В числе множества прототипов боевых самолётов, построенных после Второй мировой войны, была и многоцелевая машина SO.4050 Vautour II, созданная компанией «Sud-Ouest» и даже применявшаяся в боевых действиях израильскими ВВС. Большой и неуклюжий Vautour II имел хорошие характеристики по дальности полёта и самое главное, по полезной нагрузке. В первые послевоенные годы французские авиастроители представили более 70 моделей новых боевых самолётов, более 30 из которых даже поднялись в воздух. Наиболее интересным из них был Vautour, выпущенный в нескольких модификациях. Это был единственный самолёт производства SNCASO, использовавшийся «на переднем крае» после Второй мировой войны. SNCASO являлась одной из гигантских корпораций, которые были созданы после национализации французской авиационной промышленности в 1936 году.
Среди множества прототипов послевоенного периода был реактивный бомбардировщик SO.4000, поднявшийся в воздух в марте 1951 года. Самолёт был интересным, но при этом во многом устаревшим и громоздким, так что еще до первого полёта конструкторы и представители ВВС поняли - реального успеха самолёт иметь не будет. Решено было остановить программу после первого полёта и использовать все полученные наработки в новом проекте. Новый самолёт стал первой двухмоторной машиной с полностью разработанным и собранным во Франции двигателем Atar. Новый осевой компрессор, сконструированный немцами, работавшими после войны на Францию, был во всех отношениях лучше, чем центробежный у британского Rolls-Royce Nene. Кроме того, конструкторы SNCASO смогли сделать крыло и хвостовое оперение стреловидным, что значительно увеличило скорость. Командование ВВС Франции уже составило к тому времени требования на новый самолёт, способный выполнять не менее четырех боевых задач - маловысотного бомбардировщика, всепогодного самолёта перехватчика, самолёта непосредственной огневой поддержки и разведчика. Машина должна была оснащаться двумя ТРД Atar и иметь размах крыла и длину приблизительно по 15 м.
Компания SNCASO получила заказ на три прототипа, а детальное проектирование началось в июне 1951 года. В 1953 году был оформлен заказ на шесть предсерийных образцов Vautour, а затем на 140 серийных машин. Планируемый заказ на 360 самолётов был сокращен до 160, а впоследствии идо 140. В компании планировали создание трех основных модификаций Vautour: Vautour A - одноместный тактический истребитель или самолёт непосредственной поддержки; Vautour B - двухместный бомбардировщик с остекленной носовой частью для использования оптического бомбоприцела; Vautour C - ночной и всепогодный истребитель с РЛС в носовой части, управляемой оператором, размещавшимся на заднем сидении.
SNCASO получила заказ на самолёт SO.4050-01 Vautour в модификации «С». Он был построен очень быстро и поднялся в воздух 16 октября 1952 года на испытательном аэродроме в Мелён-Виллароше. Первый испытательный полёт самолёт выполнял с маломощными двигателями SNECMA Atar 101В тягой 24,51 кН (в первом полете его тяга не превышала 21,57 кН). Несмотря на это, пилот был доволен, а когда двигатели развили тягу сначала в 23,53 кН, а затем и 24,5 кН, лётные характеристики значительно улучшились. В 1953 году самолёт SO.4050-01 был переоснащен двигателями Atar 101С тягой 27,45 кН. Он имел гаргрот, идущий от фонаря кабины до киля, а в носовой части была установлена РЛС перехвата (полученная от США в рамках программы «Mutual Assistance Program»), а также четыре 30-мм пушки DEPA, управляемых пилотом. Планировалось вооружение этой модификации ракетами класса «воздух-воздух».
Самолёт SO.4050-02 представлял собой одноместный Vautour A и отличался заостренной носовой частью с приборно-измерительной штангой. Первый полёт с двигателями 101С самолёт совершил 16 декабря 1953 года. В 1954 году на самолёт установили двигатели Atar 101D тягой 29,41 кН, имевшие створчатое сопло и отличавшиеся модифицированной камерой сгорания и увеличенной турбиной. Самолёт SO.4050-03 был первым бомбардировщиком с бомбоприцелом в застекленной носовой части и стал уникальным благодаря наличию двигателей Armstrong Siddeley Sapphire тягой 35,59 кН. Его первый полет состоялся 5 декабря 1954 года.
После прототипов было выпущено шесть предсерийных Vautour. Обычно все они имели ТРД Atar 101D, но на самолёте SO.4050-04 (бомбардировщик) одно время стояли двигатели с форсажными камерами. Машины SO.4050-05 и SO.4050-07 представляли собой одноместные Vautour A, SO.4050-06 и SO.4050-08 - истребители Vautour N, а SO.4050-09 отличался двигателями Rolls-Royce Avon RA.28 тягой 44,56 кН. Vautour N был самым скоростным среди машин своего семейства - он развивал скорость 1160 км/ч на малых высотах, в то время как остальные только 1100 км/ч. Стандартным двигателем для серийного самолета стал Atar 101Е-3 с улучшенным восьми-ступенчатым компрессором, по заказу могла ставиться система впрыска воды. При увеличенной до 34,31 кН тяге двигателей летные характеристики самолета не сильно изменились, поскольку сами серийные машины (получившие обозначение Vautour II) оказались тяжелее своих предшественников.
Заказ на 140 ночных и всепогодных истребителей SO.4050 Vautour IIN был сокращен наполовину, 70 машин поставили в 1957-1959 годах с номерами от 301 до 370. Они вооружались четырьмя 30-мм пушками и двумя выдвижными ПУ Matra 104А, каждая со 116 ракетами SNEB калибра 68-мм, размещенными в отсеке под кабиной оператора РЛС. Большинство машин этой модификации служили в 30-м авиакрыле всепогодных самолетов, к концу 1958 года их вооружение было усилено - под крылом добавили четыре пилона для УР Matra R511 с полуактивной РЛГСН. В начале 1960-х годов 53 самолета, находящихся в эксплуатации, были модифицированы установкой цельноповоротных стабилизаторов без независимых рулей высоты и получили обозначение Vautour II.1N.
Компания «Ouest» построила 40 бомбардировщиков Vautour IIB, первый полет состоялся 31 июля 1957 года. Все машины были переданы ВВС Франции в Стратегическое авиационное командование, где они служили до появления в 1964-1965 годах сверхзвукового Mirage IVA. В застекленной носовой части самолёта Vautour IIB размещался штурман-бомбардир, бомбовая нагрузка была такой же, как у Vautour IIA. Эти самолёты с номерами от 601 до 640 несли яркую блестящую металлическую окраску. Пригодные для высшего пилотажа, они пользовались большой популярностью. В 1960 году 35 машин, находившихся в боевых подразделениях, после оснащения цельноповоротными стабилизаторами получили обозначение Vautour II.1B.
Тактико-технические характеристики S.O.4050 Vautour II
Экипаж: 1 человек
Длина: 15,57 м
Размах крыла: 15,10 м
Высота: 4,94 м
Площадь крыла: 45 м
Масса пустого: 10 000 кг
Масса снаряжённого: 17 500 кг
Масса максимальная взлётная: 21 000 кг
Двигатель: SNECMA «Atar» 101E-3 (2x34,3 кН)
Максимальная скорость у земли: 1100 км/ч
Дальность полёта: 5400 км
Практический потолок: 15 200 м
Скороподъёмность: 60 м/с (3600 м/мин)
Удельная нагрузка на крыло: 403 кг/м
Тяговооружённость: 0,4
Вооружение
Пушки: 4x30 мм (DEFA), боекомплект - 100 сн/ствол
Во внутреннем отсеке может быть размещено до 2725 кг бомб, НАР (116x68 мм), 2 ПТБ
На 4 подкрыльевых пилонах может быть размещено до 4000 кг бомб
Практическая боевая нагрузка - 4400 кг