Военно-транспортный самолёт C-17A «Globemaster III» предназначен для перевозки крупногабаритных грузов на межконтинентальную дальность и доставки их непосредственно на небольшие неподготовленные аэродромы. 29 августа 1981 года компания «McDonnell Douglas» (с 1997 года вошедшая в «Boeing») была выбрана в качестве основного разработчика для проекта создания нового тяжелого транспортного самолёта C-X по заказу ВВС США. Разработка проекта неоднократно прерывалась, и изготовление компонентов самолёта C-17A началось только в ноябре 1987 г., а сборка пероого опыт ного самолёта завершена в декабре 1990 г. Первый полет C-17A «Globemaster III» состоялся 15 сентября 1991 г. Благодаря ему повысились возможности США по стратегическим воздушным перевозкам.
Военный вариант представляет собой реактивный транспортный самолет с четырьмя турбовентиляторными двигателями F117-PW-100 с тягой по 164,6 кН оснащенных системой реверса, высоким расположением крыла с системой закрылков со сдувом пограничного слоя и Т-образным хвостовым оперением. Самолет C-17A «Globemaster III» имеет ставшую классической конфигурацию военно-транспортного самолёта: высокорасположенное крыло, большой фюзеляж с приподнятой хвостовой частью, заднефюзеляжный грузовой трап и обтекатели по обе стороны фюзеляжа для основных опор шасси. На C-17A также установлены крыло с суперкритическим профилем и с винглетами на законцовках и эффективные турбовентиляторные двигатели. Работе с коротких ВПП частично способствует система двухщелевых закрылков со сдувом пограничного слоя, отработанная при создании самолёта McDonnell Douglas YC-15. C-17A «Globemaster III» может спокойно работать на аэродромах, ранее запрещенных для использования реактивными транспортными самолётами. Реверс тяги на двигателях F117, аналогичных двигателям авиалайнера Boeing 757, позволяет перемещаться назад по отлогому склону или развернуться на узкой полосе.
Экипаж C-17A «Globemaster III» состоит из 2 пилотов и оператора десантных и погрузочно-разгрузочных работ. Грузопассажирская кабина объемом 599 куб.м оборудована 102 сиденьями (54 из них откидные, остальные съемные) для перевозки десантников. В кабине можно разместить и другие грузы, такие как 48 носилок для лежачих раненых и 54 для сидячих больных и их сопровождающих, или три вертолета АН-64 Apache, или грузовые сбрасываемые платформы 463L с грузом до 49896 кг. Погрузка осуществляется через усиленную заднюю грузовую рампу с гидравлическим приводом, выдерживающую нагрузку до 18150 кг. Кабина экипажа оборудована четырьмя многофункциональными дисплеями и индикаторами отображения информации на фоне лобового стекла для каждого пилота. Управление полетом осуществляется электродистанционной системой, у пилотов ручки управления нового типа. Несмотря на высокое расположение кабины экипажа, летчикам обеспечен хороший обзор. Остекление кабины может выдерживать удар большой птицы.
Единственный построенный прототип C-17A «Globemaster III» совершил свой первый полет 15 сентября 1991 года. Поставки в 17-ю транспортную эскадрилью, размещавшуюся на авиабазе Чарльстон (Южная Каролина), начались в июне 1993 года, и они постепенно заменяли C-141B StarLifter. Все это происходило на фоне непрекращающейся критики и противодействия созданию самолёта по внутриполитическим и финансовым причинам, которые уже привели к урезанию закупок C-17A с 210 до 120 самолётов, а в январе 1991 года число было уменьшено до 40. Однако постепенное снижение себестоимости и очевидные возможности нового транспортного самолёта привели к увеличению общего количества поставок до 120 машин (к 2005 году), затем были добавлены еще 15 для подразделений специального назначения. Летом 2009 года администрация президента Обамы выделила дополнительное финансирование на постройку еще 8 машин C-17A для ВВС США, помимо уже профинансированных 205 машин. Еще три самолёта дополнительно заложены в бюджет на 2010 год.
Находящиеся в эксплуатации C-17A постоянно подвергаются доработкам, а каждая партия новых машин представляла очередную модернизацию. Экспортные заказы включали самолёты для ВВС Великобритании (сначала 4 были в лизинге, потом выкуплены вместе с покупкой 5-го модификации Block 17, позже закуплен шестой самолёт), Австралии (4), Канады (3), НАТО (3, первый из которых поставлен 14 июля 2009 года) и Катара (2). Большую заинтересованность проявили Индия (до 10 самолетов) и Франция. В апреле 2008 года ВВС США признали, что в операциях в поддержку объявленной войны с терроризмом применяли C-17A в тактическом плане гораздо больше, чем намечалось ранее. Реверс двигателей использовался гораздо чаще, так как приходилось пользоваться худшими аэродромами, чем предполагалось. В результате отмечено растрескивание обшивки самолета в некоторых местах, но это вполне поддается ремонту. Компания «Boeing» также рассматривала создание гражданского варианта самолета под обозначением MD-17, но из этого ничего не вышло. Рассматривается возможность создания на основе транспортного самолета C-17A «Globemaster III» других вариантов: воздушного командного пункта, разведывательного самолета, самолета-заправщика и морского патрульного самолета.
Тактико-технические характеристики C-17A «Globemaster III»
Экипаж, чел. 3
Скорость, км/ч:
максимальная на высоте около 10 км 818
максимальная на высоте до 3 км 648
Практический потолок, м 13715
Дальность, км:
перегоночная 8710
действия 3520
Масса, кг:
максимальная взлетная 263100
пустого самолета 122000
Максимальная полезная нагрузка, кг 78110
Габариты самолета, м:
размах крыла 50,20
длина 53,04
высота 16,79
Двигатель: ТРДД Pratt & Whitney F117-P-100, кгс 4 по 18915