Когда потеряли Су-35 (Т10М-11), никто и предположить не мог, что под этим обозначением появится еще один многоцелевой самолет, фактически, прямой потомок Су-27М. Его главные внешние отличия заключаются в укороченной хвостовой балке, отсутствии переднего горизонтального оперения, тормозного щитка на фюзеляже и штанги приемника воздушного давления, а более мощные двигатели «изделие 117С» (их еще называют как АЛ-41Ф1С) оснащены соплами со всеракурсным изменением векторов тяги. Самолеты, оснащенные такими двигателями, способны развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа.
Решение о возобновлении разработки многофункционального истребителя под обозначением Су-35С (Т10БМ - большая модернизация) приняли в 2005 году и отнесли к поколению 4++. Фактически, в самолете использовали как ранее известные технические решения и оборудование, так и новые. В частности, РЛС «Ирбис-Э» с фазированной антенной решеткой с большей дальностью обнаружения воздушных целей и с увеличенным числом одновременно сопровождаемых и обстреливаемых целей, а также оптико-локационная станция ОЛС-35, объединяющая в себе теплопеленгатор, лазерный дальномер-целеуказатель и телевизионный канал.
Коснулись изменения и планера, в усиленную конструкцию которого якобы ввели элементы технологии «Стэлс» (но ничего конкретного не сообщают). Помимо этого, конструкторы изыскали возможности увеличить внутренний запас топлива до 11 500 кг и предусмотрели подвеску под крылом двух дополнительных 1800-литровых баков. Сохранилась от предшественника и система дозаправки топливом в полете. Одновременно увеличили ресурс планера. Теперь он составляет 6000 часов или 30 лет эксплуатации (межремонтный - 1500 часов или 10 лет эксплуатации). Роль тормозного щитка на самолете выполняют рули направления, отгоняемые дифференциально. В связи с увеличением взлетного веса, усилили шасси, а переднюю опору, как и на Су-27М, сделали двухколесной.
Система управления самолетом - электродистанционная во всех трех каналах. Это позволило оборудование дистанционного управления, автоматического управления, ограничительных и воздушных сигналов, управления торможением колес шасси и поворотом передней опоры объединить в комплексную систему КСУ-35. Впервые на самолете семейства Су-27 применили вспомогательную газотурбинную установку ТА14-130-35 мощностью 105 кВт. Она обеспечивает кондиционирование кабины и отсеков самолета, а так же электроснабжение борта переменным током напряжением 115/200 вольт. Перекомпоновав машину и применив более легкое оборудование, удалось вернуть ее центровку в прежний диапазон, свойственный Су-27. Это в свою очередь, в совокупности с управляемым вектором тяги двигателей, позволило отказаться от переднего горизонтального оперения со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Все вооружение, за исключением встроенной 30-мм пушки ГШ-301 (боекомплект 150 патронов), располагается на 10 узлах под крылом и фюзеляжем (два концевых крыльевых узла предназначены для контейнеров с аппаратурой радиоэлектронной борьбы). В состав арсенала машины входят ракеты класса «воздух-воздух» Р-27Э, Р-73, Р-27ЭР1, Р-27ЭТ1 и Р-27ЭП1, РВВ-СД, РВВ-МД и класса «воздух-поверхность» Х-25, Х-29, Х-31, Х-38, Х-58УШКЭ, Х-59МК, «Калибр-А» и тяжелая противокорабельная ракета «Яхонт», С-25ЛД, неуправляемые ракеты С-8, С-10 и С-25. Бомбовая нагрузка включает корректируемые бомбы КАБ-500Кр, КАБ-500С-Э, КАБ-1500Кр, и КАБ-1500Л и баллистические авиабомбы различного калибра.
На официальном сайте компании «Сухой» по этому поводу сказано: «Су-35 - глубоко модернизированный сверхманевренный многофункциональный истребитель поколения «4++». В нем использованы технологии пятого поколения, обеспечивающие превосходство над истребителями аналогичного класса. Отличительными особенностями самолета являются новый комплекс авионики на основе цифровой информационно-управляющей системы, интегрирующей системы бортового оборудования, новая радиолокационная станция (РЛС) с фазированной антенной решеткой с большой дальностью обнаружения воздушных целей с увеличенным числом одновременно сопровождаемых и обстреливаемых целей, новые двигатели с увеличенной тягой и поворотным вектором тяги.
В настоящее время компания «Сухой» выполняет государственный контракт на поставку Министерству обороны РФ в период до 2015 года 48 истребителей Су-35С». Первый прототип Су-35С собрали в феврале 2008 года в Комсомольск-на-Амуре. Спустя пять месяцев собрали вторую машину. В августе 2011 года Су-35С (Су-35БМ - большая модификация) передали в 929-й ГЛИЦ на государственные испытания, в которых участвовали машины 901 и 902, но они их так и не выдержали. В декабре 2012 года «Сухой» передал Министерству обороны РФ шесть серийных Су-35С и отчитался за выполнение гособоронзаказа. Однако эта акция оказалась ничем иным, как отпиской. В 2013 году все шесть машин военные вернули промышленности на доработку. Выходит, машина еще сырая, но кто-то очень торопился, и на заводе началась постройка самолетов, предназначенных для строевых частей, но не прошедших государственные испытания.
Стало известно, что причиной приостановки полетов на Су-35С стало, в частности, неудачное расположение датчиков воздушного давления системы измерения воздушно-скоростных параметров (СИ ВСП). Раньше эти функции выполняли приемники воздушного давления (ПВД), располагавшиеся на Су-27 в носовой части самолета. В состав СИ ВСП входят четыре приемника-преобразователя, и в каждом из них имеются три датчика полного давления и один датчик статического давления. Располагаются приемники-преобразователи по два по левому и правому борту снизу и сверху оси симметрии самолета. По результатам обработки информации, поступающей с них, определяются углы атаки и скольжения, скорость, высота и скороподъемность. Если датчики заменить обратно классическими приемниками воздушного давления (ПВД), вернуть на прежнее место, как на Су-27, то в диаграмме направленности РЛС образуется слепая зона, не контролируемая лучем радара.
С виду ПВД или, как его раньше называли, трубка Пито - простейший прибор, от которого давление передавалось по трубкам напрямую к различным приборам. От формы ПВД и его расположения зависит точность определения параметров воздушного потока, а значит и определение скорости, числа М, скороподъемности и высоты полета. Но старые механические приборы были слишком инерционны и отображали истинные параметры полета с задержкой. Появление цифровых ЭВМ позволило не только отображать параметры полета в реальном масштабе времени, но и повысить их точность, внося в расчеты соответствующие поправки. При этом многое зависит от выбранного алгоритма расчета.
Похоже, с этой проблемой разобрались, и 27 февраля 12 новых Су-35С передали в 23-й иап 303-й сад 3-го командования ВВС и ПВО России, дислоцирующийся на аэродроме Дземги в Хабаровском крае. Казалось бы, следовало пойти по накатанной дороге и отправить самолеты, к тому же не прошедшие государственных испытаний, в липецкий центр боевого применения, чтобы летчики-инструкторы подготовили соответствующие наставления для строевых пилотов. Но этого не произошло. Возможно, причиной тому стала близость к авиазаводу, позволяющая быстрее справляться с «детскими болезнями» машины. Догадка эта подтвердилась на церемонии передачи машин военным, когда М. Погосян сказал, что «перед нами (Объединенная авиастроительная корпорация) совместно с руководством ВВС, с летчиками 23-го истребительного авиационного полка стоит задача успешного освоения новой техники, которая по своим возможностям обеспечит высокий уровень боеготовности наших Военно-воздушных сил». Месяц спустя военные летчики приступили к полетам на новых истребителях.
Технические характеристики Су-35C
Размер крыла, м 14.75
Длина самолета, м 21.95
Высота самолета, м 5.92
Площадь крыла, м2 62.20
Масса
- пустого самолета 19000
- нормальная взлетная 25300
- максимальная взлетная 34500
- топлива 11500
- топлива (с двумя ПТБ) 14300
Тип двигателя 2 ТРДДФ АЛ-41Ф1С
Тяга, кгс
- максимальная 2 х 8800
- на форсаже 2 х 14500
Максимальная скорость, км/ч:
- у земли 1400 (М=1.17)
- на большой высоте 2500 (М=2.35)
Практическая дальность, км:
- перегоночная с ПТБ 4500
- на большой высоте без ПТБ 3600
- на малой высоте 1580
Скороподъемность, м/мин 16800
Практический потолок, м 18000
Макс. эксплуатационная перегрузка 9
Экипаж, чел 1
Вооружение: одна 30-мм пушка ГШ-30-1 (150 патронов).
боевая нагрузка - 8000 кг на 12 узлах подвески:
УРВВ - Р-27Э, Р-77, Р-73, РВВ-СД, РВВ-МД, 8 х Р-27ЭР1, 4 х Р-27ЭТ1 и Р-27ЭП1, 12 х Р-77 РВВ-АЕ, 6 х Р-73
варианты:
- 9 х РВВ-СД + 2 х РВВ-МД;
- 5 х РВВ-СД + 2 х РВВ-МД + 2 х ударные ракеты класса Х-31.
УРВП: Х-31, Х-25, Х-29, Х-38, Х-58УШКЭ, Х-59МК (до 5 шт), С-25ЛД; неуправляемых ракет типов С-8 (в блоках), С-10 (в блоках) и С-25;
Бомбовая нагрузка : 4-5 х КАБ-500Кр, 4-5 х КАБ-500С-Э,2-3 х КАБ-1500Кр, 2-3 х КАБ-1500Л или неуправляемые бомбы различных калибров