http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet2/P2V-Neptune-1.jpg

Патрульный самолёт Lockheed P2V Neptune создавался как замена PV Ventura/ Harpoon. Самолёт впервые поднялся в воздух в обстановке глубокой секретности 17 мая 1945 года на заводском аэродроме компании «Lockheed» (Бербанк, Калифорния). P2V Neptune эксплуатировался по всему миру почти 50 лет. Самолёт предназначался для борьбы с субмаринами, но в годы холодной войны его использовали также для ведения электронной и видовой разведки. P2V Neptune стал важнейшим изделием компании «Lockheed» в послевоенный период.

Прототип XP2V-1 отличался прозрачным обтекателем в носовой части фюзеляжа и форкилем, начинавшимся сразу за верхней стрелковой установкой. На испытаниях самолёт показал отменные лётные данные. Заключенный в 1944 году контракт на постройку 15 самолётов положил начало карьере, которую президент «Lockheed» Роберт И. Гросс назвал «возможно, слишком долгой». Самолёт представлял собой среднеплан с убираемым трех-опорным шасси, двумя моторами Wright Cyclone R-3350-8 мощностью по 2150 л.с. (1603 кВт) и экипажем из семи человек. Изначально вооружение P2V Neptune состояло из двух 12,7-мм пулёметов в носовой части и еще двух пар таких же пулемётов на верхней и нижней турельных стрелковых установках. Во внутреннем отсеке допускалась подвеска бомб, мин или торпед массой до 8165 кг, самолёт также мог нести 127-мм неуправляемые ракеты. На протяжении карьеры вооружение P2V Neptune неоднократно менялось.

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet2/P2V-Neptune-2.jpg

Для получения разрешения на дальние противолодочные операции (в послевоенные годы данная задача возлагалась на ВВС США) ВМС США организовали рекордный полет. Экипаж коммандера Томаса Д. Дэвиса на первом P2V-1 (№89082, названном «The Turtle» - «черепаха») преодолел 18 227 км от Перта в Австралии до Колумбуса, штат Огайо, за 55 ч 17 мин. Посадка в Колумбусе сначала не планировалась - самолёт должен был достигнуть Восточного побережья США, но данную задачу сняли в последнюю минуту Тем не менее перелет Дэвиса вошел в список самых замечательных достижений в истории американской авиации. P2V-2 с моторами Wright R-3350-24 в 2650 л.с. (1976 кВт) выполнил первый полет 7 января 1947 года, модель сохранила конфигурацию с непрозрачной носовой частью фюзеляжа. Вариант P2V-2N с лыжным шасси использовался в Антарктиде, с лыжами также летали P2V-3 и P2V-4. P2V-3Z VIP использовался для перевозок дипломатов и других VIP-персон в годы войны в Корее в 1950-1953 годах.

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet2/P2V-Neptune-3.jpg

Служба P2V Neptune в Корее стала широко известной. Самолёты штурмовали ракетами и пулеметным огнем автоколонны в замерзших долинах. Американский историк Джеймс Т. Салливан писал: «Несколько патрульных эскадрилий VP дислоцировались в Японии и предназначались для поиска субмарин в прибрежных водах, хотя подводных лодок противника там не было. Изначально война в Корее не являлась морской - боевые действия развернулись на суше и в воздухе». Некоторые P2V Neptune применялись для заброски агентов в тыл противника, даже в Маньчжурию. Известны фотографии Neptune, сделанные на аэродромах в Корее. Вариант P2V-5 отличался носовой турельной установкой с двумя 20-мм пушками, первый полет он выполнил 29 декабря 1950 года. С этого момента конфигурация самолета начала быстро изменяться. Под крылом смонтировали два дополнительных ТРД Westinghouse J34 тягой по 14,7 кН. В хвостовой части фюзеляжа установили штангу с магнитометром (самолеты обозначались P2V-5F). Масса P2V-5F достигла 35492 кг. Самолёт стал эффективным оружием против субмарин. Такие машины США по программам военной помощи передавали своим союзникам.

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet2/P2V-Neptune-4.jpg

В октябре 1952 года в конструкцию P2V Neptune внесли ряд изменений. P2V-6B получил возможность применять противокорабельные ракеты-торпеды Fairchild AUM-N-2 Petrel. Из-за подвески ракеты максимальная скорость Neptune упала до 571 км/ч. Для борьбы с субмаринами это оружие не годилось и от него вскоре отказались. Подобно V-5, P2V-6 оснащался ТРД J34 (P2V-6F). Вариант P2V-6T являлся учебно-тренировочным. В 1949-1950 годах 11 модернизированных P2V-3C поступили на вооружение смешанной эскадрильи VC-5, которой командовал коммандер Джон Т. Хэйвард. Самолёты рассматривались как временные палубные атомные бомбардировщики. Взлетная масса P2V-3C составляла 33 566 кг, взлет выполнялся с помощью стартовых ускорителей (RATO). Самолёты регулярно выполняли полеты с авианосцев «Мидуэй», «Франклин Д. Рузвельт» и «Коралл Си». Самолёты считались важной частью ядерного арсенала США, но им на смену пришли более адекватные палубные носители ядерного оружия. Хотя один Neptune (№ 122 969) оборудовали тормозным гаком, эти самолёты посадки на авианосцы никогда не выполняли. План предусматривал посадку на воду после нанесения ударов по СССР.

Тактико-технические характеристики Lockheed P-2 Neptune
Экипаж, чел   7
Размах крыла, м   30.48
Длина самолета,м   23.72
Высота самолета,м   8.58
Площадь крыла,м2   88.90
Масса, кг   
- пустого самолета   15405
- нормальная взлетная   24494
- максимальная взлетная   28612
Внутреннее топливо, л   15936.5
Тип двигателя   2 ПД Wright R-3350-24W
Мощность, л.с   2 х 2500
Максимальная скорость, км/ч   515
Крейсерская скорость, км/ч   286
Практическая дальность, км   6405
Практический потолок, м   7925
Вооружение: шесть передних 20-мм пушек, два 12.7-мм пулемета M3 на турели и две 20-мм пушки сзади
Боевая нагрузка - 3629 кг в отсеке оружия и 4 узлах подвески