http://www.dogswar.ru/images/stories/exp4/X-20-Dyna-Soar-09.jpg

Поскольку работы по программе Dyna-Soar велись в режиме высокой секретности и пресса допускалась к их результатам только тогда, когда разработчики проходили очередной этап, даже сегодня, когда рассекречена значительная часть технической документации по проекту, определить статус системы трудно. По-видимому, он менялся в зависимости от политической конъюнктуры. Сама трехэтапная программа подразумевала фактически создание двух аппаратов, связанных общими чертами, но по существу стоящих на разных ступенях строгой иерархической лестницы американских систем вооружения. По замыслу разработчиков, Dyna-Soar должен был стать «средством для испытания совершенно новой концепции с последующим применением результатов испытаний в жизнь». Поэтому некоторые историки относят его к уникальному типу X/Y.

Напомним, что «X» в американской классификации означает, что аппарат относится к исследовательским, то есть он один из тех, чьи системы предназначены для сбора информации и данных о среде, в которой впоследствии будет эксплуатироваться транспортное средство, и о воздействии этой среды на аппарат и экипаж. «Y» означает, что аппарат является прототипом (опытным образцом) системы, которая уже одобрена в окончательной конфигурации и представляется для постановки на вооружение. Неопределенность в классификации некоторое время помогала «проталкивать» программу Dyna-Soar и получить разрешение на изготовление материальной части. Однако в ноябре 1961 г. она была окончательно отнесена к исследовательским программам, а в январе 1962 г. вновь образованное Командование систем ВВС запретило дальнейшие проработки по третьему - боевому - этапу Dyna-Soar Исследования по этапам IIA и IIB были завершены к 30 июня 1962 г.

Описанная выше конфигурация планера взята из эскизного проекта, состояние которого к началу 1963 г. оценивалось так:
1. Рабочая документация была выпущена примерно на 25%, шло изготовление отдельных элементов системы.
2. Более чем на 75% была завершена программа необходимых НИОКР.
3. Были подготовлены и выпущены спецификации для закупки подсистем у 73 субподрядчиков.
Работы по всем направлениям проекта шли поступательно. Предполагалось, что вся основная документация будет выдана подрядчикам к середине 1963 г. Через полгода-год после этого можно было начинать сбросы космоплана с самолета-носителя В-52 для испытаний на планирование на авиабазе Эдвардс.

Поскольку к тому моменту все внимание разработчиков было сосредоточено на огнеупорных и жаропрочных материалах, а также на возможности выполнения аппаратом при спуске с орбиты бокового маневра по дальности, о длительных полетах космоплана речь не шла. Трехвитковую миссию предполагалось выполнить только во время двенадцатого запуска, а более длительные полеты требовали значительных модификаций аппарата. Их намечалось провести после выполнения основной программы ЛКИ. К описываемому времени уже началось изготовление первого летного образца космоплана, выкатка которого стояла в планах на 1964 г., и продолжалась модификация самолета-носителя В-52 для выполнения бросковых испытаний. Высокая стоимость программы, заявленной как исследовательская, делала ее весьма уязвимой для критики. Многим представлялось, что миллиард долларов, потраченный на получение информации о новых термостойких материалах и возможности маневрирования при возвращении в атмосферу, - слишком дорогое удовольствие. Кроме того, у Dyna-Soar появились конкуренты.

1 апреля 1961 г. в составе Командования систем ВВС США появилась Дивизия космических систем (Space Systems Division, SSD), a уже 19 мая она анонсировала собственную программу спутника-инспектора SAINT (сокращение от Satellite Inspector, буквально «святой»). Этот «Святой» был задуман как система, способная идентифицировать и уничтожать спутники на околоземной орбите. Сначала в программе SAINT выделялись два этапа - беспилотный SAINT I и пилотируемый SAINT II. Однако уже вскоре, в середине 1961 г., от первого из них отказались. Предложения по программе SAINT II включали пилотируемый двухместный аппарат, способный сближаться с целью на орбите, а также выполнять ограниченные задачи снабжения в космосе. SAINT II строился по концепции «несущий корпус», и некоторое аэродинамическое качество давало ему возможность заходить на посадку в заранее определенном месте.

SAINT II предполагалось запускать на РН Titan II с новой верхней ступенью, названной Chariot («Колесница») и работавшей на высокоэнергетической топливной паре «жидкий фтор - гидразин». По проекту аппарат мог достигать как низких, так и высоких околоземных орбит. Первый орбитальный запуск в автоматическом режиме планировалось выполнить в начале 1964 т. и в том же году перейти к 12 пилотируемым полетам. Представители SSD выдвинули целый ряд причин, по которым разрабатываемый под эгидой Дивизии авиационных систем ASD космоплан Dyna-Soar не мог выполнять миссии, на которые был нацелен SAINT II. Главными из них считались ограничения по массе ПГ и неспособность выходить на высокие околоземные орбиты. Считалось, что из-за температурных ограничений на материалы скорость входа космоплана в атмосферу увеличить не удастся, а переход к абляционной теплозащите исключался.

Оценочная стоимость программы SAINT II (413,8 млн $ в 1962-1965 ф.г.) заставляла рассматривать ее в качестве серьезного соперника Dyna-Soar в борьбе за финансирование. Немаловажную роль играло и то, что свою долю от «военного пирога» должны были получить и атомные подводные лодки с перспективными баллистическими ракетами Polaris, и межконтинентальные «Минитмены», и новые авианосцы с небезызвестными «Фантомами», и многие-многие другие «понятные и проверенные в бою» системы вооружений, за которыми маячили мощные лоббирующие группировки военно-промышленного комплекса. ВВС и NASA надеялись в результате испытаний Dyna-Soar получить большую практическую пользу. Помимо того что космоплан должен был помочь ВВС определить возможность использования космического пространства в военных целях, он также способствовал бы осуществлению программы полетов человека в космос, предоставляя пилоту-оператору возможность испытать различные военные космические системы в реальных условиях и выявить возможности управления ими.

Однако перед военным руководством США неизменно вставал вопрос: какие практические преимущества будет иметь космоплан перед другими системами после окончания летно-конструкторской отработки? В своем меморандуме президенту Кеннеди от 7 октября 1961 г. министр обороны Роберт МакНамара (Robert S. McNamara) писал: «В данных условиях мне представляется необходимым уменьшить усилия по подготовке программы к моменту, когда возникнет необходимость в этой системе. Гораздо лучше будет не настаивать на разработке полномасштабной системы, а переориентировать проект на решение таких сложных технических проблем, как запуск на орбиту пилотируемых аппаратов с высоким аэродинамическим качеством и их возвращение в заранее намеченное место»...

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp4/X-20-Dyna-Soar-10.jpg

Так и получилось: сложные технические проблемы, вставшие перед разработчиками, а также успешные полеты первых космических кораблей капсульного типа вынудили снизить статус проекта с рабочего до экспериментального. Отражением этой новой реальности стала головокружительная история принятия военного бюджета США на 1962 ф.г. Конгресс одобрил дополнительные ассигнования - 514,5 млн $ на строительство новых дальних бомбардировщиков, 180 млн $ на программу экспериментального бомбардировщика XB-70 «Валькирия» и 85,8 млн $ на проект Dyna-Soar. Однако 27 октября 1961 г. МакНамара объявил, что для ускоренного наращивания военных сил, проводимого объадминистрацией президента Джона Кеннеди, дополнительные средства на национальную оборону свыше суммы, запрошенной весной у Конгресса, - не нужны! Тогда же, в октябре 1961 г, комиссия ВВС жестко раскритиковала программу SAINT II, настаивая на том, что заложенное в нее число ЛКИ при запрашиваемом ограниченном уровне финансирования нереалистично. Отчет, в котором содержались эти заключения, стал причиной закрытия программы, а ВВС запретили использовать само обозначение SAINT!

Итак, в конце 1961 г. ВВС лишились 85,5 млн $ на программу Dyna-Soar, которые, казалось, были уже в кармане у «Боинга». Для сохранения программы фирма была вынуждена продолжить разработку на собственные средства и предложила отказаться от суборбитальных испытаний. 26 декабря это предложение было принято заказчиком, подтвердив шаткий статус программы. Началась лихорадочная деятельность по выбору носителя для орбитальных полетов. Предлагались варианты МБР Titan II с разными ускорителями и верхними ступенями, в том числе со ступенью S-4 от носителя Saturn I и с использованием новых ЖРД на высокоэнергетическом (в том числе фтороводородном) топливе. Предлагалась и новая четырехступенчатая РН с твердотопливными двигателями на всех ступенях. На крайний случай в качестве возможной альтернативы предлагалось масштабировать космоплан, уменьшив вдвое площадь крыла. Это позволяло подогнать аппарат под имеющиеся РН, однако увеличивало риски.

Какое-то время казалось, что последует «пересадка» Dyna-Soar на разрабатываемую NASA РН Saturn I: она имела большую грузоподъемность и уже начинала летать. Однако в феврале 1962 г. основным носителем космоплана наконец утвердили Titan IIIC - под тем предлогом, что при запуске с помощью РН Saturn I на конструкцию Dyna-Soar воздействуют неприемлемо большие динамические нагрузки. 23 февраля 1962 г. Роберт МакНамара одобрил очередную реструктуризацию программы Dyna-Soar и подтвердил ее исследовательский статус с задачей показать возможность выполнения пилотируемым орбитальным планером маневрирования при входе в атмосферу и точной посадки на ВПП в заданном месте Земли. 19 июня 1962 г. космоплан получил шифр X-20 (название Dyna-Soar также считалось официальным).

К этому времени стало очевидно, что отсутствие решения о финансировании разработки РН Titan IIIC становится главным тормозом программы. Лишь 20 августа 1962 г. Министерство обороны США обнародовало планы ее создания, а 15 октября, когда Конгресс одобрил выделение средств на ракету, ВВС директивой № 9 санкционировали проведение НИОКР. Одновременно был выпущен пересмотренный план летных испытаний Dyna-Soar, предусматривающий поставку первого летного экземпляра в октябре 1964 г., бросковые испытания в период с января по октябрь 1965 г., два беспилотных орбитальных полета в ноябре 1965 и феврале 1966 г. и первый пилотируемый полет в июне 1966 г.

Первый публичный показ макета космоплана состоялся на съезде Ассоциации ВВС в сентябре 1962 г в Лас-Вегасе. Одновременно командующий Командованием систем генерал Бернард Шривер, ответственный за реализацию программы Dyna-Soar, и министр ВВС Юджин Зукерт представили прессе шестерых астронавтов - Милтона Томпсона, майоров Расселла Роджерса, Генри Гордона и Джеймса Вуда, капитанов Уилльяма Найта и Альберта Круза. Состояние программы беспокоило Роберта МакНамару, хотя пока и не очень сильно. Даже после завершения эскизного проекта и выпуска основных чертежей аппарата министр обороны, прославившийся внедрением в военные программы критерия «эффективность - стоимость», требовал продолжать изучение целей X-20 и вплоть до августа 1962 т. не подписывал приказ о реализации проекта.

Тем временем разработка и полеты технически гораздо менее амбициозных «космических капсул» Mercury продемонстрировали способность с существенно меньшими издержками и гораздо быстрее обеспечить решение важнейших военно-политических задач, которые можно было квалифицировать как «космические вызовы времени». NASA взялось за создание двухместного корабля Gemini, и 18 января 1963 г. МакНамара приказал провести сравнительные исследования проектов X-20 и Gemini, чтобы определить наиболее рациональный путь приобретения военного потенциала. Более того, 21 января Минобороны подписало с NASA соглашение, предусматривающее возможность полета на Gemini экипажей ВВС. Начальник штаба ВВС генерал Кёртис ЛеМей настаивал на том, что участие военных в программе Gemini ограничится приобретением опыта пилотируемых космических полетов и будет лишь дополнением к программе Dyna-Soar. МакНамара, однако, не был уверен в способности ВВС четко сформулировать потребность в военных пилотируемых орбитальных полетах вообще.

http://www.dogswar.ru/images/stories/exp4/X-20-Dyna-Soar-11.jpg

В принципе военное присутствие в космосе могло быть реализовано быстрее и намного дешевле при участии в проекте NASA Gemini. Весьма скромная, при затратах всего в 16,1 млн $, модификация гражданского корабля, позволяла испытать военные подсистемы во время длительного (до 14 суток!) полета. Кроме того, Gemini мог маневрировать на орбите и был значительно легче X-20, и для его запуска применялся меньший и гораздо более дешевый носитель Titan II. В случае же использования РН Titan IIIC корабль Gemini выигрывал у конкурента по массе полезного груза. В то же время космоплану Dyna-Soar были свойственны такие преимущества, как маневренность во время входа в атмосферу, которая позволяла ему быстрее вернуться на базу, а также менять посадочные площадки уже после входа в атмосферу в случае необходимости. Кроме того, он мог возвращать на Землю значительное количество оборудования, которое проходило испытание в космосе, а в перспективе выполнять разнообразные - действительно военные - задания, в то время как полеты Gemini всегда были бы ограничены лишь испытаниями подсистем.

ВВС продолжали доказывать, что им нужно дать возможность осуществить обе программы. Однако когда заместитель министра обороны Гарольд Браун (Harold Brown) рекомендовал создать постоянно действушую пилотируемую военную космическую станцию, обслуживаемую модифицированными капсулами Gemini, программе Dyna-Soar был нанесен смертельный удар. Невзирая на споры о необходимости Dyna-Soar и на торг вокруг сумм ежегодного финансирования, 26 марта 1963 г. Boeing получил дополнительный контракт на 358,1 млн $ на продолжение разработки, производства и летных испытаний космоплана. Контракт включал переделку бомбардировщика В-52С (серийный номер 53-0399) для бросковых испытаний, а также позволял провести доработку стартового комплекса LC-40 на Станции ВВС «Мыс Канаверал» для запусков РН Titan IIIC с планером Dyna-Soar. Эти работы не были завершены.

Весь 1963 год не утихали споры о том, насколько Министерству обороны необходим Dyna-Soar? Было очевидно, что снижение поддержки со стороны руководства военного ведомства может привести к отмене программы. Чтобы сохранить ее, необходимо было срочно определить весь спектр перспективных задач, которые могли решаться только с использованием космоплана. Иными словами, перед разработчиками и лоббистами программы из ВВС вновь встала проблема обоснования целей и задач проекта. Дополнительная военная программа, предложенная в мае 1963 г. специальной комиссией ВВС, включала четыре испытательных полета космоплана в варианте X-20A, шесть для испытания разведывательной аппаратуры и два «зачетных» для демонстрации готовности к спутниковой разведке. На это требовалось 206 млн $ сверх основных издержек в рамках программы Dyna-Soar. Второй вариант предусматривал испытания и демонстрацию инспекции спутников и был еще дороже - 228 млн $.

Был также исследован проект X-20B для противоспутниковых операций, для чего требовалось облегчить изделие на 700 фунтов и включить в график два дополнительных демонстрационных полета (227 млн $). В отчете отмечалось, что на эксплуатацию Dyna-Soar в противоспутниковом варианте (50 полетов до 1972 г. включительно) потребуется еще 1229 млн $. В ноябре 1963 г. был предложен высокоорбитальный аппарат-инспектор X-20X, способный совершать полет продолжительностью до 14 суток с экипажем из двух человек и инспектировать спутники на высотах до 1850 км. Он мог совершить первый полет в сентябре 1967 г. при наличии дополнительного финансирования в размере от 324 до 364 млн $. Dyna-Soar мог применяться для выполнения разведки в широком диапазоне частот электромагнитного спектра (от оптической до радиолокационной и радиоразведки), инспекции вражеских КА, а также для снабжения космических станций и доставки экипажей. Однако решение любой из этих задач требовало внести изменения в проект системы (планера и/или носителя), а значит, снова нужны были деньги, деньги, деньги...

10 декабря 1963 т. терпение МакНамары лопнуло, и он принял решение закрыть программу Dyna-Soar. Часть ее задач предстояло решить в ходе летных испытаний масштабных моделей NASA по программе ASSET. Остаток средств программы был передан на проект Пилотируемой орбитальной лаборатории MOL (Manned Orbiting Laboratory), который начал разрабатываться в ВВС...

Работа над изготовлением прототипа Dyna-Soar была остановлена. Уже готовые элементы конструкции частью были пущены под пресс, частью отправлены на свалку. В связи с закрытием проекта фирма Boeing объявила об увольнении 5000 человек. Из пилотов программы X-20, которые к этому времени «налетали» на тренажерах космоплана более 8000 часов, Альберт Круз был впоследствии прикомандирован к астронавтам MOL. В 1969 г., после отмены программы MOL, он перешел в NASA на должность, не связанную непосредственно с полетами. После отмены программы X-20 летчик-испытатель Милтон Томпсон участвовал в пилотируемых полетах ракетоплана X-15 и аппарата с несущим корпусом M2-F2. Только один из шести астронавтов программы X-20 действительно слетал в космос. Это был капитан Уильям Найт, который в 1967 г. установил на самолете X-15 рекорд скорости (М=6,72). Другие - майор Генри Гордон, майор Джеймс Вудс и майор Расселл Роджерс в результате вернулись к своей обычной работе в ВВС. К несчастью, Роджерс погиб 13 сентября 1967 г. во время взрыва самолета F-105 вблизи Окинавы.

Работы по созданию элементов пилотируемого космоплана были продолжены ВВС США по программам ASSET, PRIME (X-23A) и X-24. От проекта, на который было потрачено 410 млн $, остался только единственный построенный макет. Различные готовые блоки некоторое время хранились на фирмах-изготовителях, но вскоре были «утилизированы». Утешением мог служить носитель Titan III, доставшийся американской космонавтике в наследство от Dyna-Soar. Прямой потомок ракеты - тяжелый Titan IV - использовался до 2005 г...

Основными причинами закрытия программы были:
- нечеткость целевого назначения;
- чрезмерные затраты времени и финансовых ресурсов на разработку, без гарантии успешного завершения проекта;
- отсутствие ярко выраженных преимуществ перед космическими кораблями капсульного типа, за исключением более высокой маневренности при спуске в атмосфере и меньших затрат на поисково-спасательные операции.

Казалось бы, бесславный конец. Но это не так. Цифра в 410 млн $ по нынешним временам, конечно, представляется мизерной. Однако если пересчитать ее на нынешний курс, то мы получим сумму, эквивалентную двум, а то и четырем млрд $! И одно это говорит о грандиозности программы. Глядя на «Динозавра» с высоты сегодняшнего знания о технических проблемах создания воздушно-космических аппаратов, можно только удивляться беспредельной смелости инженеров, взявшихся (еще до полетов Юрия Гагарина и Джона Гленна!) за решение этой задачи. Вероятно, они были обречены на неудачу, даже если бы Роберт МакНамара не закрыл программу.

Нечасто, но и нередко от людей, даже близких к инженерному делу, приходится выслушивать в подобных случаях незамысловатую сентенцию: «Они опередили свое время! Надо было подождать немного, пока технический уровень подрастет!» Но если задуматься, глупость таких рассуждений очевидна. Технический уровень - не сорняк, сам по себе не произрастает Его рост есть результат целенаправленной деятельности ученых и инженеров из разных областей человеческого знания. Если бы не Dyna-Soar, то не было бы и шаттла. Инженеры, создававшие X-20, были самыми настоящими первопроходцами, первыми встретившими все «прелести» гиперзвукового полета в атмосфере. И поэтому X-20, этот небольшой и неказистый космический планер, чем-то действительно похожий на птеродактиля, навсегда останется в истории авиационно-космической техники.