Разработка танка Chieftain FV4201 была начата специалистами государственного научно-исследовательского института боевых машин FVRDE (Fighting Vehicle Research & Development Establishment) совместно с инженерами фирмы Vickers Defence Sistems в 1956 году. Полигонные и войсковые испытания проводились с 1963 года. Первоначально классифицировался как тяжелый пушечный танк (Heavy Gun Tank), предназначенный для качественного усиления средних пушечных танков Centurion. Вскоре после принятия на вооружение в мае 1963 года переклассифицирован в основной боевой танк и предназначался уже для замены танков Centurion и тяжелых пушечных танков Conqueror. Серийно производился с 1965 по 1983 год государственным заводом в г.Лидс и заводом фирмы Vickers в г.Эльсвик. Изготовлено 2260 (по другим данным 2265) единиц.
Английские танковые части получили 837 танков Chieftain FV4201, которые никогда не принимали участия в боевых действиях под британским флагом. Танки Chieftain FV4201 поставлялись на экспорт в Иран (707 Chieftain FV4201 Mk3/3P и Mk5/5P+ 187 FV4030/1), Иорданию (350), Кувейт (153) и Оман (29).
Танк Chieftain FV4201 имеет классическую компоновку. Отделение управления расположено в передней части танка, боевое — в средней, МТО — в кормовой. Корпус — сварной, собран из литых и катаных деталей. На броню приходится примерно 53% массы танка. Верхняя лобовая деталь корпуса имеет толшину 120 мм, борта — 38 мм, кормовой лист — 25,4 мм, днище — 16 мм. Башня литая, толщина ее лобовой части — 195 мм, крыши — 45 .мм. Повышение уровня защищенности танка достигнуто не только за счет увеличения толщины брони, но и за счет рационального расположением броневых листов, резкого уменьшения высоты машины и ее забронированного объема. Впервые в мировом танкостроении механик-водитель располагается полулежа, в результате высоту передней части корпуса удалось уменьшить до 1178 мм, одновременно увеличив наклон лобового бронелиста.
Для усиления защиты от мин сиденье механика-водителя крепится к бронеплите, установленной на расстоянии 50 мм от дниша корпуса — таким образом, получается местное разнесенное бронирование днища. Лобовая деталь корпуса имеет наклон 72° к вертикали, бортовые листы установлены под углами 10°, угол наклона лобовой части башни — 60°. Башня довольно сложной формы: проектирование ее велось как бы вокруг экипажа и оборудования, которые она, «обтекала» с целью уменьшения площади поверхности. Амбразура пушки выполнена шириной всего 225 мм, за счет чего удалось свести к минимуму ослабленную зону в лобовой части башни.
Рабочее место механика-водителя находится в отделении управления и расположено по оси танка. Спинка сиденья механика-водителя может устанавливаться в трех фиксированных положениях с наклоном в 45°, 50' или 55°. В положении по-походному, с открытым верхним люком, сиденье поднимается, а спинка занимает положение с углом наклона 55°. Управление поворотом танка осуществляется с помощью двух рычагов, регулируемых, как и спинка сиденья, по углу наклона. При закрытом люке механик-водитель ведет обзор окружающей местности через один неподвижный широкоугольный перископический наблюдательный прибор.
В трехместной вращающейся башне сосредоточено основное и вспомогательное вооружение танка. Основным вооружением является 120-мм нарезная пушка L11, установленная в приливе лобовой части башни без броневой маски. На пушке установлены теплозащитный кожух и эжектор для продувки канала ствола после выстрела. Ствол изготовлен из высококачественной стали методом злектрошлакового переплава и рассчитан на 550 выстрелов. Для повышения точности стрельбы и упрощения эксплуатации пушки в ее конструкции были применены симметричное расположение двух тормозов отката, совмещение оси цапф с осью канала ствола, быстроразьемное соединение трубы ствола с казенником и встроенный контроль давления в накатнике. Углы наведения орудия в вертикальной плоскости составляют на «Чифтене» от -10° до +20°.
120-мм пушка L11 имеет раздельное заряжание. Пороховые заряды находятся в полностью сгораюших шелковых мешочках. Контейнеры для размещения пороховых зарядов изготовлены из огнеупорного материала и имеют рубашки со специальной жидкостью предотвращающей возникновение пожара. Воспламенение заряда при выстреле происходит с помощью запальных трубок, подаваемых автоматически из-под казенной части пушки. Емкость магазина в механизме подачи — десять трубок. Заряжание пушки производится вручную, с помощью гидромеханического досылателя. Вертикально расположенный клиновой затвор автоматически открывается при накате ствола после выстрела. Опытный экипаж может производить из орудия до восьми выстрелов в минуту. Оптимальным считается следующий режим ведения огня: первая минута — десять выстрелов. последующие четыре — по шесть, затем — перерыв для охлаждения ствола.
Специально для нового орудия были разработаны два типа снарядов: бронебойный подкалиберный L15A4 и бронебойно-фугасный L31 с пластичным взрывчатым веществом и деформирующейся головной частью. Бронебойно-фугасному снаряду уделялось особое внимание, поскольку этот боеприпас считался универсальным, заменяющим и традиционные фугасные снаряды, и кумулятивные. Боекомплект — 53 выстрела (19 подкалиберных и 34 бронебойно-фугасных). Максимальная скорость разворота башни 22 град./с, наведения орудия в вертикальной плоскости — 5 град./с. Приводы наведения — электрические. Начальная скорость снаряда L15A4 — 1371) м/с, снаряда L31 — 670 м/с. На танках Chieftain FV4201 Mk.2 с пушкой были спарены два пулемёта: один L8A1 калибра 7.62 мм устанавливался слева от орудия и один пристрелочный L21A1 калибра 12.7 мм — над пушкой.
Пушка и спаренные с ней пулемёты стабилизированы в двух плоскостях. Система стабилизации разработана на базе аналогичной системы танка «центурион». Несмотря на стабилизацию орудия, основным режимом ведения огня является стрельба с места. Система управления огнем позволяет наводчику до подхода к рубежу открытия огня наводить орудие на
цель, остановка нужна только для произведения выстрела из пушки.
Высота боевого отделения от пола до крыши башни составляет 1730 мм. Места командира и наводчика находятся справа от орудия, заряжающего — слева. При ведении стрельбы заряжающий работает стоя. У наводчика установлены основной монокулярный перископический прицел Вагг & Stroud TLS № 9 Mk.1 с 1- и 10-кратным увеличением и дублирующий телескопический оптический прицел AFV № 26 Mk.1 с 7-кратным увеличением: оба прицела имеют независимую стабилизацию поля зрения в горизонтальной плоскости. Бинокулярный перископический оптический прицел командира с 1- или 15-кратным увеличением AFV № 37 Mk.3 смонтирован в передней части вращающейся командирской башенки. Посредством оптического канала командир может отметить выбранную цель в поле зрения прицела наводчика. Прицеливание орудия возможно как наводчиком, так и командиром, причем действия последнего считаются приоритетными. Стрельба ночью ведется с помошью ИК-прицелов AVL1A1, которые устанавливаются вместо дневных прицелов командира и наводчика. Для подсветки целей на левой стороне башни установлен ксеноновый прожектор №2 Mk.3.
Расстояние до цели на дистанциях до 2000 м определяется с помошью пристрелочного 12,7-мм пулемёта. При стрельбе фугасными снарядами с закрытых позиций необходима подготовка данных, как и при ведении огня из обычных буксируемых пушек. Командирская башенка для лучшего удержания цели в прицеле и удобства наблюдения при развороте башни вращается в сторону, противоположную направлению разворота, сохраняя неизменной линию визирования; время полного разворота — 16 с. В башенке установлено девять неподвижных перископических наблюдательных приборов AFV № 49 с суммарным полем зрения 360°- Командирский люк — двустворчатый. Обзор заряжающему обеспечивается через перископический наблюдательный прибор кругового вращения AFV №30 Mk.1.
По бортам в передней части башни смонтированы два шестиствольных 66-мм дымовых гранатомета. В кормовой нише башни установлены две радиостанции: УКВ-диапазона и коротковолновая. Последняя обеспечивает устойчивую связь в радиусе 8 км и имеет 181 канал, УКВ радиостанция имеет 481 канал связи, в нее интегрировано танковое переговорное устройство. Предусмотрена возможность подключения к танковому переговорному устройству полевых телефонов, для чего в кормовом листе корпуса предусмотрены специальные разъемы. Танк оснашен системой защиты от ОМП и системой пожаротушения.
В МТО установлен многотопливный двухтактный 6-цилиндровый оппозитный дизель жидкостного охлаждения L60 фирмы Leyland мощностью 585 л.с. Он имеет вертикальное расположение цилиндров; в одном цилиндре находятся два противоположно двигающихся поршня. Запуск двигателя осуществляется в нормальных условиях с помощью электростартера, на морозе — гидростартером или вспомогательным дизелем. Работа электрогенератора и гидростартера, дублирующего электростартер, обеспечивается вспомогательным 3-иилиндровым оппозитным дизелем Coventry Climax H30 № 4 мощностью 23 л.с. Трансмиссия — механическая TN12 фирмы Merritt-Wilson. Переключение передач осуществляется ножной педалью. Внутренний объем МТО примерно 6 м". Для облегчения технического обслуживания дизель, трансмиссия, радиаторы, вентиляторы, система охлаждения, масляный фильтр и ряд других агрегатов смонтированы в единый блок, для замены которого в полевых условиях требуется 30 минут.
Ходовая часть Chieftain FV4201 практически идентична ходовой части танка «Центурион» и включает шесть опорных катков на сторону. Она имеет заднее расположение ведущих колес. Опорные катки двускатные, с резиновыми шинами и съемными стальными дисками. Поддерживающие катки (по три на борт) также двускатные, обрезиненные. Гусеницы — с открытыми шарнирами последовательного типа и съемными асфальтоходными подушками (по одной на трак). Механизм натяжения гусениц — кривошипно-червячного типа. Ходовая часть для зашиты от легких кумулятивных противотанковых средств прикрыта стальными четырехсекционными экранами толщиной 10-15 мм.
Танк Chieftain FV4201 по сравнению с танками M60A3 и Leopard-1 имел лучшую броневую защиту лобовой проекции и пушку большего калибра. Однако низкая подвижность танка, которую не удалось устранить при модернизации из-за принятой схемы ходовой части и невозможности форсирования двигателя, не позволила ему превзойти M60A3 по всему комплексу тактико-технических характеристик.
Модификации
Chieftain FV4201 Mk.1 (1965 г.) — предсерийный вариант с двигателем мощностью 585 лс. Изготовлено 40 единиц.
Chieftain FV4201 Mk.2 (1966 г.) — первая массовая серийная модификация. Литая башня, комбинированная конструкция корпуса (литая лобовая часть, остальное — из катаных листов), полулежачее расположение механика-водителя. 120-мм нарезная пушка L11A2 с боеприпасами раздельного заряжания и длиной ствола 55 калибров. Двигатель L60 Мк 4 мощностью 650 л.с. Подвеска типа Хорстман. Боевая масса 51,6 т. Экипаж 4 человека, Изготовлено 532 единицы.
Chieftain FV4201 Mk.3 (1969 г.) — двигатель L60 №4 Мк 6 мощностью 720 л.с., командирская башенка №15 Мк 2 с одностворчатым люком, оснащенная усовершенствованной оптикой и зенитным пулеметом L37A1. Углы наведения пулемета в вертикальной плоскости от -10° до +75°. Прицеливание пулемk.3/3 (1970 г.) — лазерный дальномер Вагг & Siroud №1 Мк 2, интегрированный в основной прицел наводчика; двигатель L60 №4 МкбА мощностью 730 л.с.: 120-мм пушка L11A3; более мощный вытяжной вентилятор в боевом отделении. Изготовлено 29 единиц.
Chieftain FV4201 Mk.3/3P (1970 г.) - экспортный вариант Chieftain FV4201 Mk.3 для Ирана.
Chieftain FV4201 Mk.4 (1970 г.) — опытный вариант с увеличенным запасом топлива и уменьшенным боекомплектом для пристрелочного пулемета. Изготовлено 2 единицы.
Chieftain FV4201 Mk.5 (1971 г.) - Chieftain FV4201 Mk.3/3 с двигателем L60 №4 Мк 7А, модернизированная пушка L11A5 с коллиматором для выверки прицела наводчика, модернизированный пристрелочный пулемет, СУО IFCS, командирская башенка №21 с теплопеленгатором XL 161. Усовершенствованная система ПАЗ. Повышена живучесть ствола пушки. Изготовлено 97 единиц.
Chieftain FV4201 Mk.5/5Р (1971 г.) — экспортный вариант Chieftain FV4201 Mk.5 для Ирана. Двигатель L60 №4 Мк 8А мощностью 750 л.с. Изготовлено 785 единиц.
Chieftain FV4201 Mk.5/5К (1971 г.) - экспортный вариант Chieftain FV4201 Mk.5 для Кувейта. Изготовлено 165 единиц.
Chieftain FV4201 Mk.6 (1976 г.) - Chieftain FV4201 Mk.2, модернизированный до уровня Chieftain FV4201 Mk.5.
Chieftain FV4201 Mk.7 (1976 г.) - Chieftain FV4201 Mk.3 модернизированный до уровня Chieftain FV4201 Mk.6.
Chieftain FV4201 Mk.8 (1976 г.) - Chieftain FV4201 Mk.3/3 модернизированный до уровня Chieftain FV4201 Mk.6.
Chieftain FV4201 Mk.9 (1981 г.) — Chieftain FV4201 Mk.6. оснащенный СУО IPCS.
Chieftain FV4201 Mk.10 (1981 г.) - Chieftain FV4201 Mk.7, оснащенный СУО IPCS.
Chieftain FV4201 Mk.11 (1981 г.) - Chieftain FV4201 Mk.8, оснащенный СУО IPCS, тепловизионным прицелом наводчика, новой системой ПАЗ и блоками пассивной броневой защиты Stillbrew, установленными на передней части башни и корпуса.
Chieftain FV4201 Mk.12 (1981 г.) - Chieftain FV4201 Mk.5 модернизированный до уровня Chieftain FV4201 Mk.11.
Chieftain FV4201 Mk.15 — экспортная модификация для Омана. Изготовлено 15 единиц.
Chieftain FV4030/1 — усовершенствованный экспортный вариант для Ирана с модернизированной подвеской, увеличенной емкостью топливных баков и усиленной броневой зашитой. Изготовлено 187 единиц.
Серийные танки Chieftain FV4201 начали поступать в войска в 1966 году. Первым боевые машины модификации Chieftain FV4201 Mk.2 получил 11-й гусарский полк Британской Рейнской армии. Проверку боем «чифтены» прошли в ходе ирано-иракской войны в составе иранской армии. Наиболее крупная операция с их участием была проведена 6-8 января 1981 года в долине Хархи. Иранцы атаковали в направлении г.Абадан силами 16-й танковой дивизии (до 300 танков «Чифтен» и американских М60). Иракцы выдвинули им навстречу свою танковую дивизию (300 танков Т-62). В результате трехсуточного боя иранская дивизия была разгромлена. Ирак объявил об уничтожении 214 иранских танков. В ходе этого боя окончательно выяснилось, что 115-мм бронебойно-подкалиберный снаряд пушки танка Т-62 гарантированно пробивает лобовую броню английского танка, и в дальнейшем иранские танкисты избегали лобового столкновения с современными танками советского производства.
В ходе этой войны некоторое количество иранских «чифтенов» было захвачено иракскими войсками. Второй раз пополнить свой танковый парк боевыми машинами такого типа Ирак смог в 1990 году после оккупации Кувейта. Кувейтская армия не оказала никакого сопротивления, и более полутора сотен имевшихся на ее вооружении «чифтенов» попали в руки иракцев.
В настоящее время танки Chieftain FV4201 имеются в Иране (около 200, вероятно все в небоеспособном состоянии), Иордании (90, в резерве) и Омане (27, в резерве). Что касается английской армии, то в ее составе сохранились только БРЭМ и мостоукладчики на базе танков этого типа.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА Chieftain FV4201 Mk.5
БОЕВАЯ МАССА, т: 55.
ЭКИПАЖ, чел.: 4.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 10 800, ширина — 3500, высота (по крыше башни) — 2640, клиренс — 510.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка L11A5 калибра 120 мм, 1 спаренный пулемет L8A1 калибра 7,62 мм, 1 зенитный пулемет L37A1 калибра 7,62 мм, 1 пристрелочный пулемет L21A1 калибра 12,7 мм (у танков без лазерного дальномера), 12 пусковых установок для пуска дымовых гранат калибра 66 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 64 выстрелов, 6000 патронов калибра 7,62 мм, 600 патронов калибра 12,7 мм.
СТАБИЛИЗАТОР ВООРУЖЕНИЯ: двухплоскостной электромеханический,
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: дневной перископический бинокулярный и ночной электронно-оптический активный прицелы командира, основной перископический бинокулярный прицел наводчика с ночным активным каналом и встроенным лазерным дальномером Вагг & Stround № 1 Мк 2, вспомогательный телескопический шарнирный монокулярный прицел наводчика; для подсветки целей на танке установлен ксеноновый ИК-прожектор № 2 Мк 3 (с середины 1980-х голов все ночные прицелы — бесподсветочные)
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса — 120, борт — 38, корма — 25,4, днище — 16, башня — 45 — 195.
ДВИГАТЕЛЬ: Leyland L60 №4 Мк 7А, 6-цилиндровый двухтактный дизель жидкостного охлаждения с вертикальнорядным расположением цилиндров и противоположно движущимися поршнями; мощность 750 л.с. (552 кВт) при 2100 об/мин.
ТРАНСМИССИЯ: Merritt-Wilson TN12, центробежный главный фрикцион сухого трения, шестиступенчатая планетарная коробка передач (6+2), дифференциальный механизм поворота, однорядные бортовые передачи
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: шесть сдвоенных обрезиненных опорных катков на борт, три сдвоенных поддерживающих катка, ведущее колесо заднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное), направляющее колесо; подвеска блокирования со спиральными пружинами и гидравлическими амортизаторами одностороннего действия (на первых тележках подвески каждого борта); гусеницы шириной 610 мм с открытым шарниром и съемными асфальтоходными подушками.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч; 48.
ЗАПАС ХОДА, км: 300.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 30, ширина рва, м — 3,15, высота стенки, м — 0,91, глубина брода, м — 1 (с ОПВТ - 4,5 м),
СРЕДСТВА СВЯЗИ; симплексная УКВ радиостанция VK/VRC-353 и переговорное устройство.