http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet2/F7F-Tigercat-1.jpg

В ходе непродолжительной карьеры, прерванной появлением реактивных истребителей, F7F Tigercat показал себя хорошим самолётом с мощным вооружением и особенно эффективным в роли ночного истребителя. Памятка, изданная ВМС США в 1946 году, так описывала самолёт Grumman F7F Tigercat: «Самолёты семейства F7F являются двухмоторными истребителями-монопланами со среднерасположенным складывающимся крылом, которые оснащены трехопорным шасси и предназначены для действий с авианосцев и сухопутных аэродромов». На практике же Tigercat за свою службу так и не совершил ни одного боевого вылета с палубы авианосца, хотя и показал себя хорошей машиной - как в одноместном, так и в
двухместном вариантах.

Он почти успел на Вторую мировую войну - 14 августа 1945 года, за день до капитуляции Японии, группа ночных истребителей F7F-2N из состава 533-й истребительной эскадрильи (ночной) авиации КМП США достигли Окинавы. После выхода Японии из войны командование КМП США перебросило свои F7F Tigercat в Китай, а в 1950 году истребителям пришлось повоевать в Корее. На вооружении ВМС и КМП США состояли следующие модификации F7F Tigercat: одноместные истребители F7F-1 и F7F-3, двухместные ночные истребители F7F-2N, F7F-3N и F7F-4N, а также одноместные фоторазведчики F7F-3P. А вот вариант ХР-68, предназначавшийся для ВВС Армии США и так и не материализовавшийся в металле, сегодня уже мало кто помнит. Важно также отметить, что F7F стал первым одноместным истребителем, еще на стадии проектирования получившим бортовую РЛС (AN/APS-6).

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet2/F7F-Tigercat-2.jpg

Постройкой F7F Tigercat занималось предприятие компании «Grumman» в Бетпейдже, которое получило шутливое наименование «Grumman Iron Works». В конструктивном плане истребитель сочетал достаточно узкий и длинный фюзеляж (14,3 м) с относительно большими мотогондолами, в которых размещались два звездообразных двигателя Pratt & Whitney R-2800 Double Wasp мощностью по 2100 л.с. На большинстве серийных самолётов, строившихся для ВМС США в качестве базового, был принят двигатель модели R-2800-34W (с трехлопастными воздушными винтами Hamilton Standard), а рассматривавшийся изначально вариант установки на F7F Tigercat двигателей Wright R-2600-14 был отклонен. Мотогондолы располагались примерно на полуразмахе крыла. Само крыло - среднерасположенное, его размах составлял 15,7 м, а складывание осуществлялось с помощью гидравлики. F7F, получивший фирменное обозначение «Проект 51», был создан на базе других спроектированных компанией двухмоторных истребителей - флотского XF5F-1 Skyrocket и армейского XP-50, которые так и не вышли из стадии экспериментальных. Впрочем, Skyrocket всю войну использовался в качестве опытной машины, но все же больше известен только тем, что попал на страницы книжки комиксов «Blackhawk».

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet2/F7F-Tigercat-3.jpg

Прототип XF7F-1 Tigercat совершил первый полет 2 декабря 1943 года, его пилотировал Боб Холл - одновременно конструктор и летчик-испытатель. Потребность в новых истребителях на Тихоокеанском ТВД была столь высока, что первый контракт предусматривал поставку авиации морской пехоты 500 машин. Поставки были начаты в апреле 1941 года, однако возникшие технические проблемы вызвали задержку реализации программы, и поставки самолётов в строевые части были отложены. Что еще более неприятно - возникли проблемы во время испытаний при отработке посадки на палубу, имитировавшуюся на наземном аэродроме. Оказалось, что неудачная конструкция Y-образного посадочного гака вызывает возникновение существенно превышающих расчетные нагрузок на хвостовую часть фюзеляжа - особенно при зацеплении гака не по центру аэрофинишера, что приводило к деформации обшивки и поломкам самого гака. В общем, F7F не был еще готов к выполнению посадки на авианосец, поэтому в течение всей его богатой на события боевой карьеры F7F Tigercat использовался только в качестве самолёта сухопутного базирования.

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet2/F7F-Tigercat-4.jpg

Ко времени полёта второго прототипа - 2 марта 1944 года - наличие серьезных технических проблем стало понятно всем, поэтому второй самолёт передали NACA в Моффет-Филд, штат Калифорния, где его подвергли полномасштабным испытаниям и продувкам в аэродинамической трубе. Это был второй в истории американской авиации случай продувки полноразмерного самолёта в аэродинамической трубе. По их результатам в конструкцию F7F Tigercat были внесены изменения, после чего тот смог стать полноценным боевым самолётом. После передачи заказчику 34 одноместных F7F-1 компания «Grumman» временно переключилась на сборку двухместных ночных истребителей F7F-2N, построив 65 таких самолётов, включая прототип XF7F-2N. После этого компания выпустила еще 189 самолетов F7F-3 с более мощными двигателями, после чего дальнейшие работы по первоначальному контракту были прекращены - война закончилась, и потребности в боевых самолётах серьезно сократились. Однако затем появились новые заказы, и производство было сохранено до конца 1946 года, компания выпустила еще 60 самолётов F7F-3N (с РЛС SRC-720) и 13 самолётов F7F-4N (с РЛС APS-16 и улучшенной топливной системой). Кроме того, часть выпущенных машин была переоборудована в F7F-3E, привлекавшиеся к испытаниям специального оборудования, и фоторазведчики F7F-3R

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet2/F7F-Tigercat-5.jpg

Модификации F7F Tigercat несколько отличались составом вооружения, но большинство получило четыре 20-мм пушки в корневых частях крыла, боезапас 800 снарядов. Предусматривалась также возможность подвески восьми 127-мм ракет HVAR (high-velocity aircraft rockets), а также до трех 298,5-мм ракет Tiny Tim, которые, впрочем, по описанию одного из американских морских пехотинцев, «производили много шума и дыма, но обладали малой точностью». Кроме того, на подфюзеляжном узле подвески F7F Tigercat мог - в альтернативном варианте - нести одну торпеду Мк 13-3. Имея максимальную скорость 700 км/ч, начальную скороподъемность 1615 м/мин и дальность не менее 1930 км, истребители F7F Tigercat были настоящими воздушными бойцами. Пилотировал самолёт, даже в двухместном варианте ночного истребителя, один летчик, на второго же члена экипажа были возложены обязанности по обслуживанию бортового оборудования (РЛС, специальное оборудование и пр.).

Тактико-технические характеристики Grumman F7F Tigercat
Экипаж   1
Размах крыла, м   15.70
Длина, м   13.85
Высота, м   5.05
Площадь крыла, м2   42.27
Масса, кг   
- пустого самолета   7238
- нормальная взлетная   10730
Тип двигателя   2 ПД Pratt Whitney R-2800-22W Double Wasp
Мощность, л.с.   2 х 2100
Максимальная скорость , км/ч   687
Крейсерская скорость , км/ч   350
Практическая дальность, км   2880
Максимальная скороподъемность, м/мин   1280
Практический потолок, м   11000
Вооружение:   четыре 20- мм пушки в корневой части крыла (по 200 патронов) и четыре 12,7-мм пулемета в носовой части фюзеляж (с боезапасом по 400 патронов),