудовали и навигационной аппаратурой. Оснащённые таким образом самолёты, помимо ударных задач, выполняли задачи целеуказания, управления группой, навигационного обеспечения полёта. Штурмовик A32A «Lansen» оснащался средствами контроля применения оружия (фотокамера экрана прицела, фотокинопулемёт), радиовысотомером малых (0-200 м) высот, радиосвязным оборудованием. В качестве средства радиоэлектронной борьбы применялся подвесной контейнер BOZ-3 с разбрасывателем дипольных отражателей.

Следующим вариантом "Лансена" стал всепогодный истребитель-перехватчик J32B «Lansen», совершивший первый полёт 7 января 1957 года. По сравнению с ударным вариантом, эта версия имела ряд существенных отличий. Самолёт был оснащён более мощным двигателем Svenska Flygmotor RM6A (Rolls-Royce Avon Mk 47A). Форсажную камеру, как и в предыдущем случае, спроектировали шведские инженеры. Тяга нового двигателя на форсаже составляла 6900 кгс. Новая силовая установка повлекла за собой переработку воздухозаборников под больший расход воздуха, а также реактивного сопла. Вместо пушек Bofors M/49 на истребителе были установлены английские 30-мм пушки ADEN револьверного типа с боезапасом 90 патронов на ствол. Для уменьшения массы конструкции от защитных створок отказались, а стреляные гильзы собирались в гильзосборник. Состав подвесного вооружения также претерпел изменения. Количество наружных узлов подвески сократилось до четырёх. В номенклатуру оружия включили управляемые ракеты класса "воздух-воздух" Rb-24, являвшиеся лицензионной копией американской УР AIM-9 Sidewinder. Истребитель имел два основных варианта вооружения: 4 УР Rb-24 либо две такие ракеты плюс два контейнера с 75-мм НАР

Исходя из основных задач перехватчика, существенным изменениям подверглось его бортовое радиоэлектронное оборудование. На самолёт была установлена трёхкоординатная РЛС PS-42/A, являвшаяся дальнейшим развитием станции PS-431/A, которое осуществила шведская фирма "Ericsson". PS-42/A имела зону сопровождения по азимуту + 60, а по углу места от +60 до -30, дальность захвата цели составляла около 30 км. Помимо новой РЛС, истребитель J32B «Lansen» оснащался таким новшеством, как система управления оружием Sikte 6А на основе ЭВМ. Часть перехватчиков оборудовалась также ИК-станцией AN/AAR-4 фирмы "Хьюз", смонтированной под левым крылом непосредственно перед стойкой шасси. Система управления оружием отображала информацию о целях, поступающих от РЛС и ИК-станции, а также навигационную информацию на экране мониторов в кабинах пилота и оператора. Благодаря современному БРЭО самолёт мог атаковать цель без визуального контакта с ней.

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet3/J32-Lansen-03.jpg

Последней модификацией, производившейся серийно, стал фоторазведчик и патрульный самолёт Saab S32C «Lansen». Конструктивно он мало чем отличался от ударного варианта. Наибольшие изменения коснулись носовой части фюзеляжа, в которой вместо пушечного вооружения устанавливалось фотооборудование. Разведчик Saab S32C «Lansen» получил усовершенствованную РЛС PS-432/A, имевшую увеличенную дальность обнаружения целей (до 100 км вперед и до 50 км - по сторонам). Станция была оптимизирована для поиска и обнаружения надводных целей, а для анализа результатов разведки её экран снимался специальной фотокамерой. В отсеке фотооборудования могли размещаться до шести камер различного назначения, хотя в эксплуатации их количество не превышало четырёх. Первоначально стандартное оснащение включало по две камеры английского производства (фирма A.G.I, of Croydon): SKA.17 - для съёмки с малых высот (фокусное расстояние объектива 130 мм) и SKA.18 для высотной фотосъёмки (фокусное расстояние 920 мм). Фотографирование первой парой камер осуществлялось с высоты от 100 до 1200 м, второй - от 3 до 10 км. Но такой вариант разведчика был построен только в единственном экземпляре. Военных он не удовлетворил, поэтому серийные самолёты имели совершенно другой состав фотооборудования.

К 1962 году самолёты-разведчики оснастили усовершенствованными фотокамерами, для размещения которых пришлось доработать соответствующий отсек, увеличив его объём. В фотоотсеке установили две высотные камеры SKA.23 оптимизированные для ночной фотосъёмки, а также широкоугольную камеру SKA.15 (Williamson F-49 Mk.2). Оба типа предназначались для съёмки в ночных условиях с высот более 1000 м. SKA.23 оборудовались системой стабилизации. Для высотной съёмки предназначалась и фотокамера "Югнер" FL-S.2, установленная за левой SKA.23. Для низковысотной съёмки применялся другой комплект оборудования, включавший две или три фотокамеры SKA.16 с фокусным расстоянием 100 мм. Для подсветки объектов использовалось до двенадцати 75-кг осветительных бомб, подвешиваемых на наружных узлах подвески. Также разведчик мог быть оснащён устройством выброса дипольных отражателей BOZ-3.

Проектировались ещё несколько модификаций самолёта. Это дневной одноместный истребитель J32AD, не имевший РЛС и вооружённый пятью пушками: четырьмя 20-мм и одной - калибра 30 мм. Но эта версия дальше разработок не пошла. Разрабатывался также усовершенствованный вариант перехватчика - J32U - с более мощным двигателем RA 19R компании "Rolls-Royce". Проектировались новое, более тонкое (на 6 процентов) крыло со стреловидностью 40 и хвостовое оперение, что позволило бы летать со сверхзвуковыми скоростями. Планировалась также установка ракетного ускорителя. Но и этот вариант не вышел из стадии проектирования.

Технические характеристики
Экипаж: 2 человека
Длина: 14,94 м
Размах крыла: 13,0 м
Высота: 4,65 м
Площадь крыла: 37,4 м
Масса пустого: 7 500 кг
Масса максимальная взлётная: 13 500 кг
Двигатель: Svenska Flygmotor RM6A (1х47,0/65,3 кН)
Максимальная скорость на высоте 11000 м: 990 км/ч
Дальность полёта: 2000 км
Практический потолок: 15 000 м
Скороподъёмность: 100 м/с (6000 м/мин)
Боевая нагрузка - 1500 кг на 4 узлах подвески
Вооружение
4 х 30 мм пушки m/55 (Aden)
4 УР «воздух—воздух» Rb.24 (GAR-8 Sidewinder)
3 противокорабельные УР Rb.04C
или 2 ПКР Rb.04C, или 4 ПУ 127-мм НУР FFAR