http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet2/T-39-Sabreliner-1.jpg

Предназначавшийся изначально для замены TB-25 Mitchell в роли учебного, T-39A Sabreliner поступил в ВВС США как лёгкий транспортный самолёт. Взяв за основу ряд наработок по самолёту F-86 Sabre, специалисты компании «North American Aviation» (NAA) в 1952 году приступили к проработке возможности создания лёгкого реактивного транспортного самолёта. Разработанный под требования ВВС США от 1956 года, North American (затем Rockwell) T-39 Sabreliner послужил базой для создания бизнес-джетов Sabreliner и Sabre, строившихся более трех десятилетий.

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet2/T-39-Sabreliner-2.jpg

В это время ВВС США обнародовали требования к лёгкому реактивному двухдвигательному УТС (программа UTX, вероятный объем - 1500 самолётов), поэтому NAA решила не терять времени и «убить двух зайцев сразу». 27 августа 1956 года компания предложила военным проект такого самолёта под обозначением N.A.246, свои варианты предложили также «Convair», «Temco» и «Beechcraft». Но до постройки прототипа дошла лишь NAA - 8 мая 1958 года опытный N.A.246 (N4060K) был выкачен из цеха предприятия в Инглвуде, а 16 сентября он совершил первый полет под управлением Дж.О.Робертса и Гейджа Мейса. Руководство NAA получило уведомление, что проект Sabreliner победил в тендере на UTX, после чего самолёт передали специалистам ВВС США на авиабазу Эдварде для летных испытаний. Последние оказались успешными, и вскоре ВВС разместили заказ на семь T-39A (N.A.265), оснащаемых Pratt & Whitney J60-P-3 тягой 13,35 кН.

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet2/T-39-Sabreliner-3.jpg

Впоследствии в ВВС решили, что самолёт T-39 Sabreliner идеально подойдет для подготовки лётчиков всепогодных F-105D, и шесть T-39A Sabreliner были переоборудованы в T-39B (N.A.265-20). 15 января 1960 года был подписан контракт еще на 35 самолётов, первые четыре были построены как T-39B. Первый T-39A поднялся в воздух 30 июня 1960 года и 23 марта 1962 года получил сертификат FAA. Поставки начаты 4 июня 1962 года, последний из 143 самолётов T-39A поставлен в конце 1963 года. В 1967 году NAA объявила о модернизации и поставке самого первого T-39A. Таким образом были модернизированы все транспортные Sabreliner из состава ВВС США.

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet2/T-39-Sabreliner-4.jpg

Часть T-39A были переданы расположенному на авиабазе Рандольф училищу подготовки инструкторов Учебного командования, а T-39B были приписаны к 4520-му авиакрылу боевой подготовки, авиабаза Неллис. В конце своей карьеры самолёты оказались в авиации Национальной гвардии штата Канзас, став единственными Sabreliner в НГ США. Вариант T-39C предполагался для подготовки пилотов перехватчиков F-101B Voodoo, но проект был отменен. T-39F «Теепу Weeny Weasel» - последний вариант для ВВС США - был построен в количестве трех машин. Он оснащался комплексом РЭБ, каку F-105G, и использовался для подготовки летчиков, задачей которых являлось подавление ЗРК противника. В 1961 году ВМС США разместили заказ на T3J-1/T-39D (N.A.265-30), морской вариант T-39B, которые предназначались для подготовки экипажей самолетов F8U-2NE Crusader и F4H Phantom. К ноябрю 1964 года поставили 42 самолёта. В мае 2002 года два T-39, принадлежащих ВМС США, столкнулись в воздухе, все летчики погибли.

Тактико-технические характеристики North American T-39 Sabreliner
Экипаж, чел   2
Размах крыла, м   13.56
Длина, м   13.41
Высота, м   4.88
Площадь крыла, м2   34.70
Масса, кг   
- пустого   5980
- максимальная взлетная   8459
Тип двигателя   2 ТРД Pratt Whitney J-60
Тяга, кгс   2 х 1360
Максимальная скорость, км/ч   866
Крейсерская скорость, км/ч   805
Практическая дальность, км   2740
Практический потолок, м   9120