10 августа 1951 г. вышло Постановление Совета Министров СССР №2929-1379, которым ОКБ-115 предписывалось создать и предъявить на испытания в августе 1952 г. двухместный двухдвигательный барражирующий истре6итель-перехватчик Як-120. На его базе требовалось создать фронтовой разведчик Як-125, который следовало предъявить на испытания в октябре 1952 г. Над выполнением правительственного задания конструкторский коллектив работал с большой отдачей, и уже осенью 1951 г. были в основном завершены все проектные работы по обоим вариантам и построены их макеты. Это позволило приступить к выпуску рабочих чертежей и начать постройку опытного экземпляра перехватчика.
Як-120 существенно отличался от перехватчиков других ОКБ. Добиваясь значительного увеличения продолжительности полета, яковлевцы разместили двигатели под консолями крыла, что позволило высвободить часть объема фюзеляжа под топливо. По компоновочным соображениям решили применить велосипедную схему шасси (с передней и задней основными опорами и двумя вспомогательными на законцовках крыла). Под фюзеляжем между нишами основных опор шасси предусматривалась подвеска дополнительного топливного бака. РЛС "Сокол» разместили в носовой части фюзеляжа под большим обтекателем. Кресла пилотов в герметичной кабине установили тандемом под общей сдвигавшейся назад крышкой фонаря. Крыло с постоянной хордой имело стреловидность 45°. Стабилизатор был поднят и крепился на половине размаха киля. Вооружение состояло из двух 37-мм пушек Н-37Л с боезапасом по 50 снарядов на ствол, которые устанавливались в низу фюзеляжа. Предусматривалась и подвеска под крылом двух авиационных крупнокалиберных реактивных снарядов АРС-212. Отличительной особенностью Як-120 было и наличие воздушно-тепловой противообледенительной системы, защищавшей передние кромки крыла, оперения и обечайки воздухозаборников. Пилотажно-навигационный и радиолокационный комплексы позволяли осуществлять перехват цели в любых погодных условиях и в большом диапазоне высот. В целом конструкция перехватчика была хорошо продумана, и это позволило в дальнейшем создать целый ряд модификаций на его основе.
При постройке опытного самолёта его геометрические характеристики практически не претерпели изменений, лишь площадь вертикального оперения увеличили с 5,1 м до 5,329 м. С оборудованием дело обстояло сложней. Так как доводка РЛС «Сокол» затягивалась, то на первый опытный экземпляр Як-120 пришлось установить ее весовой эквивалент. Кроме того, вместо радиовысотомера РВ-3 установили РВ-2. Несмотря на сложное и весьма тяжелое оборудование, машина получилась относительно легкой для двухдвигательного истребителя. Это объяснялось не только применением велосипедного шасси, но и новой для того времени конструктивно-силовой схемы крыла с внутренним подкосом. Строгое соблюдение весовых лимитов позволило снизить относительную массу планера до 29%.
19 июня 1952 г. состоялся первый полет Як-120. Заводские испытания проводил летчик-испытатель В.М.Волков, и закончились они в ноябре. Нормальная взлетная масса машины составляла 8530 кг. Самолёт оказался меньше по размерам и легче перехватчика "200Б" Лавочкина. Благодаря новым малогабаритным двигателям и хорошей аэродинамике на Як-120 удалось получить более высокие летные характеристики. При полетной массе 7650 кг максимальная скорость на высоте 4000 м составляла 1140 км/ч, а на 10000 м - 1075 км/ч. Эту высоту опытный перехватчик набирал за 4,3 мин. Почти все основные параметры технического задания (ТЗ) были превышены. Однако по дальности полета самолет несколько "недотягивал": на высоте 12000 м этот показатель составлял 2800 км и 3250 км с подвесным баком, продолжительность полета составляла 3 ч 45 мин и 4 ч 15 мин соответственно. Тем не менее, эти данные позволяли нести боевое дежурство в воздухе на значительном удалении от аэродрома. Самолёт имел хорошую управляемость и допускал выполнение фигур сложного пилотажа. Однако отсутствие штатной РЛС затрудняло предъявление его на государственные испытания. Поэтому в начале декабря 1952 г, в МАП приняли решение срочно оснастеть Як-120 радиоприцелом РП-1 «Изумруд» (удовлетворительно прошел госиспытания на перехватчике ОКБ Микояна СП-5 и рекомендовался к серийной nocтpoйкe) и в таком виде передать его на испытания в ГК НИИ ВВС. При этом самолёт "200Б" предписывалось передать в НИИ-17 для использования в качестве летающей лаборатории для отработки и доводки в воздухе станции «Сокол».
Госиспытания Як-120 проходили в ГК НИИ ВВС и заняли больше года. С марта по июнь 1953 г. оценивались прежде всего ЛТХ самолёта. Были получены следующие максимальные показатели: скорость - 1090 км/ч (на высоте 5000 м), практический потолок - 14500 м, дальность полета - 2700 км (с подвесным баком при взлетной массе 9450 кг на высоте 12000 м). Высоту 10000 м машина набирала за 5,5 мин. Несмотря на ряд замечаний госкомиссии, было принято решение о запуске самолёта после доработок в серию под обозначением Як-25. В конце года полученные лётно-тактические характеристики были утверждены для серийных самолётов Постановлением Совмина СССР №2359-965.
В процессе испытаний и подготовки перехватчика к серийному производству на опытных машинах ввели некоторые конструктивные улучшения, в частности, установили второй гребень на отъемных частях крыла. После устранения недостатков взлетная масса Як-120 возросла до 8700 кг. С 1 по 26 октября 1953 г. Волков провел заводские контрольные испытания доработанной машины, после чего в ноябре ее госиспытания продолжились. Они подтвердили хорошие ЛТХ самолёта, что позволило развернуть его серийное производство в полном объеме. Так как РЛС «Сокол» все еще оставалась недоведенной, то производство Як-25 началось с радиоприцелом РП-1, доработанным под новый перехватчик и получившим обозначение РП-1Д. Первые серийные самолёты покинули цех Саратовского авиазавода в сентябре 1954 г.
Доводка РЛС «Сокол» на летающей лаборатории «200Б» продолжалась в течение 1953 г. Испытания показали, что по сравнению с РП-1 она имеет большую дальность действия, способна обнаруживать низковысотные цели (от 300 м) и обладает рядом других преимуществ. В ноябре 1953 г, вышел приказ МАП о прекращении испытаний и установке её на Як-120. В апреле 1954 г. завершились госиспытания перехватчика Як-120 с РЛС «Сокол», и станцию запустили в серийное производство под обозначением РП-6. По результатам госиспытаний Як-120 со штатной станцией 13 мая вышло Постановление Совмина СССР №899-385, требовавшее выпустить в 1954 г, 30 серийных Як-25 с РП-6. Но производство таких перехватчиков, получивших обозначение ЯК-25М, началось С января 1955 г. В серии новая модификация получила шифр "изделие 12/15". На этих самолетах двигатели АМ-5А 1-й серии заменили на РД-5А (АМ-5А) 2-й серии той же тяги, но с конструктивными улучшениями. Пушки снабдили дульными тормозами, доработкам подверглись и некоторые другие агрегаты. Объем топлива в четырех мягких фюзеляжных баках составлял 3445 л, в подвесном баке - 670 л. Самолёты с новой системой наведения на цель "Горизонт-1" иногда обозначались как ЯК-25МГ.
Впервые Як-25 были продемонстрированы публике в июле 1955 г, на авиационном празднике в Тушино. Иностранные военные атташе отметили, что новый советский истребитель очень напоминает французский Vautour, в НАТО самолёт получил обозначение Flashlight (вспышка). 1 мая следующего года Як-25 прошли над Красной площадью и снова приняли участие в тушинском параде. В НАТО их стали обозначать Flashlight-A.
Фюзеляж самолёта Як-25 / Як-120 - полумонокок с работающей обшивкой круглого поперечного сечения, переходящего в хвостовой части в овал. Диаметр фюзеляжа - 1,45 м, длина - 14,56 м. Фюзеляж содержит: герметический отсек радиолокационного прицела РП-6, гермокабину, отсек передней основной опоры шасси, топливные баки, ниши пушек, отсек задней основной опоры шасси и др. Сверху фюзеляжа находится гаргрот, внутри которого проложены тяги управления, электрожгуты и трубопроводы различных систем. По бортам установлены щитки воздушного тормоза общей площадью 1 м2 с углом отклонения 50.
Крыло - свободнонесущее, трапециевидное (удлинение - 4,18, сужение - 1,21), с углом стреловидности 45 по линии четвертей хорд и отрицательным поперечным V, равным 5. Силовой набор консоли включает два лонжерона, силовую подкосную балку, соединенную шарнирно с передним лонжероном, 36 нервюр и работающую обшивку. Крыло снабжено элеронами с внутренней аэродинамической компенсацией и щитками-закрылками с фиксированной осью вращения. Максимальные углы отклонения: элеронов вверх и вниз -25, щитков-закрылков на взлете - 25, на посадке - 50. Законцовки крыла оформлены в виде обтекателей подкрыльевых опор шасси, на которых установлены ПВД и съемники статического электричества.
Оперение самолёта стреловидное, однокилевое с расположением стабилизатора на половине размаха киля. Киль - двухлонжеронный, с работающей обшивкой. Руль поворота с осевой компенсацией имеет углы отклонения до 26 в обе стороны. Его нижняя часть оснащена триммером. На законцовке киля установлены антенны курсо-глиссадной системы и радиостанции РСИУ-3М. Шасси - велосипедного типа с управляемым передним колесом. Колеса передней и подкрыльевых опор - нетормозные, спаренные колеса основной опоры оснащены двухкамерными тормозами с автоматами предотвращения юза.
Силовая установка включает два турбореактивных двигателя РД-5А (АМ-5А) с максимальной тягой 2600 кгс, расположенных в гондолах под крылом. Топливо размещается в четырех мягких фюзеляжных баках общей ёмкостью 3445 л. Кроме того, под фюзеляжем предусмотрен подвесной сбрасываемый бак емкостью 685 л. Максимальная ширина бака - 0,692 м, максимальная высота - 0,515 м, длина - 3,4 м. На самолёте Як-25 / Як-120 предусмотрен слив керосина в воздухе.
Вооружение включает две 37-мм пушки Н-37Л. Нормальный боезапас - 50 патронов на ствол (патронные ящики позволяют брать в перегрузочном варианте по 100 патронов). Прицеливание ведется с помощью радиоприцела РП-6.
Бронезащита включает переднее бронестекло фонаря толщиной 105 мм, стальную бронеплиту, установленную перед кабиной, бронеспинки и бронезаголовники кресел летчика и оператора, дюралюминиевые плиты по бокам сиденья летчика, бронещитки пиромеханизмов кресел. Вся металлическая броня имеет толщину 10 мм.
Оборудование самолёта Як-25 / Як-120 включает бортовую радиолокационную станцию РП-6 "Сокол", систему слепой посадки ОСП-48 "Материк", маркерный радиоприемник МРП-48П, автоматический радиокомпас АРК-5, навигационный индикатор НИ-50Б, авиагоризонт АГИ-1, дистанционный гиромагнитный компас ДГМК-5, самолетный ответчик СРО, радиостанцию РСИУ-3М, радиовысотомер РВ-2, самолетное переговорное устройство СПУ-2Р и др. приборы и системы.
Тактико-технические характеристики Як-25 / Як-120
Размах крыльев, м 10.964
Длина, м 15.665
Площадь крыла, м2 28.95
Масса, кг
пустого самолета 5720
взлетная масса 10045
Максимальная скорость, км/ч 1090
Двигатели 2 ТРД РД-5А
Тяга, кгс 2 х 2000
Максимальная скороподъемность, м/мин 2640
Практический потолок, м 12000
Топливные баки , л:
внутренние 3445
ПТБ 670
Практическая дальность полета, км 2700
Продолжительность полета, ч.мин 3.26
Экипаж, чел 2
Вооружение: две 37-мм пушки Н-37Л с 50(100) патронами на пушку