Итальянские тактические военно-транспортные самолеты G.222 стали знаковым событием в истории аэрокосмической промышленности и оказались востребованы как в своей стране, так и на международном рынке. G.222 являются типичными самолётами с укороченным взлетом и посадкой и приняты на вооружение ВВС в 11 странах мира. C-27J Spartan - это самолёт уже нового поколения, обладающий улучшенными характеристиками. C-27J Spartan - средний военно-транспортный самолёт, один из лучших в своем классе. Особенно впечатляющими выглядят его выступления на авиашоу, когда самолёт выполняет различные фигуры высшего пилотажа, включая даже бочку и петли.
Сегодняшний Aeritalia G.222 существенно отличается от того самолёта, который компания «Fiat» предложила в ответ на требования NBMR-4 стран НАТО от 1961 года на перспективный самолёт с вертикальным/укороченным взлётом и посадкой. Руководил разработкой профессор Джузеппе Габриэли (отсюда и «G» в обозначении), предложивший использовать силовую установку, в составе которой было шесть подъемных ТРД Rolls-Royce RB.162 и два маршевых ТВД Rolls-Royce Dart. Среди прорабатывавшихся вариантов также были самолёты с восемью или двумя подъемными ТРД, а также самолёт обычной схемы, гражданский вариант и морской патрульный / противолодочный самолёт. После отмены программы NBMR-4 работы по G.222 продолжились, однако ввиду роста массы и размеров машины двигатели пришлось заменить - установили два General Electric СТ64-820 мощностью по 3060 л.с. В то же время ВВС Италии подыскивали замену своим устаревшим Fairchild C-119 - новая машина должна была иметь способность перевозить груз массой 5000 кг на дальность 2000 км. Программа получила второе дыхание. По заказу ВВС были построены два прототипа G.222TCM с негерметизированными кабинами, первый из которых был облетан 18 июля 1970 года. К тому времени авиастроительное подразделение «Fiat» вошло в состав новой компании - «Aeritalia».
28 июля 1972 года ВВС Италии разместили заказ на 44 самолёта G.222, плюс были оплачены два прототипа G.222TCM. 23 декабря 1975 года в воздух поднялся первый серийный самолёт. По итогам испытаний в конструкцию машины были внесены некоторые изменения, включая герметизацию кабины (на высотах до 6000 м поддерживалось давление, соответствующее высоте 1200 м) и увеличение мощности силовой установки на 14% (самолёт получил новые двигатели T64P4D мощностью по 3400 л. с., которые строились по лицензии консорциумом «Fiat/Alfa Romeo»), благодаря чему максимальная полезная нагрузка возросла до 9000 кг, а груз массой 5000 кг самолёт мог доставлять при крейсерской скорости полёта на дальность не менее 2740 км. G.222 мог осуществлять воздушное десантирование 32 парашютистов или перевозить до 5000 кг груза в кабине объемом 74 м. Максимальная загрузка самолёта в транспортном варианте составляла 44 полностью экипированных военнослужащих, а для перевозки грузовых поддонов на полу грузовой кабины устанавливались специальные крепления (135 точек крепления) - самолёт в этом случае мог перевозить пять стандартных грузовых поддонов типа А-22 или легкие армейские автомобили.
Aeritalia G.222 оказался весьма разносторонним самолётом и был по достоинству оценен итальянскими лётчиками. Две эскадрильи 46-й авиагруппы средних транспортных самолётов стали перевооружаться на новые самолёты с апреля 1978 года и сегодня располагают в общей сложности 33 машинами. В их распоряжении также имелись шесть комплектов для оперативного переоборудования военно-транспортных самолётов в медико-эвакуационные. В августе 1976 года начались испытания противопожарной версии самолёта - на открытой грузовой рампе устанавливалась установка SAMA (Sistema Aeronautico Modulare Antincendio) производства компании «Food & Machinery Corporation», включавшая водяной бак на 6000 л специального реагента и четыре баллона со сжатым воздухом. В противопожарный вариант Aeritalia G.222SAA самолёт переоборудовался всего за два часа. Таких комплектов было закуплено шесть штук.
Шесть из 46 первоначально заказанных Aeritalia G.222 в итальянских ВВС получили специальное БРЭО, четыре самолёта получили новое обозначение G.222RM (RM - от «radiomisure», радиокалибровка), они привлекались к калибровке навигационного оборудования. Компьютеризированное БРЭО позволило сократить количество операторов до одного, а в образовавшемся пространстве можно было разместить легкий автомобиль. Поставки G.222RM были начаты в январе 1983 года - в 8-ю эскадрилью 14-го авиаполка, дислоцированную в Пратика-ди-Маре (Рим). В этот же полк входит 71-я эскадрилья РЭБ, получившая на вооружение самолёты G.222VS (Versione Speciale), также обозначаемые как G.222ECM, G.222SIG1T или G.222GE. Два самолёта поступили на вооружение в 1983 году, один из них стал последним G.222, переданным ВВС Италии. В 1984 году ВВС Италии разместили новый заказ на пять G.222PROCIV (в итоге ВВС получили 51 самолет), которые работали в интересах созданного тогда нового агентства по чрезвычайным ситуациям (Servizio Nazionale della Protezione Civile). Самолёты оснащались баком на 6000 л, в котором могли размещаться реагенты для борьбы с разливами нефти или с пожарами.
В содружестве с «Lockheed Martin» компания «Alenia» создала совместное предприятие «Lockheed Martin Alenia Tactical Transport Systems», задачей которого стал выпуск самолётов C-27J Spartan, отличавшихся новым приборным оборудованием кабины и двигателями Allison (затем Rolls-Royce North America) АЕ 2100. На C-27J Spartan установлен целый ряд систем, примененных на C-130J Super Hercules, что упрощает эксплуатацию данных самолётов. Опытный самолёт - переоборудованный G.222 из итальянских ВВС - был облетан 25 сентября 1999 года, а первые заказы на новый самолёт, получивший обозначение Spartan, поступили от ВВС Италии.
Тактико-технические характеристики G.222
Экипаж, чел 3-4
Размах крыла, м 28,7
Длина самолета, м 22,7
Высота самолета, м 9,8
Площадь крыла, кв.м. 82
Масса, кг – пустого самолета 15400
Масса, кг – максимальная взлетная 28000
Внутреннее топливо, кг 9400
Тип двигателя 2 ТВД Fiat (General Electric) T64-GE-P4D
Мощность, л.с. 2 х 3445
Максимальная скорость, км/ч 540
Крейсерская скорость, км/ч 439
Практическая дальность, км 4650
Дальность действия, км 2950
Практический потолок, м 7620