Противолодочный самолет Ту-142 предназначен для борьбы с подводными лодками всех типов над акваторией Мирового океана, создавая и контролируя в течение продолжительного времени противолодочные рубежи большой протяженности на удалении 5000 км от базового аэродрома. Создан на базе самолета Ту-95РЦ в 1963 г. Первый полет состоялся летом 1968 г., на вооружение авиации ВМС принят в 1972 г. От Ту-95 отличается новым крылом с интегральными топливными баками и сокращенным стрелково-пушечным вооружением. Ту-142 стал самым большим противолодочным самолетом в мире. Новая машина должна была дополнить базовый противолодочный самолет Ил-38. имеющий недостаточный радиус действия. В 1972 г. началась разработка, а 4 ноября 1975 г. состоялся первый полет модифицированного самолета.
Ту-142М — модификация Ту-142. Самолет оборудован системой автоматического флюгирования винтов, которые также могут создавать отрицательную тягу, что дает возможность сократить длину пробега и дистанцию прерванного взлета.
Ту-142МК — модификация Ту-142. Самолет имеет противолодочный комплекс «Коршун», который способен обнаруживать малошумные атомные подводные лодки, более точный навигационно-прицельный комплекс, автоматизированную систему радиосвязи, а также существенно модернизированную кабину экипажа.
Ту-142МЗ — модификация Ту-142. Самолет имеет модернизированное БРЭО.
Ту-142МЭ — экспортный вариант самолета противолодочной обороны.
Ту-142МР — предназначен для обеспечения связи с подводными лодками. Самолет оснащен буксируемой антенной большой протяженности, позволяющей поддерживать связь с подводными лодками в погруженном состоянии.
Ту-142М - представляет собой цельнометаллический моноплан со среднерасположенным стреловидным крылом. Хвостовое оперение однокилевое. с размещением стабилизатора в нижней части киля. Шасси трехопорное, с передним носовым колесом, которое убирается назад. Фюзеляж - круглого поперечного сечения с гладкой работающей обшивкой, набором шпангоутов и стрингеров. Технологические разъемы делят фюзеляж на следующие части: носовой фонарь Ф-1, передняя герметичная кабина, средняя часть, хвостовая часть и задняя гермокабина. Передняя гермокабина разделена полом на верхнюю и нижнюю части. В верхней части размещается экипаж и оборудование, в нижней — три технических отсека. Вход в кабину — через люк в полу над отсеком передней опоры шасси. Сверху гермокабины и по бортам на рабочих местах борттехника и обоих операторов расположены аварийные люки. Остекление фонарей штурмана и летчиков выполнено из органического стекла, лобовые стекла: одно штурмана и два летчиков — из триплекса с электрообогревом. Форточки на рабочих местах летчиков сдвижные. В носовой части самолёта установлена штанга системы дозаправки топливом в полете.
В средней части фюзеляжа Ту-142 расположены: технический отсек, центроплан крыла, технический отсек под центропланом, грузоотсек, контейнер топливного бака, два контейнера спасательных плотов — в верхней части технического отсека. Люки технических отсеков расположены снизу на фюзеляже и закрываются крышками. Грузовой отсек закрывается двумя парами створок. Технический отсек закрыт снизу радиопрозрачным обтекателем антенны РЛС. В хвостовой части фюзеляжа расположены: грузовой отсек, над ним технический отсек, далее технический отсек VIII. Грузовой отсек закрывается двумя створками. К хвостовой части фюзеляжа крепятся: хвостовое оперение, предохранительная опора шасси и задняя гермокабина с кормовой дистанционной установкой (КДУ), антенной прицельной РЛС «Криптон» и двумя блистерами.
Экипаж — 11 человек (два летчика, штурман корабля, второй штурман, штурман по боевому применению, два оператора радиогидроакустических подсистем, оператор бортовых средств связи, старший борттехник, а также командир огневой установки и стрелок в задней кабине).
Ту-142 первых серий был оснащен шасси с двенадцатиколесными тележками основных стоек, обеспечивающими эксплуатацию с грунтовых ВПП. На самолетах более позднего выпуска шасси унифицировано с бомбардировщиком Ту-95.
Самолет оснащен четырьмя турбовинтовыми двигателями НК-12МВ с тянущими соосными четырехлопастными винтами. Максимальная эквивалентная мощность двигателя у земли составляет 15000 л.с. Топливо размещается в крыле. Для предотвращения взрыва паров топлива в баках при их пробитии применяется система наддува нейтрального газа.
Бортовое оборудование обеспечивает автоматический и полуавтоматический полеты при решении навигационных и тактических задач, радиогидроакустический и магнитометрический поиск подводных лодок, длительное слежение за ними и их уничтожение. Оно включает следующие подсистемы: радиолокационную, радиогидроакустическую, бортовую вычислительную, отображения тактической обстановки, авиационный поисковый магнитометр, аппаратуру гидрологической разведки.
Самолет имеет переднюю и кормовую герметичные кабины и отсек отдыха, оборудованный спальными местами. В передней кабине размещено оборудование поисково-прицельной системы, радиооборудование, приборное оборудование, а также аппаратура управления и контроля всех систем самолета, в кормовой — пушечная установка, прицельная оптическая и радиолокационные станции.
Ту-142 оснащен ППС «Беркут», в состав которой входит мощная РЛС кругового обзора, установленная в обтекателе под фюзеляжем, датчик магнитных аномалий, большое количество сбрасываемых активных и пассивных гидроакустических буев, газовый анализатор. В целом противолодочная система «Беркут» (ее вариант для Ту-142 получил обозначение «Беркут-95») базировалась на лучших отечественных научно-технических достижениях начала 1960-х гг. Она обеспечивала: сброс буев и сбор информации от них, обнаружение целей под водой, определение их текущих координат и элементов движения, выработку прицельных данных для применения оружия. Кроме того, система решала чисто навигационные задачи при полёте в заданный район и во время поиска. Буи являлись основным средством обнаружения подлодок. С помощью гидроакустического канала звукового диапазона частот они получали информацию о подводной обстановке, а затем передавали зафиксированные шумы на самолет по радио.
«Беркут-95» работала с тремя типами буев: РГБ-1, РГБ-2 и РГБ-3, различавшимися массой, размерами и назначением. РГБ-1 был наиболее простым — пассивным (т.е. только принимал шумы) и ненаправленным (не мог определять направление на источник шума). Буи этого типа использовались для первичного поиска лодок, слежения за ними, а в некоторых случаях и в качестве точки прицеливания. На плаву в дежурном режиме РГБ-1 сохранял работоспособность в течение трех часов, а зафиксированный подводный шум мог передать на расстояние 40-50 км. Во время испытаний РГБ-1 на Черном море дальность обнаружения дизельной подлодки, имевшей ход 6-8 узлов (11,2-14,8 км/ч) при волнении моря 1-2 балла составила 1500-2000 м. В Баренцевом море дальность обнаружения оказалась в 1,5-2 раза больше. Буй РГБ-2 также был пассивным, но мог определять направление на источник шумов и передавать его на самолет. Поэтому РГБ-2 применялись для уточнения контакта, полученного с помощью РГБ-1.
После приводнения узконаправленная акустическая система буя начинала вращаться с частотой 8 оборотов в минуту. Дальность приема шумов подлодки была не меньше, чем у РГБ-1, продолжительность работы — 40-45 минут. Последний тип буя, входивший в состав «Беркута-95» — это пассивно-активный РГБ-3. Фактически это была автономная, очень сложная в сравнении с первыми двумя, сбрасываемая гидроакустическая станция, позволявшая определять точное местоположение цели. После приводнения буй начинал работать в режиме шумопеленго-вания, вращая чувствительный элемент. С помощью специального сигнала он мог быть переведен в режим излучения. Это особенно ценно в случаях, когда подлодка переходит на «малошумную» скорость и становится неслышима в пассивном режиме. Дальность обнаружения подводной цели в активном режиме составляла 2 км, в пассивном — до 1,5 км. Продолжительность работы в активном режиме — 5 минут.
Поступающие от буев сигналы предстояло прослушивать экипажу. Какого-либо устройства, помогающего человеку в этой ответственной операции, в структуре «Беркута» предусмотрено не было, и принятие решения об обнаружении зависело от опытности экипажа и его способности распознать в щумах моря характерные составляющие, принадлежащие подлодкам. Информация от РГБ-3, если он переводился в активный режим, представлялась в виде круговой развертки на индикаторе, подобно тому, как это обычно делалось на экранах РЛС ПВО. Цель точно так же обозначалась яркой отметкой, по положению которой можно было определить ее азимут и удаление.
Для передачи кодированных сигналов буям в системе «Беркут» служил подфюзеляжный радиолокатор, он же мог использоваться для обнаружения надводных целей и подлодок под перископом. Еще одним средством ведения поиска являлась бортовая аппаратура «Гагара», которая должна была регистрировать тепловое излучение кильватерного следа погруженной подлодки. После определения места нахождения подлодки и параметров ее движения открывалась возможность нанесения по ней удара. Для этого предназначались противолодочные торпеды АТ-1, АТ-Ш, АТ-2, АТ-2М, ракеты АПР-1, а также глубинные бомбы в обычном и ядерном снаряжении.
АТ-1 — это самонаводящаяся акустическая торпеда, предназначенная для поражения лодок на глубинах до 200 м, имеющих ход до 28 узлов. Поскольку производство АТ-1 прекратили в 1970 г, основным оружием Ту-142 стали торпеды АТ-2 и АТ-2М. Особенность АТ-2 — после приводнения она начинает поиск цели по левой спирали на скорости 23 узла с угловой скоростью 10-11 градусов в секунду. Система самонаведения торпеды работает циклично в активно-пассивном режиме. Если цель обнаруживается, цикличность прерывается. Если уровень принятого от цели в пассивном режиме сигнала превьюил уровень отраженного активного сигнала, то дальнейшее наведение торпеды производится пассивным каналом. Если же отраженный от цели сигнал превысил ее собственные шумы, то аппаратура переходит на активный режим наведения. В процессе сближения с целью скорость торпеды увеличивается до 40 узлов. Если на этом этапе цель по каким-то причинам будет потеряна, то торпеда переходит к повторному поиску. Гидродинамический взрыватель подрывает ее, если глубина оказалась по каким-то причинам менее 18-12 м. Впоследствии торпеда АТ-2 подверглась модернизации и получила название АТ-2М. Глубина ее применения возросла до 400 м, а дальность хода — до 7000 м.
В 1971 г на вооружение поступила авиационная противолодочная ракета АПР-1. С небольшим интервалом с самолёта можно было запустить три ракеты: одна после приводнения переходила на левую циркуляцию, вторая — на правую, а третья следовала прямо. В режиме поиска ракеты шли со скоростью 20 узлов. При обнаружении цели тяга двигателя ракеты увеличивалась, через 6-7 с скорость достигала 60 узлов, и она осуществляла бросок на дистанцию 1000-1200 м. Глубина применения АПР-1 — до 400 м.
В 1981 г на вооружение была принята авиационная противолодочная ракета АПР-2 «Орлан». После приводнения она двигалась с выключенным двигателем по спирали с угловой скоростью 20 градусов в секунду. В случае получения сигнала от цели включалась в работу двигательная установка. Если цель не была обнаружена, то двигатель также запускался, и начинался поиск на циркуляции в горизонтальной плоскости. Глубина применения — 600 м.
В целом система «Беркут-95» и бортовое вооружение обеспечивали решение противолодочных задач в следующих условиях: высота полета — до 2000 м, скорость — 350-700 км/ч, состояние моря — до 4 баллов, скорость подводной цели — до 35 узлов, глубина — до 600 м.
Самолеты Ту-142 всех модификаций оборудованы системой дозаправки в полете. Для покидания самолета в воздухе используется транспортер с подвижной лентой.
Системы аварийного спасения экипажа. Для покидания самолёта в случае его аварийной посадки на воду предусмотрены аварийные люки в передней и задней гермокабинах. Сверху фюзеляжа за передней кабиной расположены контейнеры с двумя надувными спасательными плотами ПСН-6А, а около задней кабины — контейнер с надувной спасательной лодкой ЛАС-5М-3. В воздухе экипаж из передней кабины, используя подвижный пол, покидает самолет через входной люк и нишу носовой опоры шасси, которая предварительно выпускается сжатым воздухом. Три гидроаккумулятора обеспечивают работу гидромотора пола в течение 100 с при отказе электросистемы и остановке всех двигателей. Заднюю кабину экипаж покидает в воздухе через входной люк.
Вооружение самолёта Ту-142 состоит из минно-торпедного, бомбардировочного, оборонительного и специального. Агрегаты вооружения подразделяются на группы: подвески (балочные и кассетные держатели), прицеливания и управления сбрасыванием (прицел НКПБ-7, электрический сбрасыватель ЭСБР-70, прибор вариантов сброса, блок установки глубины и др.), управления взрывателями; агрегаты подъема (бомбовые лебедки, балки кассетных держателей) и вспомогательное оборудование. Для поражения подлодок могут применяться противолодочные торпеды АТ-1, АТ-1М, АТ-2, АТ-2М, авиационные ракеты АПР-1, а также глубинные бомбы, в т.ч. атомная 5Ф48 «Скальп».
Оборонительное вооружение состоит из кормовой пушечной установки ДК-12 с двумя пушками АМ-23 (скорострельность — 1250-1350 выстрелов в минуту, начальная скорость снаряда — 680 м/с) и боезапасом 1000 выстрелов, оптического прицела ПС-153К и радиолокационного прицела ПРС-4 «Криптон». Для предупреждения об облучении и противодействия РЛС противника и головкам самонаведения ракет на самолёте установлены станция предупреждения СПО-10 и станция постановки помех СПС-100 «Резеда-А».
Ту-142 различных модификаций широко используются морской авиацией России. В середине 80-х годов 8 самолетов Ту-142М приобрели ВМС Индии.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Экипаж, чел. 10
Скорость, км/ч:
максимальная на высоте около 10 км 855
крейсерская 740
Практический потолок, м 10600
Дальность, км:
перегоночная 12000
действия 5000
Масса, кг:
максимальная взлежая 182000
пустого самолета 91800
Максимальная боевая нагрузка, кг 17000
Длина разбега на сухой ВПП. м 2540
Габариты самолета, м
размах крыла 50,04
длина 53,07
высота 13,60
Двигатель: ТВД НК-12МВ, кгс 4 по 15000