http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay/ural-6370-01.jpg

С целью выработки тактико-технических требований (ТТТ) к семейству новых унифицированных автомобильных шасси, которые в ближайшей и средней перспективе смогли бы стать основой современной отечественной ВАТ, специалистами Главного автобронетанкового управления Министерства обороны РФ (ГАБТУ МО РФ), научно-исследовательских организации совместно с инженерами ведущих автомобильных предприятий России в начале второй декады XXI столетия был проведен тщательный анализ номенклатуры и конструкции современных и перспективных образцов автомобильной техники военного назначения, как отечественных, так и ведущих зарубежных стран. В результате Министерство обороны разработало и осенью 2012 г, утвердило ТТТ к новому семейству унифицированных автомобильных шасси грузоподъемностью 18,0-40,0 т и седельных тягачей на их базе,

При выработке требований было определено, что в состав будущего семейства войдут автомобили с колесными формулами 6x6.1, 8x8.1, 10x10.1, а также предусматривалось расширение семейства путем создания автомобильного шасси с колесной формулой 12x12.1. Особое внимание обратили на требования разработчиков ВВСТ, которые используют ВАТ для монтажа вооружения военной и специальной техники. Основным отличием унифицированных автомобильных шасси от применяемых в настоящее время образцов ВАТ является повышение свойств проходимости, грузоподъемности и защищенности. В частности, требованиями предусматривается повышение средней скорости передвижения автомобилей по пересеченной местности с 35 км/ч до 45-50 км/ч. А для этого необходимо решить целый ряд задач в сфере разработки новых мощных и экономичных силовых установок, силовых передач, подвесок и т. д.

Грузоподъемность машин нового семейства должна обеспечить транспортировку грузов в диапазоне от 18 до 33 т, а в ближайшей перспективе и до 40 т. Реализация этих требований потребует, в свою очередь, увеличить нагрузки на оси, для чего нужно разрабатывать новые рамы, подвески, шины, редукторы и т.д. Защита в конструкции нового семейства ВАТ должна быть предусмотрена как противоминная (от подрыва на минах и взрывных устройствах), так и баллистическая (от пуль основных видов стрелкового оружия и осколков снарядов). При этом требования по защищенности распространяются практически на все типы ВАТ: для перевозки личного состава, монтажа вооружения, военной и специальной техники, для транспортировки имущества. Уровень защиты (баллистической и противоминной) может меняться в зависимости от требований заказчика, но не должен быть ниже установленного.

Для создания унифицированного семейства автомобильных шасси с требуемыми тактико-техническими характеристиками в рамках частно-государственного партнерства было выбрано ОАО «Автомобильный завод «Урал» - одно из ведущих отечественных предприятий автомобильной отрасли. В конце 2012 г руководство ГАБТУ МО РФ обратилось на Уральский автозавод с предложением в инициативном порядке (за счет собственных средств предприятия) осуществить разработку унифицированных автомобильных шасси нового семейства. Выбор автомобильного завода в г. Миассе не был случайным. Предприятие имело необходимые конструкторско-технологический и производственный заделы, на нем к тому времени уже было освоено серийное производство коммерческих автомобилей повышенной грузоподъемности колесной формулой 6x6, по своим техническим характеристикам наиболее близких к перспективной ВАТ. На заводе также развертывалось производство нового семейства защищенных автомобилей «Тайфун-У».

Несмотря на то, что предстояла сложнейшая работа - выполнение и согласование технического проекта, подготовка конструкторской документации для изготовления опытных образцов и изготовление двух опытных образцов для проведения предварительных и государственных испытаний, на все отводилось не более года. Совместное решение Министерства обороны и автозавода подписали в апреле 2014 г. Конструкторы, инженеры, руководители подразделений и рабочие приложили максимум усилий, чтобы уложиться в сроки и сделать первую машину нового семейства. В июне 2015 г. на Международном форуме «Армия-2015» впервые был представлен первый опытный образец нового семейства унифицированных автомобильных шасси Урал-6370 «Торнадо-У» 6x6.1 с каркасно-панельной кабиной. Забегая вперед, отмечу командующие видами ВС РФ и родами войск увидели в этой машине базовое шасси под монтаж своих образцов вооружения. Согласитесь, такое бывает нечасто.

Унифицированное автомобильное шасси Урал-6370 «Торнадо-У» 6x6.1 с каркасно-панельной кабиной предназначено для транспортировки и монтажа вооружения, военной и специальной техники, буксирования специальных и транспортных прицепов по всем видам дорог и местности. Формулировка назначения «Торнадо-У» как две капли воды похожа на предназначения сотен других армейских автомобилей, но именно здесь и заканчивается сходство с предшествующими моделями ВАТ. Урал-6370 «Торнадо-У» превосходит всех своих предшественников по показателям подвижности, впрочем, они соответствуют тем, что были определены в ТТТ. Максимальная скорость движения по шоссе у Урала-6370 составляет 100 км/ч, что на 20 км/ч выше, чем у «классического» Урала-4320. По бездорожью новый автомобиль способен передвигаться в требуемых пределах - 45-50 км/ч, При этом опорная проходимость новой машины осталась на уровне всех прежних легендарных «Уралов».

http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay/ural-6370-02.jpg

Такие высокие показатели обеспечены установкой в машину нового отечественного рядного 6-цилиндрового турбодизеля ЯМЗ-652, развивающего мощность 323 кВт (440 Л.С.), в комплексе с новой прочной несущей рамой, механической коробкой передач, двухступенчатой раздаточной коробкой с межосевым блокируемым дифференциалом, ведущими мостами с центральным и колесным редукторами, блокировкой межколесных дифференциалов и с межосевой блокировкой на среднем мосту. Несущая рама обеспечивает надежную работу всех узлов и агрегатов, смонтированных на ней при угле ее закручивания до 15'. Другими словами, она берет на себя все деформации, возникающие при движении по пересеченной местности. Двигатель оснащен устройством сохранения его работоспособности в ходе преодоления водных преград при полном погружении в воду в течение 15 мин. Конструктивное исполнение системы выпуска отработавших газов в воду исключает возможность ее попадания в цилиндры двигателя даже при его остановке. Топливный бак емкостью 420 л обеспечивает машине запас хода по шоссе не менее 1000 км.

Несущая рама в комплексе с новой рессорной подвеской, мостами и шинами Бел-95 16.00 R20 с рисунком повышенной проходимости позволили повысить грузоподъемность машины с колесной формулой 6x6.1 до 18 т. При этом машина может еще буксировать прицеп общей массой до 12 тонн. Впрочем, конструкторы и водители-испытатели уверены, что реальная грузоподъемность «Торнадо-У» не менее 20 т. Это скоро выяснится, поскольку машина уже находится на предварительных испытаниях. Кстати, по шине «Торнадо-У» унифицирован с новейшей колесной бронированной платформой «Бумеранг». Унифицированное автомобильное шасси Урал-6370 «Торнадо-У» оснащается трехместной кабиной каркасно-панельной конструкции капотной компоновки, оборудованной системами вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха. В перспективе все машины новых семейств ВАТ будут выпускаться либо с каркасно-панельными кабинами, либо с бронированными кабинами. Особенностью каркасно-панельных кабин является то, что в их конструкции изначально закладывается возможность установки средств защиты различного уровня в полевых условиях. Конструкция бронированных кабин предусматривает также установку на них вооружения.

Как и большинство разрабатываемых современных образцов ВАТ, Урал-6370 «Торнадо-У» оснащен бортовой системой контроля автомобиля со стандартным интерфейсом сопряжения с внешними средствами диагностирования и имеет согласованный протокол обмена данными. Функции бортовой системы контроля обеспечиваются аппаратурой бортовой информационно-управляющей системы (БИУС) и локальными электронными системами управления агрегатами и узлами автомобиля. БИУС разработана на основе модульных компонентов, позволяющих модернизировать их на всем жизненном цикле. БИУС осуществляет объединение информационной, электронной и электрической систем автомобиля в единую информационно-управляющую систему на основе распределенного бортового вычислительного комплекса (БВК), блоков управления (контроллеров) узлами и агрегатами и программного обеспечения. Также выполнено сопряжение БИУС со спутниковой навигационной аппаратурой системы ГЛОНАСС. При этом предусмотрен режим принудительного отключения электронных систем водителем в случаях их отказа с сохранением подвижности автомобиля. Электронные блоки БИУС имеют возможность обновления программного обеспечения.

Особо необходимо остановиться на эргономике кабины Урала-6370 «Торнадо-У». Каркасно-панельная кабина этой машины заметно отличается от традиционных «ураловских» кабин более комфортными условиями работы водителя, большими размерами, удобными сиденьями, выполненными на пневмоподвесах. Все это снижает утомляемость водителей при совершении длительных маршей, повышает безопасность. «Торнадо-У» сохранил традиционные для машин данной марки высокие эксплуатационные показатели и показатели эксплуатационной надежности. Урал-6370 может эксплуатироваться с максимальной нагрузкой на двигатель без ограничения времени функционирования, при движении по всем видам дорог и местности различного состояния, независимо от времени года, суток и метеорологических условий.

Машина способна успешно использоваться на высоте до 4500 м над уровнем моря, преодолевать перевалы высотой до 4650 м над уровнем моря и сохраняет работоспособность при наклонах в поперечной и продольной плоскостях на углы 25' и 35° соответственно. Согласно требованиям к ВАТ, «Торнадо-У» должен эксплуатироваться при использовании соответствующих марок и сортов топлива и масел при температурах окружающего воздуха от -50'С до +50'С. Средний ресурс «Торнадо-У» до капитального ремонта - не менее 200 ООО км. Средний срок службы автомобиля - не менее 25 лет. Регламентированный срок службы резинотехнических изделий составляет не менее 15 лет. Средний ресурс двигателя и основных агрегатов трансмиссии - не менее ресурса до капитального ремонта автомобиля, те. 200 000 км. Таким образом, дан старт развитию нового семейства военной автомобильной техники -семейству унифицированных автомобильных шасси с каркасно-панельной или бронированной кабиной. Это говорит о том, что отечественная автомобильная промышленность вновь ожила и способна обеспечивать Вооруженные Силы Российской Федерации самыми современными образцами военной автомобильной техники.

Основные ТТХ автомобильного шасси Урал-6370 "Торнадо-У» с модулем бортовой платформы
Колесная формула 6x6.1
Масса перевозимого груза, кг. 16000
Полная масса, не более, кг. 30000
Распределение полной массы автомобиля, кг:
- на передний мост 7500
- на колеса среднего и заднего мостов 22500
Масса буксируемого прицепа, кг. 12000
Максимальная скорость, не менее, км/ч. 100
Двигатель:
• марка ЯМЗ-652
• тип Дизельный, рядный, 6-цилиндровый
- номинальная мощность, не менее, кВт (л.с.) 323(440)
Трансмиссия - Механическая коробка передач, двухступенчатая раздаточная коробка с межосевым блокируемым дифференциалом, ведущие мосты с центральным и колесным редукторами, средний и задний мосты с блокировкой межколесных дифференциалов, с межосевой блокировкой на среднем мосту
Подвеска - Зависимая, рессорная
Рабочая тормозная система - Двухконтурная с пневматическим приводом с АБС
Кабина - Капотная, каркасно-панельной конструкции, трехместная, оборудованная системами вентиляции, отопления и кондиционирования
Модуль бортовой платформы - Оборудован боковыми и задними откидными и съемными бортами, сьемными дугами и тентом, устройствами для крепления кузова-контейнера многоцелевого назначения ГОСТ 18477
Колеса - Размерность 11,25-20
Шины - Размерность 16,00R20 с рисунком повышенной проходимости
Емкость топливного бака (баков), не менее, л 420
Запас хода по контрольному расходу топлива, определенному по ГОСТ 20306, км, не менее 1000
Габаритные размеры, мм  9850x2550x3350