http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay/M109.jpg

В 50-е годы на вооружении американской армии находились 155-мм САУ M44 и 105-мм САУ M52, разработанные на базе легкого танка M41. Обе самоходные артиллерийские установки имели ряд недостатков: ограниченный угол обстрела, незначительный запас хода и большой вес, который затруднял их транспортировку по воздуху. По этой причине в 1953 году американцы приступили к разработке новой, более мощной самоходной установки T195, лишенной недостатков, свойственных M44 и M52. Однако лишь в 1961 году модифицированная версия T195E1 была стандартизирована и пошла в серийное производство под обозначением M109.

Такая задержка объясняется изменениями, которые были внесены в первоначальный проект, предусматривавший установку не 155-мм, а 156-мм гаубицы, а также использование узлов и агрегатов плавающего бронетранспортера M113. Первые серийные машины появились в 1962 году, всего же с тех пор было выпущено более 4000 самоходных гаубиц M109. Данная цифра говорит о том, что самоходная гаубица этого типа и по сей день остается самой распространенной в мире.

Корпус машины выполнялся методом сварки из листов алюминиевой брони, которая защищала экипаж от светового излучения ядерного взрыва, осколков снарядов и огня малокалиберного оружия. Борта и корма корпуса устанавливались вертикально, верхний лобовой лист имел значительный угол наклона, оставаясь горизонтальной, крыша корпуса тянулась до самой кормы. На корме машины устанавливалась большая закрытая башня кругового вращения с почти полукруглым лобовым листом. В бортах башни имелись прямоугольные люки, которые открывались назад.

В САУ M109 была принята компоновка с передним расположением моторно-трансмиссионной группы. Боевое отделение в виде башни кругового вращения с установленной в ней 155-мм гаубицей размещалось в кормовой части корпуса. В нем находились пять членов экипажа из шести: командир, наводчик и три заряжающих. Механик-водитель располагался в передней части корпуса слева от двигателя. В корме самоходки имелся большой двухстворчатый люк для загрузки боеприпасов. Войти в машину или покинуть ее экипаж мог через люки в боковых стенках и корме башни, а также через два люка в крыше башни. Над командирским люком, который находился справа, был установлен 12,7-мм зенитный пулемет «Браунинг» M2.

Основным вооружением самоходной гаубицы M109 являлась 155-мм гаубица, удлиненный ствол которой был оснащен двухкамерным дульным тормозом и эжектором. Наведение гаубицы в вертикальной плоскости осуществлялось в диапазоне углов от -3° до +75°. Стрельба велась выстрелами раздельного заряжания. В состав боекомплекта входили 36 выстрелов. Машина оснащалась подъемником и досылателем с гидравлическими приводами, которые облегчали процесс заряжания гаубицы и увеличивали ее скорострельность. Кроме того, на корме машины находился мощный откидной сошник с гидравлическим приводом, обеспечивавший устойчивость машины при стрельбе. Двигатель, агрегаты трансмиссии и ходовая часть M109 были такими же, что и у самоходной гаубицы M108. В целях увеличения пулестойкости конфигурация носовой части корпуса САУ M109 по сравнению с носовой частью M108 была изменена за счет придания броне больших углов наклона.

В боекомплект гаубицы входят выстрелы картузного заряжания с управляемым снарядом M712, осколочно-фугасными снарядами M107 и M549, кассетными снарядами M449, M483, M692, M718, M731, M741, ядерным снарядом M454, дымовым снарядом M116, химическим снарядом M121 практическим снарядом M804.

Для вождения машины ночью в распоряжении механика-водителя имелся инфракрасный перископ. Некоторые количество машин было оснащено системой защиты от оружия массового поражения. САУ M109 может преодолевать вплавь водные преграды: машина удерживается на воде с помощью специального комплекта плавсредств, состоящего из шести надувных прорезиненных контейнеров и трех волноотражающих щитков. Движение на плаву осуществляется перемоткой гусениц. Гаубица может вести огонь с воды, но только с целью произведения «шумового эффекта» вследствие того, что горизонтальное наведение в этом случае не удается, а наведение поворотом корпуса на ходу приводит к потере меткости стрельбы.

После первой модернизации самоходная установка получила обозначение M109A1. От базовой модели она отличалась только более длинным стволом, снабженным эжекционным устройством и дульным тормозом. Если максимальная дальность стрельбы M109 составляла 14600 м, то M109A1 могла послать стандартный фугасный снаряд на расстояние 18100 м.

В 1963 году для 155-мм гаубиц M109 в США приняли на вооружение снаряд M454 с ядерным боеприпасом W-48 мощностью 0,1 кт, длиной в 5,5 клб и массой 58 кг. Максимальная дальность стрельбы таким снарядом составляла 14 км, а минимальная – 2 км.

В 1972 году американская армия выдала фирмам «Тексас Инстументс» и «Мартин Мариетта» контракт на разработку и производство управляемого реактивного снаряда, получившего название «Копперхэд» и предназначавшегося специально для САУ M109A1. По результатам программы испытаний, проводившихся в 1974 году, контракт на окончательную реализацию этого проекта получила фирма «Мартин Мариетта». «Копперхэд» представлял собой противотанковый кумулятивный снаряд, оснащенный лазерной головкой наведения, электронным оборудованием и крылышками-стабилизаторами, которые раскрывались после вылета снаряда из ствола гаубицы. Система работала следующим образом: наблюдатель засекал танк противника, который мог находиться на расстоянии до 20 км от самоходной установки, и вводил приблизительные координаты цели в систему управления огнем, после чего гаубица производила выстрел в направлении танка. Наблюдатель сразу же «подсвечивал» цель своим лазером-идентификатором, и «Копперхэд» наводился на цель для ее точного поражения.

В середине 70-х годов самоходная гаубица M109 была модернизирована еще раз и получила индекс M109A2. Основной целью модернизации являлось улучшение баллистических данных гаубицы. В обеих системах (M109 и M109A1) удлинили ствол и увеличили заряд. Дальность стрельбы обычными 155-мм осколочно-фугасными снарядами возросла до 22000 м. Кроме того, в боекомплект M109A2 вошли активно-реактивные снаряды. Масса модернизированных гаубиц несколько возросла, но, по мнению американских специалистов, это не слишком отразилось на проходимости и маневренности САУ.

В последующие годы самоходная гаубица M109 еще не раз подвергалась модернизации, в результате чего появились такие модификации, как M109A3 (M109A1 с рядом усовершенствований, включая новый способ крепления орудия в маске башни), M109A4 (M109A2 или M109A3 с усовершенствованной системой защиты от оружия массового поражения и др.), M109A5 (усовершенствованная M109A4).

В конце 80-х годов на вооружение армии США стала поступать модификация M109A6 с новой башней, усовершенствованной системой управления огнем, новой радиостанцией УКВ диапазона, навигационной аппаратурой и аппаратурой контроля состояния основных систем, усовершенствованной подвеской и боле мощным бронированием. Дальность стрельбы возросла до 30 км.

САУ M109 состояли на вооружении армий различных стран мира и подвергались модификациям, которые соответствовали их специфическим потребностям:

• M109A3G – немецкая версия самоходки M109G, отличается рядом усовершенствований, внесенных в конструкцию самой гаубицы, по бокам башни установлены дымовые гранатометы;
• Pz.HG.66 – швейцарская версия;
• M109L – итальянская модификация, гаубица приспособлена для стрельбы боеприпасами нового типа, разработанными для буксируемой 155-мм гаубицы FH70;
• M109AL – израильская версия М109;
• М109 Taiwan – на шасси М108/М109 открыто установлено 155-мм орудие;
• М992 – подвозчик боеприпасов на шасси М109, имеет полностью закрытый корпус, приспособленный для снабжения 155-мм боеприпасами самоходной гаубицы М109, находящейся на огневой позиции; состоит на вооружении армий Саудовской Аравии, Испании, Таиланда и США;
• FDC – самоходный пункт управления артиллерийским огнем, используется то же шасси и корпус, что и у подвозчика боеприпасов М992; состоит на вооружении армий Греции и Тайваня.

Характеристики M109

Экипаж, чел. 6
Макс. угол возвышения пушки, град 75
Макс. угол склонения пушки, град -3
Длина c пушкой вперёд, мм 9120
Длина корпуса, мм 6190
Ширина общая, мм 3150
Высота по крыше башни, мм 2800
Масса боевая, кг 24948
Преодолеваемая стенка, м 0,53
Макс. угол подъёма, % 60
Крен, % 40
Преодолеваемый ров, м 1,83
Преодолеваемый брод, м 1,07
Ширина колеи, мм 2788
Длина опорной поверхности гусеницы, мм 3962
Ширина гусеницы, мм 381

Вооружение
Тип Гаубица
Калибр, мм 155
Модель - M185
Кол-во 1
Боезапас х 1 - 34

Тип - Пулемёт зенитный
Калибр, мм 12,7
Кол-во 1
Боезапас х 1 - 500

Двигатель
Тип дизель
Модель Detroit Diesel Model 8V-71T
Цилиндры 8
Кол-во 1
Мощность, л.с. 405