http://www.dogswar.ru/images/stories/tank/Leopard-1.jpg

Основной боевой танк Leopard 1 разрабатывался с 1956 года в рамках совместной с Францией программы создания единого «европейского» танка. Технические требования для разработки единого танка НАТО были опубликованы в ФРГ 25 июля 1956 года. В соответствии с ними масса машины должна была составлять 30 т, удельная мощность 30 л.с./т, запас хода — 350 км, ширина машины — не более 3150 мм, а вооружение состоять из 90-мм пушки. Броня должна была защищать от 20-мм снарядов на всех дистанциях. Предусматривалась установка многотопливного двигателя, наличие системы защиты от оружия массового поражения и применение торсионной или гидропневматической подвески.

Очень скоро выяснилось, что разработать единые техтребования куда проще, чем вести реальное проектирование танка по единой программе. Поэтому уже в 1957 году ФРГ и Франция приняли решение о параллельной разработке двух образцов танков. В 1963 году, еше до окончания сравнительных испытаний немецкого и французского прототипов, ФРГ окончательно отказалась от сотрудничества с Францией. В июне 1963 года под названием Leopard 1 танк был принят на вооружение бундесвера. Серийно производился в Германии с 1965 по 1979-й год фирмами Krupp-МаК и Krauss-Maffei AG (изготовлено 4024 единицы) и в Италии с 1974 по 1983 год (изготовлено 720 единиц).

Базовая модификация выпускалась с 1965-го по 1970 год четырьмя промышленными сериями, имевшими незначительные отличия друг от друга. Особенностями танка Leopard 1 являются сочетание литой башни и сварного грибообразного (в поперечном сечении) корпуса, а также отсутствие вращающейся командирской башенки. Вместо нее установлен панорамный прицел и смотровые приборы по периметру командирского люка. Верхний лобовой лист корпуса имеет наклон 60° при толщине брони 70 мм, Бортовая броня танка толщиной 20-45 мм обеспечивает защиту от бронебойных снарядов калибра 40 мм, осколков снарядов более крупного калибра и бомб. Относительно низкий силуэт (высота по крыше башни 2400 мм) затрудняет обнаружение танка и повышает его сопротивляемость ударной волне ядерного взрыва. Рабочее место механика-водителя находится в носовой части корпуса справа от оси танка. Слева от него размещается большая часть боекомплекта — 42 выстрела.

Следует отметить, что окончательному выбору орудия для «Leopard 1» предшествовала длительная дискуссия. Причем калибр орудия колебался от 90 до 120 мм, В конце концов, остановились на 105-мм нарезной английской пушке L7A3. которая в то время уже устанавливалась иа английском танке «Центурион» и американском М60. Так что такой выбор вполне отвечал требованию командования НАТО о стандартизации вооружения стран-участниц блока. Масса унитарного 105-мм выстрела позволяет заряжающему работать в темпе, близком к темпу заряжания 90-мм пушки, при значительно более высоком поражающем действии 105-мм снаряда по сравнению с 90-мм, Пушка снабжена симметричными противооткатными устройствами и электрогидравлическими приводами наведения. Эжектор, эксцентрично установленный на стволе орудия в зоне высокого давления пороховых газов, не уменьшает угол снижения пушки. Ствол имеет быстроразьемное соединение трубы с казенной частью. Боекомплект пушки состоит из 60 артвыстрелов. В него входят подкалиберные снаряды с отделяющимся поддоном, имеющие начальную скорость 1475 м/с, бронебойно-фугасные и кумулятивные снаряды.

С пушкой спарен 7.62-мм пулемет MG3. На крыше башни устанавливался зенитный пулемет аналогичного калибра, причем для этого могла использоваться как турель на люке командира, так и турель на люке заряжающего. Боекомплект пулеметов состоит из 5500 патронов. В кормовой части бащни, по бортам, смонтированы по четыре дымовых гранатомета.

Для веления огня из пущки используется оптический стереоскопический дальномер ТЕМ 2А, совмещенный с бинокулярным прицелом наводчика, вспомогательный телескопический шарнирный монокулярный прицел TZE 1А и панорамный перископический монокулярный прицел командира TRP 2А с ночным подсветочным каналом. Над стволом пушки установлен ИК-осветитель XSW-30-U, обеспечивающий дальность обнаружения цели ночью на дистанции до 1200 м. Оптические головки прицелов снабжены шторками, которые автоматически закрываются за 0,25 с до выстрела, исключая, таким образом, ослепление наводчика и командира от вспышки выстрела, что особенно важно при стрельбе ночью. Система управления огнем включает в себя электронный баллистический вычислитель.

На танке Leopard 1 устанавливается 10-цилиндровый V-образный четырехтактный дизель жидкостного охлаждения MTU MB 838 Са-М500 мощностью 830 л.с. (610 кВт) при 2200 об/мин. Рабочий объем двигателя составляет 37330 см. В одном блоке с ним устанавливается двухпоточная гидромеханическая трансмиссия ZF 4НР-250, состоящая из однореакторной комплексной гидропередачи с блокировочным фрикционом, автоматической планетарной коробки передач (4+2) и механизма поворота дифференциального типа. Общая масса блока двигатель-трансмиссия — 4600 кг. Блок крепится к корпусу танка с помошью четырех болтов. С помошью кран-балки он может быть заменен силами экипажа танка примерно за 20 минут. Расход топлива составляет 165 л на 100 км. Мотор может работать на дизельном топливе, авиационном керосине или бензине с октановым числом 92,

Двигатель позволяет 39,6-тонной боевой машине (уложиться в отведенные техзаданием 30 и даже в 35т так и не удалось) развивать максимальную скорость 62 км/ч. преодолевать угол подъема в 31°, ров шириной 3 м, стенку высотой 0.95 м и брод глубиной в 2,2 м.

Ходовая часть Leopard 1 включает в себя семь сдвоенных обрезиненных опорных катков на борт, четыре одинарных обрезиненных поддерживающих катка, ведущее колесо заднего расположения со съемными зубчатыми вениами и направляющее колесо, взаимозаменяемое с опорными катками. Подвеска — индивидуальная торсионная с телескопическими гидроамортизаторами на 1-. 2-, 3-, 6- и 7-м узлах подвески. Гусеница марки D139A2 цевочного зацепления, с резино-металлическим шарниром параллельного типа и съемными резиновыми подушками.

Экипаж танка состоит из четырех человек. В башне размешаются три члена экипажа; командир и наводчик справа от пушки, заряжающий — слева.

Leopard 1 оснашен фильтро-вентиляционной установкой, системой кондиционирования воздуха, навигационной аппаратурой, автоматической системой пожаротушения и обогревателем для экипажа. Средства связи состоят 113 УКВ-радиостанции SEM 70 и внутреннего переговорного устройства.

Модификации

Leopard 1 (1965-1970) — базовая модификация, выпускалась четырьмя промышленными сериями, имевшими незначительные отличия друг от друга. Изготовлено 1845 единиц.
Leopard 1А1 — модернизированный Leopard 1 первых четырех серий. На танке установлен двухплоскостной стабилизатор Cadillac-Gage, теплоизоляционный чехол ствола пушки, резино-металлические бортовые экраны, гусеницы D 640А со съемными резиновыми подушками, ОПВТ, система автоматического глушения двигателя. Боевая масса 41,5 т. Работы по модернизации начались в 1967 году.
Leopard 1А2 (1973 г.) — пятая серия. Усилено бронирование башни, установлены бесподсветочные приборы ночного видения механика-водителя и командира и более эффективный воздухоочиститель двигателя, усовершенствована ФВУ, Изготовлено 232 единицы.
Leopard 1A3 (1973-1974 гг,) - последние танки пятой серии. Кроме усовершенствований, введенных в А1 и А2, установлены сварная башня с разнесенным бронированием и клиновидная сварная маска пушки. Это позволило довести уровень защищенности танка в лобовой проекции до уровня американского танка M60A1. Боевая масса 43,4 т. Изготовлено 110 единиц.
Leopard 1А4 (1974 г.) — шестая серийная партия. На танке установлена объединенная СУО, в которую входят командирский комбинированный дневной/ночной панорамный перископический прицел PERI-RI2 со стабилизированной линией прицеливания, оптический стереоскопический прицел-дальномер EIVIES-12AI (без лазерной части) и электронный баллистический вычислитель FLER-H. Изготовлено 250 единиц.
Leopard 1A1A1 — Leopard 1A1 с дополнительной броневой зашитой башни фирмы Blohm und Voss. Экраны толщиной 20-30 мм устанавливались на бонках на некотором расстоянии от башни. Боевая масса 42,4 т.
Leopard 1A1A2 — Leopard 1A1A1, оснащенный тепловизионной системой наблюдения и прицеливания PZB 200,
Leopard 1A1A3 — Leopard 1A1A1 с радиостанцией SEM 80/90,
Leopard 1A1A4 — Leopard 1A1A2 с радиостанцией SEM 80/90.
Leopard 1A2A1 — Leopard 1A2. оснащенный тепловизионной системой наблюдения и прицеливания PZB 200.
Leopard 1A2A2 — Leopard 1A2 с радиостанцией SEM 80/90.
Leopard 1A2A3 — Leopard 1A2A1 с радиостанцией SEM 80/90.
Leopard 1A3A1 — Leopard 1A3. оснащенный тепловизионной системой наблюдения и прицеливания PZB 200.
Leopard 1A3A2 — Leopard 1A3 с радиостанцией SEM 80/90.
Leopard 1A3A3 — Leopard 1A3A1 с рааиостаниией SEM 80/90.
Leopard 1A5 — Leopard 1A1A1 и Leopard 1A1A2. оснашенные СУО EMES-18 и прицелом наводчика со встроенным лазерным дальномером и тепловизионным каналом, усовершенствованный стабилизатор пушки. С 1986 по 1992 год модернизировано 1225 единиц.
Leopard 1A5A1 — Leopard 1A5 с радиостанцией SEM 80/90.

Первые серийные «леопарды» поступили в 1966 году в батальоны 1-го армейского корпуса Бундесвера. Всего же с 1966 по 1974 год Бундесверу было передано 2437 боевых машин этого типа. »Леопарды» никогда не принимали участия в боевых действиях. В составе датского контингента использовались в миротворческой операции в Боснии. В настояшее время несколько танков с усиленной бронезащитой используются канадским контингентом в Афганистане.

Из зарубежных танков второго поколения «Leopard 1» обладал наилучшими характеристиками из-за низкого силуэта и неплохого для 1960-х годов уровня подвижности. В ходе разработки этого танка в ФРГ была воссоздана научно-исследовательская, конструкторская, а затем и производственная базы танкостроения. Проведенная в 1970-е годы модернизация несколько повысила уровень защищенности танка, однако он не смог соответствовать возросшим требованиям конца 1970-х годов и в результате был заменен новым танком третьего поколения «Leopard 2».

По состоянию на 1 января 2010 года танки «Leopard 1» различных модификаций находились на вооружение в Австралии (71 единица, все на хранении). Бельгии (43 Leopard 1A5), Бразилии (250 Leopard 1A1), Германии (563, на начало 2008 года), Греции (509), Дании (180), Италии (120 Leopard 1A5), Канады (86), Норвегии (84), Турции (171) и Чили (226, из них 29 — на хранении).

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА Leopard 1
БОЕВАЯ МАССА, т; 39.6,
ЭКИПАЖ, чел.: 4.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 9540, ширина - 3250, высота (по крыше башни) — 2400, клиренс — 440,
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка L7A3 калибра 105 мм. 1 спаренный пулемет MG3 калибра 7,62 мм, 1 зенитный пулемет МG3 калибра 7,62 мм, 8 пусковых установок для пуска дымовых гранат.
БОЕКОМПЛЕКТ: 60 выстрелов. 5500 патронов,
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: оптический стереоскопический дальномер ТЕМ 2А, совмещенный с бинокулярным прицелом наводчика, вспомогательный телескопический шарнирный монокулярный прицел TZE 1А, панорамный перископический монокулярный прицел командира с ночным подсветочным каналом,
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса — 70. борт — 35. корма — 25, башня — 60.
ДВИГАТЕЛЬ: MTU MB 838 Са — М500. 10-цилиндровый V-образный четырехтактный дизель жидкостного охлаждения; мошность 830 л.с, (610 кВт) при 2200 об/мин., рабочий объем 37 330 см',
ТРАНСМИССИЯ: ZF 4НР-250. двухпоточная гидромеханическая, состоит из однореакторной комплексной гидропередачи с блокировочным фрикционом, автоматической планетарной коробки передач (4+2), механизма поворота дифференциального типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ; семь сдвоенных обрезиненных опорных катков на борт, четыре одинарных обрезиненных поддерживающих катка, ведущее колесо заднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное), направляющее колесо; подвеска индивидуальная торсионная с телескопическими гидроамортизаторами на 1-, 2-, 3-, 6- и 7-м узлах подвески; гусеница D 139А2 с РМШ параллельного типа и съемными резиновыми подушками.
СКОРОСТЬ МАКС,, км/ч: 62,
ЗАПАС ХОДА, км: 600,
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град, - 31; ширина рва, м — 3; высота стенки, м — 0,95; глубина брода, м — 2,2 (с ОПВТ - 4 м),
СРЕДСТВА СВЯЗИ; радиостанция SEM 70 и переговорное устройство.