Патрульный самолёт Lockheed P2V Neptune создавался как замена PV Ventura/ Harpoon. Самолёт впервые поднялся в воздух в обстановке глубокой секретности 17 мая 1945 года на заводском аэродроме компании «Lockheed» (Бербанк, Калифорния). P2V Neptune эксплуатировался по всему миру почти 50 лет. Самолёт предназначался для борьбы с субмаринами, но в годы холодной войны его использовали также для ведения электронной и видовой разведки. P2V Neptune стал важнейшим изделием компании «Lockheed» в послевоенный период.
Прототип XP2V-1 отличался прозрачным обтекателем в носовой части фюзеляжа и форкилем, начинавшимся сразу за верхней стрелковой установкой. На испытаниях самолёт показал отменные лётные данные. Заключенный в 1944 году контракт на постройку 15 самолётов положил начало карьере, которую президент «Lockheed» Роберт И. Гросс назвал «возможно, слишком долгой». Самолёт представлял собой среднеплан с убираемым трех-опорным шасси, двумя моторами Wright Cyclone R-3350-8 мощностью по 2150 л.с. (1603 кВт) и экипажем из семи человек. Изначально вооружение P2V Neptune состояло из двух 12,7-мм пулёметов в носовой части и еще двух пар таких же пулемётов на верхней и нижней турельных стрелковых установках. Во внутреннем отсеке допускалась подвеска бомб, мин или торпед массой до 8165 кг, самолёт также мог нести 127-мм неуправляемые ракеты. На протяжении карьеры вооружение P2V Neptune неоднократно менялось.
Для получения разрешения на дальние противолодочные операции (в послевоенные годы данная задача возлагалась на ВВС США) ВМС США организовали рекордный полет. Экипаж коммандера Томаса Д. Дэвиса на первом P2V-1 (№89082, названном «The Turtle» - «черепаха») преодолел 18 227 км от Перта в Австралии до Колумбуса, штат Огайо, за 55 ч 17 мин. Посадка в Колумбусе сначала не планировалась - самолёт должен был достигнуть Восточного побережья США, но данную задачу сняли в последнюю минуту Тем не менее перелет Дэвиса вошел в список самых замечательных достижений в истории американской авиации. P2V-2 с моторами Wright R-3350-24 в 2650 л.с. (1976 кВт) выполнил первый полет 7 января 1947 года, модель сохранила конфигурацию с непрозрачной носовой частью фюзеляжа. Вариант P2V-2N с лыжным шасси использовался в Антарктиде, с лыжами также летали P2V-3 и P2V-4. P2V-3Z VIP использовался для перевозок дипломатов и других VIP-персон в годы войны в Корее в 1950-1953 годах.
Служба P2V Neptune в Корее стала широко известной. Самолёты штурмовали ракетами и пулеметным огнем автоколонны в замерзших долинах. Американский историк Джеймс Т. Салливан писал: «Несколько патрульных эскадрилий VP дислоцировались в Японии и предназначались для поиска субмарин в прибрежных водах, хотя подводных лодок противника там не было. Изначально война в Корее не являлась морской - боевые действия развернулись на суше и в воздухе». Некоторые P2V Neptune применялись для заброски агентов в тыл противника, даже в Маньчжурию. Известны фотографии Neptune, сделанные на аэродромах в Корее. Вариант P2V-5 отличался носовой турельной установкой с двумя 20-мм пушками, первый полет он выполнил 29 декабря 1950 года. С этого момента конфигурация самолета начала быстро изменяться. Под крылом смонтировали два дополнительных ТРД Westinghouse J34 тягой по 14,7 кН. В хвостовой части фюзеляжа установили штангу с магнитометром (самолеты обозначались P2V-5F). Масса P2V-5F достигла 35492 кг. Самолёт стал эффективным оружием против субмарин. Такие машины США по программам военной помощи передавали своим союзникам.
В октябре 1952 года в конструкцию P2V Neptune внесли ряд изменений. P2V-6B получил возможность применять противокорабельные ракеты-торпеды Fairchild AUM-N-2 Petrel. Из-за подвески ракеты максимальная скорость Neptune упала до 571 км/ч. Для борьбы с субмаринами это оружие не годилось и от него вскоре отказались. Подобно V-5, P2V-6 оснащался ТРД J34 (P2V-6F). Вариант P2V-6T являлся учебно-тренировочным. В 1949-1950 годах 11 модернизированных P2V-3C поступили на вооружение смешанной эскадрильи VC-5, которой командовал коммандер Джон Т. Хэйвард. Самолёты рассматривались как временные палубные атомные бомбардировщики. Взлетная масса P2V-3C составляла 33 566 кг, взлет выполнялся с помощью стартовых ускорителей (RATO). Самолёты регулярно выполняли полеты с авианосцев «Мидуэй», «Франклин Д. Рузвельт» и «Коралл Си». Самолёты считались важной частью ядерного арсенала США, но им на смену пришли более адекватные палубные носители ядерного оружия. Хотя один Neptune (№ 122 969) оборудовали тормозным гаком, эти самолёты посадки на авианосцы никогда не выполняли. План предусматривал посадку на воду после нанесения ударов по СССР.
Тактико-технические характеристики Lockheed P-2 Neptune
Экипаж, чел 7
Размах крыла, м 30.48
Длина самолета,м 23.72
Высота самолета,м 8.58
Площадь крыла,м2 88.90
Масса, кг
- пустого самолета 15405
- нормальная взлетная 24494
- максимальная взлетная 28612
Внутреннее топливо, л 15936.5
Тип двигателя 2 ПД Wright R-3350-24W
Мощность, л.с 2 х 2500
Максимальная скорость, км/ч 515
Крейсерская скорость, км/ч 286
Практическая дальность, км 6405
Практический потолок, м 7925
Вооружение: шесть передних 20-мм пушек, два 12.7-мм пулемета M3 на турели и две 20-мм пушки сзади
Боевая нагрузка - 3629 кг в отсеке оружия и 4 узлах подвески