https://topwar.ru/uploads/posts/2017-12/thumbs/1513101093_00.jpg

23  ноября в небе над Сирией произошло знаковое событие не только с  политической, но и с военной точки зрения. Столкнулись российская и  американская концепции создания техники для воздушного боя.

В  этот день штурмовик Су-25 ВКС РФ наносил удары по позициям боевиков в  районе Меядина. Внезапно в работу нашего самолета вмешался истребитель  F-22 ВВС США. «Раптор» опасно маневрировал, выпускал тепловые ловушки.  Через некоторое время, как уточнили в российском Минобороны,  американский пилот начал выпускать тормозные щитки с постоянным  маневрированием, имитируя воздушный бой. В ответ российское командование  направило в район противостояния Су-25 и F-22 истребитель Су-35. Его  появление для американской стороны оказалось весьма неожиданным. F-22  увеличил скорость и удалился из сирийского воздушного пространства в  Ирак.

Официально об инциденте Минобороны России заявило только 9 декабря.  Поводом послужило обвинение со стороны Пентагона в том, что наши боевые  самолеты опасно сближаются с американскими машинами в небе Сирии. Между  тем сообщения о маневрах «Грача» и «Раптора» уже давно появились на  нескольких американских и арабских онлай-ресурсах. До 9 декабря эти  источники не воспринимались всерьез, но теперь информацию подтвердило  Минобороны РФ.

Это вызвало бурю в западных, особенно в  американских СМИ. Уважаемый авиационный ресурс The Aviationist выдал  большую статью, посвященную разбору произошедшего. Правда, большинство  иностранных экспертов и журналистов пошли по пути наименьшего  сопротивления. И списали все на очередной фейк от российского  Минобороны. Благо, за последнее время наше военное ведомство само давало  козыри западным СМИ.

Особенно едких комментариев удостоился  факт, что Су-35 смог испугать и отогнать F-22. Все-таки «тридцать пятый»  из поколения «4++», а американский «Раптор» – из пятого. И по мнению  западных журналистов, F-22 явно превосходит российский истребитель. Но  часть аналитиков и экспертов, скрепя сердце, признали, что в сложившейся  ситуации Су-35 представлял реальную угрозу «Раптору». Причем  специалисты блога The Avionist провели достаточно полное изучение  возможностей F-22 и «тридцать пятого», придя к выводу, что Су-35 имел  весьма высокие шансы сбить «Раптор». Правда, позже авторы серьезно  отредактировали статью, убрав все сравнение двух истребителей и оставив  лишь описание инцидента. Что же произошло в небе над сирийским Меядином.

Толчея в сирийском небе

Это  не первое столкновение американских и российских боевых самолетов.  Летом 2016 года самолеты ВКС РФ, предположительно Су-34, отработали по  базе ИГ (запрещенного в России) недалеко от иорданской границы. Объект  использовался США и Великобританией для подготовки умеренной оппозиции, и  незадолго до нашего рейда там находились порядка 30 спецназовцев ее  королевского величества.

Американские истребители F-18 были  перенацелены в район столкновения. Сблизившись с российскими самолетами,  они дали понять, что наши бомбят не ту цель, после чего Су-34 покинули  зону. Столкновение вызвало достаточно бурную реакцию в США. Но  Минобороны РФ заявило, что инцидента не было.

Сообщения о  воздушных инцидентах между американскими союзниками по антииигиловской  коалиции и ВКС РФ появлялись еще несколько раз. В частности, немецкие  СМИ опубликовали видео и фотографии того, как самолеты, похожие на  Су-35, сопровождали в воздушном пространстве Сирии  истребитель-бомбардировщик «Торнадо» люфтваффе, выполнявший  разведывательный полет. Спустя некоторое время уже Пентагон выложил  видео, снятое F-18: американские палубники сопровождают в сирийском небе  российские Су-35.

https://topwar.ru/uploads/posts/2017-12/thumbs/1513101121_01.jpg

С  чем связана такая активность в противостоянии ВКС РФ с американцами и  их союзниками? Ответ прост: ВВС США неоднократно наносили удары по  позициям правительственных войск, а летом нынешнего года палубная  авиация США даже сбила Су-22 ВВС Сирии. Объяснялось это тем, что он-де  бомбил не ИГ, а «умеренных» курдов.

Так что произошедшее 23  ноября вполне вписывается в общую картину. Су-25 работал по заданным  целям в районе Меядина. Возможно, удар «Грача» действительно пришелся,  по мнению американцев, не на тех, на кого следовало. Но скорее всего  американские военные, запутавшись, кто сегодня их союзник, а кто враг,  просто не разобрались в ситуации. F-22 начал демонстрировать пилоту  Су-25, что тот работает не по тем целям. Но российский пилот  проигнорировал американского коллегу и продолжил выполнять поставленную  задачу.

В силу уникальной конструкции и летных характеристик  дозвуковой низковысотный Су-25 весьма сложная цель для F-22. Будь на  месте российской машины самолет ВВС Сирии, «американец» скорее всего  сбил бы его. Но с «Грачом» пилоту F-22 пришлось демонстрировать все свои  умения, маневрируя на низких скоростях.

В сообщении Минобороны  России утверждается, что «Раптор» выпустил тормозные щитки. Однако в  конструкции F-22 не предусмотрены такие элементы. Самолет сбрасывает  скорость с помощью механизмов крыла и двигателей с изменяемым вектором  тяги. Но, видимо, российский пилот видел, что «американец» «распушил  крыло», и решил, что «американец» выпустил «тормозные щитки».

Скорее всего как только F-22 начал себя вести агрессивно, командование приняло решение вызвать Су-35.

С ореолом, но не орел

С  момента создания F-22 окружен ореолом уникальной, непобедимой машины.  «Раптор» создавался для дальнего воздушного боя. Его главное  преимущество – возможность поражать цели на большом расстоянии,  оставаясь незаметным для РЛС противника. Но F-22 не такой уж и  невидимый. Самолет можно легко наблюдать визуально. Но главный его  демаркирующий признак – тепловой след. Считается, что основной  инфракрасный излучатель на самолетах – работающие двигатели. В  частности, именно поэтому конструкторы F-22 забрали сопла в специальные  подвижные кожухи. С одной стороны, эти элементы конструкции снижают  выделение тепла, а с другой – служат элементами механизма управления  векторами тяги.

Однако главный поставщик тепла – фюзеляж, крылья и  другие элементы планера самолета. От трения с воздухом они серьезно  нагреваются, и спрятать это излучение весьма проблематично. Именно  поэтому в России уделяют пристальное внимание развитию  оптико-локационных систем. В частности, Су-35 получил уникальную ОЛС-35,  которая обнаруживает тепло самолетов на расстоянии 60–70 (по другим  данным – до 100) километров. Дальше пилоту достаточно с помощью системы  управления направить на цель головку самонаведения ракеты. Главное  преимущество ОЛС в том, что она в отличие от РЛС работает в пассивном  режиме и ничего не излучает. Поэтому засечь ее невозможно.

Но для  того, чтобы подойти к «Раптору» на дистанцию 60–70 километров, где ОЛС  начнет эффективно работать, надо преодолеть зону действия РЛС  американского истребителя. На борту F-22 стоит очень мощная станция  AN/APG-77 с активной фазированной решеткой. Правда, РЛС «Ирбис»,  установленная на Су-35, по своим характеристикам не очень-то проигрывает  американскому радару. Но «тридцать пятый» все-таки не такой  радионезаметный, как «Раптор». Поэтому российской машине необходимо  прорываться как можно ближе к F-22. И тут на помощь Су-35 приходит  уникальная станция радиоэлектронной борьбы «Хибины». Ее возможностей  достаточно, чтобы максимально снизить эффективность работы РЛС  AN/APG-77. Также Су-35 может предпринять коварный маневр – начать  сближаться с F-22 на предельно малой высоте, где от всевидящего ока  американской РЛС его скроет рельеф местности.

На расстоянии 60–70  километров на первый план выйдет сверхманевренность российского  истребителя и возможности его ОЛС-35. Причем в условиях постановки  радиоэлектронных помех F-22 лишится своего главного преимущества и уже  не сможет расстреливать противника с большой дальности, оставаясь при  этом недосягаемым.

Конечно, современный бой – сочетание многих  факторов. Это и самолеты дальнего радиолокационного обнаружения, и  зенитно-ракетные системы, наземные и воздушные комплексы  радиоэлектронной борьбы, а также автоматизированные системы управления.  Первые теоретические работы о возможных преимуществах сочетания ОЛС, РЭБ  и сверхманевренности на Западе появились еще в начале 2000-х годов.  Именно так австралийские эксперты обосновывали отказ от закупки новых  американских F-18, в то время как многие страны этого региона активно  закупали сверхманевренные российские Су-30. Правда, тогда такие выводы  были поставлены под сомнение. Более того, их назвали «маргинальными».  Властвовала концепция истребителей-невидимок с не очень высокими  тактико-техническими характеристиками, но мощными РЛС и дальнобойными  ракетами, воплощением которой и стал F-35.

Но в начале 2010-х  годов оказалось, что оптико-локационные станции и средства  радиоэлектронной борьбы – опасное для противника сочетание. В частности,  учебные бои между «Еврофайтерами» и F-22 показали, что последние  проигрывают тогда, когда европейцы задействуют свою ОЛС IRIS-T. При этом  «Еврофайтер» не может похвастаться хорошей маневренностью, за что его  даже называют «летающим утюгом», и мощными системами РЭБ. А ВВС США уже с  2015 года активно экспериментируют в направлении использования  подвесных прицельных контейнеров в воздушном бою.

«Сухой» подкрался незаметно

Итак,  23 ноября в районе маневрирования Су-25 и F-22 появился Су-35.  Насколько его появление было внезапным для ВВС США? Судя по всему,  российский истребитель добился полной неожиданности. Как это удалось?  Либо летчик задействовал «Хибины» и под их прикрытием проник в район,  либо Су-35 шел на предельно малой высоте. В пользу последней версии  говорит тот факт, что Су-25 – маловысотная машина. И в Сирии «Грачи»  редко поднимаются выше пяти тысяч метров. Исходя из того, что F-22  задействовал механизацию крыла, именно на малой высоте и произошел  инцидент.

Ниже пяти тысяч метров и в условиях ближнего боя  преимущество полностью перешло на сторону Су-35. При этом американский  пилот не мог понять, взял его российский коллега в прицел ОЛС-35 или  нет. Возможно, упомянутые в сообщении МО РФ тепловые ловушки, которые  отстреливал американский истребитель, были попыткой сбить  оптико-локационную станцию со следа. В сложившейся ситуации пилот  «Раптора» понял, что полностью проиграл, и предпочел максимально быстро  ретироваться.

По сути 23 ноября в боевой ситуации впервые  столкнулись две концепции. «Маргинальное» сочетание ОЛС, РЭБ и  сверхманевренности против «трендового» комплекта из мощного радара,  радиолокационной невидимости и дальнобойных ракет. За явным  преимуществом победили «маргиналы», что ставит под сомнение все  достигнутое западной авиационной мыслью за последние тридцать лет.
   
Автор: Павел Иванов
  Первоисточник: https://vpk-news.ru/articles/40364