http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet/JH-7-1.jpg

Двухместный истребитель-бомбардировщик XAC JH-7 / XAC FB-7 до последнего времени являлся, пожалуй, наиболее засекреченным китайским боевым самолётом нового поколения, о чем свидетельствует тот факт, что на страницах авиационной печати не появилось ни одной фотографии реального XAC JH-7. В середине 1980-х годов в КБ шанхайской авиастроительной фирмы XAC (Xian Aircraft Company) началась разработка всепогодного истребителя-бомбардировщика XAC JH-7, призванного заменить основной ударный самолёт фронтовой авиации Китая - Q-5. Авиазавод ХАС - плод советско-китайской «Великой дружбы» - был основан в 1958 году. Ранее его основной продукцией являлись дальние бомбардировщики H-6 (Ту-16), а также транспортные и пассажирские самолеты Y-7 (китайская вариация на тему Ан-24 и Ан-26), поэтому задание на постройку фронтового ударного самолета выглядело для этого предприятия несколько необычным.

По своей сложности программа создания нового истребителя-бомбардировщика была беспрецедентной для китайской авиационной промышленности. Если раньше в КНР лишь совершенствовали конструкции, разработанные в СССР (даже такие самолеты, как Q-5 или J-8 в значительной степени являлись развитием истребителей МиГ-19 и МиГ-21), то теперь создавалась авиационная система оружия, не имеющая прототипов ни в Китае, ни за рубежом.

Истребитель-бомбардировщик XAC JH-7 относился к одному классу с такими самолетами, как Су-24, F-111 и «Торнадо». Программы создания этих машин в свое время были ключевыми для авиационной промышленности СССР, США, Великобритании, ФРГ и Италии. Следует отметить и тот факт, что на низковысотном всепогодном истребителе-бомбардировщике ранее «сломали зубы» французы и англичане, так и не сумевшие довести до серии такие самолеты, как «Мираж» и TSR-2. О том, сколько «попортили крови» советским и американским разработчикам Су-24 и F-111 также хорошо известно. Естественно, программа JH-7 требовала создания мощнейшей кооперации и поистине общенациональных усилий.

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet/JH-7-2.jpg

Новый самолет предназначался для нанесения высокоточных ударов по сильнозащищенным целям с применением как свободнопадающих бомб, так и управляемого ракетного оружия. Боевой полет должен был выполнятся на предельно малой высоте с использованием режима огибания рельефа местности. Кроме того, самолет был способен вести воздушный бой с использованием УР класса «воздух-воздух». Характер боевых задач определил состав экипажа - два человека и комплект бортового радиоэлектронного оборудования, которое должно было включать мощный радиолокационный комплекс, обеспечивающий применение оружия по малоразмерным наземным и морским целям, а также маловысотный полет в режиме следования рельефу местности.

Требуемых летных характеристик можно было достичь, лишь установив на самолете высокоэкономичные двухконтурные двигатели, снабженные форсажной камерой. Единственный имеющийся в Китае ТРДДФ Xian WS9 (лицензионный английский двигатель Роллс-Ройс «Спей» Мк.202) соответствовал уровню технологии 1960-х годов и уже не мог удовлетворить создателей нового истребителя-бомбардировщика. Специально для XAC JH-7 началась разработка первого «чисто китайского» ТРДДФ LM6 с довольно высокими характеристиками. Максимальная тяга нового двигателя должна была составить 7260 кгс на режиме «максимал» и 12 300 кгс на полном форсаже. Однако столь сложную задачу, как создание принципиально нового двигателя, в заданные сроки решить не удалось. Была предпринята попытка получить современные ТРДДФ в США, с которыми во второй половине 1980-х годов у Китая установились неплохие отношения. Вероятно, речь шла о приобретении ТРДДФ Пратт-Уитни F100 или Дженерал Электрик F110, устанавливавшихся на самолетах F-15 и F-16. Однако сделка не состоялась (американцы вообще весьма неохотно делятся своей технологией в области военного двигателестроения). В этих условиях было решено установить на опытные самолеты ТРДДФ WS9 в надежде, что к моменту завершения отработки XAC JH-7 «дозреют» и новые двигатели.

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet/JH-7-3.jpg

Впервые модель самолета XAC JH-7 (известного, также как XAC B-7) была публично продемонстрирована на международной авиационной выставке в Фарнборо в сентябре 1988 года. Собственно, на этом «гласность» в отношении программы и кончилась: дальнейшие сообщения о самолете XAC JH-7 носили отрывочный и «неофициальный» характер. Так, стало известно, что в конце 1988 года было построено два опытных самолета XAC JH-7, первый из которых поднялся в небо на рубеже 1988-1989 годов. Первоначально предполагалось, что серийная постройка новых истребителей-бомбардировщиков начнется уже в 1992-1993 гг., однако сроки реализации программы затягивались. Сообщалось о трудностях в создании БРЭО, новых двигателей, других систем и оборудования. В середине 1990-х годов заказчик - Народно-освободительная армия Китая - сделал малоутешительный вывод о том, что создать самолет, соответствующий требуемым характеристикам, в обозримом будущем вряд ли удастся. Кроме того, наладившееся сотрудничество с Россией, охотно поставляющей КНР наиболее современные образцы авиационной техники, сделало программу менее актуальной. Государственное финансирование работ по XAC JH-7 было прекращено.

http://www.dogswar.ru/images/stories/samolet/JH-7.jpg

Однако точка в истории этого самолета поставлена не была. В декабре 1996 года стало известно о том, что правительством Ирана рассматривается возможность закупки в Китае большой партии истребителей-бомбардировщиков FB-7 (экспортный вариант самолета XAC JH-7), а также истребителей F-7 на общую сумму 4,5 млрд долл. Сообщалось, что переговоры ведутся весьма успешно и подписание контракта возможно уже в середине 1997 года. Это событие может стать крупнейшим прорывом в экспорте китайского вооружения (вспомним, что сумма «контрактов века» на поставку КНР 48 самолетов Су-27 оценивается в 1,7 млрд долл., а 40 Су-30 Индии - в 1,8 млрд долл.). Самолет, предложенный ВВС Ирана, планировалось оснастить ТРДДФ WS9, выпускающимся в КНР в ограниченных колличествах.

Конструкция. Самолет XAC FB-7 выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным стреловидным крылом, имеющим двойной угол стреловидности (55° по 1/4 хорд в корне и 45° в концевой части). Экипаж, состоящий из двух человек, размещается по схеме «тандем». Силовая установка состоит из двух ТРДДФ WS9, 2 X 9200 кгс). Серийные истребители для китайских ВВС предполагалось оснастить перспективными ТРДДФ китайской разработки LM WS6 (2 х 12 300 кгс). БРЛС китайской разработки должна обеспечивать полет в режиме огибания рельефа местности. Вооружение включает 23-мм пушку (китайский вариант ГШ-23), установленную в носовой части самолета. Имеется четыре подкрыльевых узла внешней подвески. На концах крыла установлены АПу для ракет класса «воздух-воздух» малой дальности.

Летно-технические характеристики самолета XAC JH-7

РАЗМЕРЫ:
размах крыла, м 12,80
длина самолета, м 21,00
высота самолета, м 6,22
площадь крыла, м 52,30

МАССЫ И НАГРУЗКИ, кг.
максимальная взлетная 27 415
максимальная посадочная 21 130
максимальная боевая нагрузка 5000

ЛЕТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:
максимальное число М 1,6-1,7
крейсерское число М 0,80-0,85
практический потолок, м 15 500
длина разбега, м 920
длина пробега, м 1050
боевой радиус действия, км 900
перегоночная дальность (с ПТБ), км 3100