http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet3/a-50-01.jpg

Разработка крылатой машины, предназначенной для замены самолета ДРЛО Ту-126, началась в 1965 году на Таганрогском авиационном научно-техническом комплексе им. Г.М.Бериева в тесном сотрудничестве с Московским научно-исследовательским институтом приборостроения - НПО «Вега-М». Советский «летающий радар» был спроектирован и построен на базе тяжелого военно-транспортного самолета Ил-76МД. Первый полет А-50 (изделие «А») совершил 19 декабря 1978 года (командир экипажа - летчик-испытатель В. П. Демьяновский), а 16 августа 1979 года начались его государственные испытания. Они проводились на трех машинах: на первой определялись летно-технические характеристики и опробовались системы обеспечения комплекса, на второй отрабатывались радиотехнический и пилотажно-навигационный комплексы, на третьей - специальное оборудование и комплекс РЭП.

Основной этап войсковых испытаний (1980-1985 годы) проходил в Государственном Краснознаменном НИИ ВВС в Ахтубинске. По их результатам в декабре 1984 года было принято решение о строительстве серийных машин на Ташкентском авиационном заводе. По некоторым данным, для советских ВВС было построено около 25 самолетов данного типа. В 1985 году началась их опытная эксплуатация в строевых частях, продолжавшаяся до 1988 года. В следующем году эта крылатая машина была официально принята на вооружение советских ВВС. Самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50 (изделие «А», по кодификации НАТО: Mainstay - «Оплот») применяется для обнаружения и сопровождения воздушных и морских целей, оповещения командных пунктов о воздушной и надводной обстановке, для управления самолетами при их наведении на воздушные, наземные и морские цели, а также является воздушным командным пунктом.

ОБОРУДОВАНИЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Самолет А-50 выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным стреловидным крылом и Т-образным стреловидным оперением. Над фюзеляжем на опоре расположен обтекатель антенны бортовой РЛС диаметром 10,2 м и высотой 2 м.
Имеется комплекс самообороны, обеспечивающий защиту от истребителей противника в передней и задней полусфере, включающий средства активного и пассивного радиоэлектронного противодействия (устройствами выброса ложных тепловых целей и радиолокационных отражателей). Самолет оборудован системой дозаправки топливом в полете методом шланг - конус. Опора снабжена антиобледенительной системой. Силовая установка состоит из четырех двухконтурных турбореактивных двигателей Д-ЗОКП-2 тягой по 12300 кгс. Топливо размещено в 12 изолированных друг от друга баках-отсеках. Баки разделены на четыре группы по числу двигателей.

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet3/a-50-02.jpg

Самолет А-50 входит в состав комплекса радиолокационного дозора и наведения наряду с бортовым радиотехническим комплексом (РТК) «Шмель». Его основой является высококогерентная импульсно-доплеровская трехкоординатная радиолокационная станция кругового обзора с пассивным каналом пеленгации. Обнаружение объектов осуществляется цифровой системой селекции движущихся целей. Аппаратура РТК также включает: цифровой информационно-вычислительный комплекс; систему активного запроса-ответа и передачи команд; систему государственного опознавания; блоки командной линии радиоуправления; средства цифровой связи с наземными, корабельными пунктами наведения и взаимодействующими самолетами; систему отображения данных на рабочих местах операторов; средства документирования данных. РНК «Шмель» имеет возможность обнаруживать летящие объекты на расстоянии до 650 км, крылатые ракеты - до 200 км. Дальность обнаружения надводных целей ограничивалась только видимостью радиогоризонта. Количество одновременно сопровождаемых целей - до 300. Тактический экипаж - операторы РТК - способен одновременно управлять действиями 12 истребителей и предоставлять информацию для самостоятельного наведения еще 60 самолетам.

СЛУЖБА И БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

А-50 вместе с Ту-126 стояли на вооружении 144-го отдельного авиаполка, дислоцировавшегося в Шяуляе (Литва). В октябре 1988 года часть была перебазирована на аэродром Печора (Березовка). Самолеты успешно решали задачи по предназначению, участвовали в крупных учениях Вооруженных сил СССР и стран-участниц Варшавского договора. В конце 1994 года три самолета ДРЛО были переброшены на оперативный аэродром Приволжский. Осуществляя совместно с перехватчиками МиГ-31 и Су-27 воздушное патрулирование, А-50 создали над районом боевых действий сплошное радиолокационное поле и тем самым не позволили чеченским сепаратистам организовать «воздушный мост» с зарубежными странами. Аналогичные задачи А-50 выполняли и во время антитеррористической операции зимой 1999-2000 годов.

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet3/a-50-03.jpg

В то время местом постоянной дислокации самолетов ДРЛО уже являлся аэродром Иваново (Северный), где они и базируются до сих пор. В настоящее время самолеты входят в состав авиагруппы боевого применения авиационных комплексов ДРЛО 610-го Центра боевого применения и переучивания летного состава 4-го Государственного центра подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Минобороны РФ. По некоторым данным, по состоянию на март 2014 года в состав данной авиагруппы входят 3 самолета А-50У и 15 А-50М. Параллельно с модернизацией самолетов А-50М ведутся работы по созданию нового авиакомплекса ДРЛО и УА-100 «Премьер», который по своим боевым возможностям должен значительно превзойти существующие машины.

МОДИФИКАЦИИ САМОЛЕТА
А-50 - первая серийная модификация.
А-50И - совместная российско-израильская модификация А-50 на базе самолета Ил-76ТД, предназначенная для ВВС КНР По разным причинам проект не был осуществлен, и не оборудованный самолет был передан Китаю, где его достроили собственными силами под обозначением KJ-2000.
А-50ЭИ - модернизированный вариант с двигателями ПС-90А-76 и многофункциональной импульсно-доплеровской РЛС EL/W-2090 израильской фирмы «Элта» (Elta), изготовленный для ВВС Индии.
А-50У - увеличена дальность полета, радиотехнический комплекс с цифровой обработкой сигналов.

Тактико-технические характеристики А-50
Экипаж: 5 человек
Тактический экипаж: 10 человек
Длина: 48,27 м
Размах крыла: 50,5 м
Высота: 14,8 м
Максимальный диаметр фюзеляжа: 4,8 м
Площадь крыла: 300 м
Нормальная взлётная масса: 190 000 кг
Объем топлива: 109 480 л
Двигатели: 4 х ТРДД «Д-30КП»
Тяга максимальная: 4 х 12 000 кгс
Крейсерская скорость: 800 км/ч
Практическая дальность: 7500 км
длина разбега: 1540 м
длина пробега: 1050 м
Продолжительность полёта:
Максимальная без дозаправки: 9,3 ч.
Патрулирование на удалении 1000 км:
Без дозаправки: 4 ч.
С 1 дозаправкой: 7 ч.
Практический потолок: 12 000 м
Нагрузка на крыло: 633 кг/м
Тяговооружённость: 0,34 кгс/кг