Советского Cоюза больше нет, а три буквы КГБ сегодня звучат как  «страшилка» из давно минувших времен. Однако, все еще живы ветераны  разведывательных служб и память о их противостоянии в послевоенные годы.  Вместе с ними живет и интерес автомобильных коллекционеров к машинам,  на которых проворачивались настоящие шпионские операции. В СССР такие  машины (те кто о них знал) любя называли «догонялки».

http://www.fresher.ru/mary/12-2017/lyubopytnye-fakty-o-shpionskix-avtomobilyax-kgb/1.jpg
 
  1. Сколько всего было спецмашин в СССР?

http://www.fresher.ru/mary/12-2017/lyubopytnye-fakty-o-shpionskix-avtomobilyax-kgb/2.jpg

За весь советский период на ГАЗе по заказу КГБ было сделаны сотни  машин. Первой была «Победа» М20Г в 6-цилиндровой модификации, с  механической коробкой передач. Всего таких было выпущено 100 штук.  Второй была «Волга»-23, которых было выпущено 603 штуки для КГБ. После  этого была 24 и 25 модели с мотором от «чайки», а также их модификации.

2. Шпионский автомобиль выглядел, как обычная «Волга»?

http://www.fresher.ru/mary/12-2017/lyubopytnye-fakty-o-shpionskix-avtomobilyax-kgb/3.jpg

Советские шпионские автомобиль (как и шпионские авто других стран)  внешне были неотличимы от серийных гражданских машин. Однако начинка  таких автомобилей всегда значительно превосходила не только серийные  модели, но и некоторые опытные образцы. Так, например, «Победа» М20Г  была на 10 км\ч быстрее самого скоростного гражданского авто своего  времени. Более того, машины КГБ часто получали автоматическую коробку  передач. Кстати, даже в этом случае, рычаг автоматической коробки  передач внешне выглядел как самый обычный «гражданский».

3. Можно ли было распознать шпионскую «Волгу»?

http://www.fresher.ru/mary/12-2017/lyubopytnye-fakty-o-shpionskix-avtomobilyax-kgb/4.jpg

Сделать это мог только настоящий профессионал. Дело в том, что звук  двигателя машин КГБ все-таки отличался от звука двигателя серийных  моделей по очевидной причине: звучание 8 цилиндров отличается от 4 и 6.  Также, из-за более мощных двигателей такие машины нуждались в двух  выхлопных трубах. Конструкторы смогли «изящно» замаскировать их,  соединив на выходе в одну, однако заглянув под такую «Волгу» в ней  быстро узнавалась совсем не гражданская версия.

4. Разведчики гоняли на черных «Волгах»?

http://www.fresher.ru/mary/12-2017/lyubopytnye-fakty-o-shpionskix-avtomobilyax-kgb/5.jpg

Выражение «черный воронок» настолько плотно вошло в народное сознание  с самых темных советских времен, что вместе с ним укоренился миф, будто  бы все машины КГБ были черного цвета. Конечно, это не так. Красились  шпионские «Волги» в самые разные расцветки, даже под такси. Все для  того, чтобы сливаться в потоке автомобилей. Коллекционеры, к которым в  руки попадали специальные продукты ГАЗ, рассказывали, что находили на  «Волгах» по 5-10 слоев краски. Это указывает на то, что машину могли  перекрашивать, если она «засветилась».
Государственные, в том числе специальные «Волги» могли быть черного цвета, однако, как правило, это были кортежные автомобили.

5. Для чего нужны были специальные «Волги»?

http://www.fresher.ru/mary/12-2017/lyubopytnye-fakty-o-shpionskix-avtomobilyax-kgb/6.jpg

С самого начала КГБ позиционировало специальный автомобиль как  «машину наружного наблюдения». В первую очередь они были нужны для  слежки за гостями из других стран. Иномарки в Советском союзе были  редкостью, как правило, на них ездили журналисты и сотрудники  иностранных посольств. Для наблюдения за ними и создавались такие  машины. Больше всего сотрудников КГБ интересовали иномарки с индексом  Д004 – это были американские послы. К слову, на таких номерах обозначала  профессию владельца авто, а цифры – страну.

6. «Волга» КГБ была засекречена?

http://www.fresher.ru/mary/12-2017/lyubopytnye-fakty-o-shpionskix-avtomobilyax-kgb/7.jpg

Нет, ни одна машина, поставленная на вооружение КГБ, не была  засекречена. Вся техническая документация по улучшенным автомобилям была  свободная доступна и не являлась государственной тайной. Так что о  создании «заряженных» моделей все знали. Подвох был в том, что  засекречена от и до была абсолютно вся дополнительная начинка таких  машин, например, средства связи.

К слову, многие из этих аксессуаров не рассекречены КГБ и сегодня, а  потому данный вопрос представляет собой этакую область мифов, легенд и  писательских фантазий. Были ли у КГБ меняющиеся номера – сказать сложно,  но достоверное известно, что автомобиль мог включать фары по  отдельности.

7. А как «хоронили» шпионские машины?

http://www.fresher.ru/mary/12-2017/lyubopytnye-fakty-o-shpionskix-avtomobilyax-kgb/8.jpg

Рано или поздно любая «Волга» КГБ вырабатывала свой ресурс или  выходила из строя. В этом случае, с машины снималось все дополнительное  оборудование и улучшенные механизмы, например, более мощный двигатель  менялся на тот, что устанавливали на серийные авто. Так, ветеран  советской разведки маскировался в последний раз и уходил на пенсию,  попадая на вторичный рынок.