Глубокой модификацией Як-25 стал дальний высотный одноместный разведчик Як-25РВ (иногда встречается обозначение Як-РВ), проектирование которого велось в 1957-1958 гг. Для полётов на большой высоте самолёт оснастили новым крылом увеличенной до 55 м площади, нагрузка на которое оказалась даже меньше, чем у истребителя Як-3, и составила 175-178 кг/м. Размах прямого крыла с удлинением около 10 достиг 23.5 м (у Як-25 - 10,964 м), Увеличили и тяговооруженность самолёта путём установки высотных двигателей Р-11В-300 со статической тягой на максимальном режиме по 3900-4000 кгс (на номинальном режиме - по 3250 кгс). Вооружения «РВ» не имел.
Заводские испытания опытного Як-25РВ проводились на аэродроме ЛИИ с 1 марта по 29 мая 1959 г. ведущим лётчиком-испытателем В.П.Смирновым и лётчиком-испытателем ЛИИ А.А.Щербаковым. Ведущим инженером по самолёту был В.А.Забора. Масса пустого самолёта составляла 6175 кг, взлетная - 9800 кг. Опытный разведчик имел неплохие ЛТХ; на нём удалось достичь высоты 21000 м и максимальной скорости М=0,82. По отзыву Смирнова, набор высоты до 18500-19500 м затруднений не вызывал, а вот дальнейший набор требовал повышенного внимания. Установившегося горизонтального полета на высотах более 19600-20100 м добиться не удалось из-за самовыключения двигателей. Полеты производились в высотном скафандре СИ-3М, который получил ряд замечаний пилотов. Як-25РВ имел характерную особенность; снижение с больших высот происходило довольно медленно. В одном из полётов Смирнов долго не мог снизиться, и только после выпуска шасси начался медленный спуск. С похожей ситуацией сталкивался и Щербаков, предложивший разработчикам установить какие-либо средства, уменьшающие аэродинамическое качество машины.
После завершения заводских испытаний опытный Як-25РВ подготовили для установления мировых рекордов высоты полета. 13 июля 1959 г. Смирнов поднял самолёт с грузом в 1 т на 20456 м, а 29 июля с грузом 2 т ему удалось достичь 20174 м. В документах ФАИ рекордный самолёт обозначался как "РВ". ВВС не были полностью удовлетворены тактико-техническими характеристиками Як-25РВ, но большие потолок и продолжительность полета заставили военных при отсутствии выбора согласиться на его серийный выпуск. После некоторых доработок и проведения госиспытаний самолёт запустили в производство на заводе №299 в Улан-Удэ («изд. 25РВ»).
в конце 60-х гг. небольшое количество Як-25РВ оснастили двумя подкрыльевыми пилонами для подвески унифицированных фильтрогондол типа РР8311-100. Новая модификация Як-25РР предназначалась для регистрации радиоактивного заражения. С 9 по 26 октября 1971 г. проходили специальные наземные и летные испытания Як-25РР N925991201, оснащенного вместо штатных фильтрогондол контейнерами с аппаратурой ИРИС («Волна-С»), которая предназначалась для обнаружения и регистрации электромагнитных импульсов от различных излучателей. Машина получила обозначение Як-25РРВ. Пульт управления аппаратурой ИРИС находился в кабине. Самолёт снабдили системой наддува и обогрева контейнеров путем отбора горячего позлуха от компрессоров двигателей. Незначительные изменения коснулись и другого оборудования. Испытания показали, что подвеска новых контейнеров и внешние элементы системы их обогрева практически не повлияли на характеристики разведчика.
В августе 1971 г. ОКБ Яковлева начало разрабатывать на базе Як-25РВ проект перехватчика аэростатов Як-25ПА. Самолёт должен был иметь увеличенное по площади крыло (до 58 м'), нести вооружение и обладать способностью уничтожать аэростаты на высотах до 19400 м. Однако двигатель Р-11В-300 имел недостаточную для этой цели тягу, и поэтому проект реализовать не удалось. В общей сложности в 1961-1965 гг. на заводе №99 выпустили 155 Як-25РВ различных модификаций, из них 74 - в пилотируемом варианте и 81 - в беспилотном (ЯК-25РВ-II). 11 августа 1965 г. на переоборудованном серийном «РВ« летчик-испытатель М.Л.Попович установила мировой рекорд скорости полета по замкнутому маршруту в 2000 км - 753,048 км/ч. 18 сентября 1967 г. она же пролетела по замкнутому маршруту 2497,009 км. что было зарегистрировано в качестве официального мирового рекорда дальности полета.
Около 15 лет самолёты Як-25РВ эксплуатировались ВВС до поступления в полки скоростных высотных разведчиков МиГ-25Р/РБ. По сообшениям западных источников, высотные Яки не были замечены над странами Западной Европы, но их полёты фиксировались над Китаем, Индией и Пакистаном. В НАТО самолёт Як-25РВ получил кодовое обозначение Mandrake. После снятия с эксплуатации часть «РВ» была переоборудована в мишени. Эскадрильи или звенья таких машин и серийных РВ-I и РВ-II базировались при частях ВВС и ПВО, в Мукачево, Савостлейке, Белой.
Тактико-технические характеристики Як-25РВ
Размах крыла, м 23.40
Длина самолета,м 15.93
Высота самолета,м 4.30
Площадь крыла,м2 55.00
Масса, кг
- пустого самолета 6175
- нормальная взлетная 9800
Тип двигателя 2 ТРД Р-11В-300
Тяга, кгс 2 х 3900
Максимальная скорость, км/ч
- у земли 500
- на высоте 870 (M=0.82)
Практическая дальность, км 3500
Практический потолок, м 20500
Экипаж, чел 1