http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet2/HJT-16-Kiran-1.jpg

Первым самолётом, поступившим в серийное производство после того, как в октябре 1964 года компания была реформирована и переименована в "Hindustan Aeronautics Ltd", стал HJT-16 Kiran - самолёт, созданный под требования ВВС Индии на невооруженный учебно-тренировочный самолёт базовой лётной подготовки. За основу при проектировании нового самолёта был взят Hunting (Percival) Jet Provost, отличительными особенностями индийской машины стали использование более современных катапультных кресел и герметизированная кабина.

Работы над самолётом были начаты в 1959 году, детальное проектирование - в 1961 году. Первый прототип поднялся в воздух только 4 сентября 1964 года. Самолёт был создан под индийский двигатель HJE-2500 с расчетной тягой 11,12 кН, но данный двигатель так никогда и не был передан в серийное производство, поэтому на самолёт установили производившийся в Индии двигатель HAL (Bristol Siddeley/Armstrong Siddeley) Viper - это еще больше придало сходство самолёту HJT-16 Kiran с Jet Provost. Предсерийную партию из 24 самолётов HJT-16 Kiran Mk.1 начали передавать заказчику в марте 1968 года, после чего было начато серийное производство самолёта - всего были выпущены 118 машин HJT-16 Kiran Mk.1, оснащенных турбореактивными двигателями Viper ASV.11 Mk 200 тягой 11,12 кН.

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet2/HJT-16-Kiran-2.jpg
http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet2/HJT-16-Kiran-3.jpg

HJT-16 Kiran Mk.1 был сразу же взят за основу для создания учебно-боевого самолёта и лёгкого штурмовика. Первой модификацией самолёта стала машина HJT-16 Kiran Mk.1A, которая могла нести на двух подкрыльевых пилонах вооружение массой до 450 кг. Всего было выпущено 72 самолёта. До конца 1960-х годов стало ясно, что возможности базового HJT-16 Kiran можно еще повысить за счет установки более мощного двигателя и современной авионики, - данная программа была начата в сентябре 1972 года. Отличительными особенностями HJT-16 Kiran Mk.2 стали более мощный турбореактивный двигатель Orpheus, обеспечивавший большую скорость и больший практический потолок. Кроме того, самолет мог нести увеличенный набор вооружения, включая встроенные пулеметы и авиационные средства поражения на четырех узлах подвески под крылом. Согласно расчетам специалистов HAL, самолёт HJT-16 Kiran Mk.2 должен был поступить на вооружение в 1976 году, но этого не произошло. Первый из двух прототипов поднялся в воздух только в июле 1976 года, поэтому ВВС Индии заказали учебно-боевой самолёт PZL-Mielec TS-11 Iskra.

ВВС Индии вначале отказались от HJT-16 Kiran Mk.2 из-за его плохих лётных характеристик для полетов ночью и недостаточного радиуса действия, но в марте 1983 года самолёт все же было решено принять на вооружение. HJT-16 Kiran Mk.2 поступил на вооружение в апреле 1985 года, до марта 1989 года заказчику были переданы 103 самолёта. Планируется, что HJT-16 Kiran останется в строю минимум до 2015 года, когда ему на смену должен прийти HJT-36 Intermediate Jet Trainer.

Тактико-технические характеристики HJT-16 Kiran
Размах крыла, м   10.70
Длина самолета,м   10.60
Высота самолета,м   3.635
Площадь крыла,м2   19.00
Масса, кг   
- пустого самолета   2995
- нормальная взлетная   4250
- максимальная взлетная   5000
Топливо   
- внутренние топливо, кг   1775
- ПТБ, л   2 х 227.3
Тип двигателя   1 ТРД HAL(Rolls-Royce) Orpheus BOr.2 Mk.701-01
Тяга нефорсированная, кН   1 x 18.68
Максимальная скорость, км/ч   
- на высоте   780
- на уровне моря   672
Крейсерская скорость, км/ч   621
Боевой радиус действия, км   735
Максимальная скороподъемность, м/мин   1600
Практический потолок, м   12000
Экипаж, чел   2
Вооружение:  два 7.62-мм пулемета FN MAG с 150 патронами на пулемет
Боевая нагрузка - 1000 кг на 4 узлах подвески
4 250- или 227-кг бомбы или
2 контейнера HAL с 2 7.62-мм пулеметами, или
4 ПУ 18х68-мм НУР.