Авиационная управляемая ракета класса "воздух-воздух" средней дальности AIM-120A AMRAAM (Advanced Medium-Range Air-to-Air Missile) предназначена для поражения маневренных воздушных целей противника в условиях интенсивных радиоэлектронных помех. Принята на вооружение в сентябре 1991 года. Ракета имеет крестообразное крыло небольшой площади и крестообразные хвостовые рули. В головном отсеке размещена аппаратура наведения, в которую входят две системы: командно-инерциальная и активная радиолокационная.
Командно-инерциальная система осуществляет наведение на начальном и среднем участках траектории полета. Активная радиолокационная система наведения автономно наводит ракету на конечном участке траектории после надежного захвата целей. Она имеет приемник, передатчик и антенну. Передатчик работает в 3-сантиметровом диапазоне волн. Антенна активной радиолокационной системы наведения размещается под носовым радиопрозрачным обтекателем.
МикроЭВМ, общая для всей аппаратуры наведения, выполняет функции управления, обеспечения командной связи, обработки радиолокационных сигналов и сигналов от взрывателя ракеты. Кроме того, она осуществляет контроль работоспособности основных узлов аппаратуры ракеты.
Ракета выполнена по нормальной аэродинамической схеме, оснащена инерциальной системой управления WGU-16B с активной радиолокационной головкой самонаведения, двухрежимным твердотопливным ракетным двигателем WPU-6/B, осколочно-фугасной боевой частью WDU-33/B массой 22 кг с радиовзрывателем FZU-49/B.
Боевая часть - осколочная, направленного действия, масса 11,5-23 кг. Ее подрыв осуществляется с помощью неконтактного взрывателя. Двигатель ракеты твердотопливный. Ракетыа AIM-120 AMRAAM имеет длину 3580 мм, диаметр 178 мм, размах крыла 526 мм, размах рулей 627 мм.
Активная радиолокационная ГСН обеспечивает полностью автономное наведение ракеты после надежного захвата цели. Антенна радиолокационной аппаратуры размещается под радиопрозрачным обтекателем (длина 530 мм, диаметр у основания 178 мм), изготовленным из керамики, армированной стекловолокном.
Типовая траектория наведения ракеты делится на три участка: командно-инерциальный, автономный инерциальный и активный радиолокационный. Обнаружение целей производится с помощью бортовой РЛС системы управления оружием самолета-носителя. Например, на истребителе F-18 «Хорнет» станция AN/APG-65 может выделять по таким характеристикам, как дальность и скорость сближения, 10 наиболее важных целей и непрерывно их сопровождать при сканировании (на индикаторе в кабине самолета отображаются 8 из них). После выбора цели летчиком ее координаты автоматически вводятся в инерциальную платформу ракеты. После пуска ракеты, в случае, если она не маневрирует, ее наведение производится с помощью инерциальной системы, а затем начинает работать активная радиолокационная.
Когда цель совершает маневры, производится коррекция ее координат. Для этого осуществляется передача соответствующих команд коррекции через боковые лепестки антенны РЛС самолета-носителя. Подобное ко-мандно-инерциальное наведение возможно одновременно для восьми ракет AIM-120A при их пуске по разным целям. При этом на самолетном индикаторе отображается величина оставшегося времени полета каждой ракеты до момента включения ее активной радиолокационной аппаратуры, что позволяет летчику вовремя прекращать передачу команд коррекции на ракеты, перешедшие в режим самонаведения. Такая остановка передачи команд коррекции может производиться также в случае прекращения маневрирования цели, когда ракета способна наводиться с помощью своей инерциальной аппаратуры до момента перехода на самонаведение. Подобный способ наведения применяется лишь при отсутствии радиотехнических помех.
Если цель осуществляет постановку активных помех, тогда бортовая аппаратура ракеты на среднем и конечном участках траектории полета может неоднократно переключаться в режим наведения на источник помех. В ближнем воздушном бою при визуальной видимости цели используется режим активного радиолокационного самонаведения.
Ракеты AIM-120A могут подвешиваться на пусковые устройства двух типов: с рельсовыми направляющими и с принудительным отделением при помощи пиропатронов. Первые сконструированы таким образом, что на них можно размещать и ракеты «Сайдуиндер». Устройства второго типа представляют собой несколько модифицированные существующие пусковые установки LAU-17 и LAU-92, которыми оснащаются самолеты F-14, F-15 и F-18. Они рассчитаны для подвески как ракет «Спэрроу», так и AIM-120A. Устройства обоих типов позволяют производить подвеску семи ракет на самолет F-14, шести на F-15, F-16, F-18 и F Мк.2 «Торнадо», четырех на F-4F «Фантом».
В 1994 году началось серийное производство модификации AIM-120B с перепрограммируемой системой управления WGU-41/B. В 1996 году создан вариант AIM-120C, оснащенный крылом и стабилизатором уменьшенного размаха, обеспечивающими размещение на внутренних узлах подвески. Ракеты применяются самолетами F-14D, F-15C/D/E, F-16C/D, F/A-18C/D, Tornado и Sea Harrier с авиационных пусковых устройств LAU-115, LAU-127A/A, LAU-128A/A и LAU-129A/A.