https://topwar.ru/uploads/posts/2021-10/1634918064_1-zastavka.png

Успех  боя зависит от твердого, непрерывного, устойчивого, оперативного и  скрытого управления подразделениями. В этих целях создается система  координации, в которой функционально связаны органы и пункты управления,  а также система связи.

И именно связь играет важнейшую роль в общей системе  управления, обеспечивая командирам и штабам руководство деятельностью  подчиненных войск, согласование взаимных усилий соседей и частей  различных родов войск, передачу сигналов, а также руководство всеми  видами боевого, технического и тылового обеспечения.

Предисловие

До  XIX века беспроводная радиосвязь в делах бытовых была просто фантазией.  И даже после появления радио в самом конце XIX века прошло немало  времени, прежде чем радио стало популярным предметом военного и  домашнего обихода.

Радио было первым устройством, позволяющим  осуществлять массовую коммуникацию. Это позволило передавать информацию  повсюду, не только на национальном, но и на международном уровне.

Разработка  радио началась в 1893 году, когда Николай Тесла продемонстрировал  беспроводную радиосвязь в Сент-Луисе, штат Миссури. Его работа заложила  основу для тех ученых, которые трудились над усовершенствованием радио,  которым мы сейчас пользуемся.

Развитие практической, если можно  так сказать, радиосвязи началось после того, как в 1895 году А. Поповым,  а годом позже – итальянцем Г. Маркони были созданы радиоприёмники,  которые могли передавать и принимать сигнал, то есть осуществлять  радиосвязь. Демонстрация А. Поповым функционирования созданной им  радиоаппаратуры и осуществленной с её помощью беспроводной передачи  сигналов впервые состоялась 7 мая 1895 года.

До Первой мировой  войны радио в основном использовалось для связи с кораблями,  находившимися в море. В то время корабль, уходя в море, порывал все  отношения с берегом и жил в период плавания своей собственной жизнью.  Теперь же радио позволяло кораблю связаться с берегом при любых  условиях, где бы он ни находился.

Например, первые опыты применения радио на отечественном флоте  были проведены в марте 1897 года. Тогда А. Попов из Кронштадтского  порта установил радиосвязь с яхтой «Рыбка» на расстоянии 650 м.

Летом  и осенью следующего 1898 года под непосредственным руководством того же  А. Попова, была установлена радиосвязь между транспортом «Европа» и  крейсером «Африка» на расстоянии около 3 миль.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-10/1634918148_2.png
Первые попытки наладить радиосвязь между кораблями

Первая мировая и появление Wireless communications tank

С Первой мировой войной важность радио стала очевидной, и его полезность значительно возросла.

Во  время войны военные использовали радиосвязь (wireless communication или  «беспроводная связь» в терминологии тех лет) почти исключительно, и она  стала бесценным инструментом для отправки и получения сообщений  вооруженным силам в режиме реального времени без необходимости  использования, как раньше, физического посыльного. В этот период  разрабатываются первые перевозимые на транспорте и носимые солдатом  радиостанции.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-10/1634918124_3.jpg
Английские связисты работают на переносной рации Trench Set, 1917 г.

В 1917 году в Англии появился первый бронированный транспортер беспроводной связи.

Им  стал танк Мк. I, на котором было установлено оборудование,  обеспечивающее возможность двусторонней аудиосвязи с помощью кода Морзе.  До этого все танки на поле боя должны были полагаться либо на физическую, либо на визуальную связь.

Физическое  общение было достигнуто с помощью почтовых голубей. В каждом танке  находилось по четыре голубя, которых держали в плетеной корзине. Их  запускали из люков в спонсонах танков. Сообщение вкладывали в упаковку  цилиндрической формы, прикрепленную к ногам птицы.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-10/1634918133_4.jpg
Сообщение готово к передаче. Так выглядела эсэмэска первой половины войны

Визуальная коммуникация была в форме семафоров и сигнальных флагов.

Флажки  или подвижные планки семафора используются, чтобы передать информацию  на расстояние, которое позволяет принимать сигнал невооруженным глазом.  Обычно это не более 1 км. Расстояние может быть увеличено до 3 км, если  для приема сигнала использовать оптические приборы.

На  бронированных машинах связь семафоров обеспечивалась либо механической  мачтой, снабженной лопастями, прикрепленными к крыше танка, либо вручную  через люки в задней части боевой машины. Использовали три основных  цвета, в которые окрашивали диски семафора: белый, красный и зеленый. Их  сочетание давало определённый сигнал или информацию. Так, если экипаж  замечал противника, это передавалось сочетанием двух цветов – белого и  красного.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-10/1634918120_5.jpg
В  конструкцию семафора входит мачта, поворотные крылья (а), обычно 2 или  3, и неподвижное крыло (b), называемое индексом. На концах поворотных  крыльев были закреплены круги. Определенное положение подвижных крыльев  соответствует определенной букве

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-10/1634918127_6.jpg
Положение семафора на танке Мк. V. На крыльях хорошо видны белые круги сигнализации

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-10/1634918085_7.jpg
А это танковый флажковый семафор в действии. Послевоенное фото 1920-х годов

Однако были проблемы с обоими методами.

Голубь  был односторонним сообщением, и на него нельзя было ответить (не говоря  уже о том, что он мог потеряться, быть застреленным или даже  съеденным).

«Семафор» хотя и представлял двусторонний метод, но  был ненадежен в периоды плохой видимости, например, при раннем утреннем  тумане или густом едком дыме, который так часто накапливался на поле  боя.

После появления танка, он стал основным оружием  прорыва обороны противника. Но в бою мог настать момент, когда пехота  может отстать от танков или танки в пылу атаки вынуждены будут  оторваться от нее.

Что тогда делать, как вернуть или остановить продвижение танков?

А если танки нарвутся на противника и им потребуется поддержка, как тогда быть?

Поэтому  в начальный период войны за некоторыми танками пытались проложить  телефонный кабель для аудиосвязи с экипажем. Но кабель часто обрывался,  цепляясь за обломки на поле боя, или перерезался осколками мин и  снарядов при обстрелах.

Решением таких проблем и стала беспроводная связь.

С  появлением на поле боя усовершенствованной модели танка Mk. IV было  решено несколько уцелевших в боях танков Mk. I переоборудовать в  специальные и учебные машины. Одной из специальных машин и стали танки с  беспроводной связью или, как тогда говорили, «сигнальные танки».

Оборудование для связи

Эксперименты по установке беспроводного устройства внутри танка начались в июне 1917 года.

В  тот момент танки модели Mk. I предполагалось использовать в качестве  экспериментальных машин. При этом с бронированных машин все оружие и  соответствующее внутреннее оборудование было демонтировано. Этого было  достаточно, чтобы обеспечить место для беспроводного оборудования связи. 

Первоначальный предполагаемый метод заключался в использовании  танков в качестве бронированных транспортных средств, которые будут  нести все оборудование радиоприемных станций, чтобы установить его в  подходящих местах после того, как атакующие войска, в том числе и танки,  очистят немецкие окопы и начнут двигаться дальше.

Вскоре все поняли, что такой метод для ведения маневренных боевых действий не подходит.

После недолгих раздумий было решено приступить к установке антенны на самих танках.

Спонсоны  обычно несли на себе основное вооружение танка. Как указывалось выше,  от вооружения избавились, а освободившееся пространство использовалось  как место для беспроводного оборудования. Беспроводной набор был  установлен в правом спонсоне с небольшим операционным столом,  добавленным слева.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-10/1634919104_8.jpg
На фото видна внутренняя часть правого спонсона танка и беспроводного комплекта внутри

Комплект  и сопутствующие системы питались от двух дополнительных 10-вольтовых  аккумуляторных батарей и небольшой динамо-машины, установленной на  двигателе.

В танках использовали три вида беспроводного оборудования:

1. W/T Trench Set Mk. I:  1916 г., непрерывная волна, частота передачи 500–1400 циклов в секунду  (герц), частота приема 500–1400 циклов в секунду (герц), выходная  мощность – 30 Вт, дальность действия 5 миль (8 км), антенна 15 футов  (4,6 м). Количество произведенных станций – 199 шт.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-10/1634919133_9.jpg
Trench Set Mk. I

2. W/T Trench Set Mk. II:  1917 г., непрерывная волна, частота передачи 340–1850 циклов в секунду  (герц), частота приема 340–1850 циклов в секунду (герц), выходная  мощность – 30 Вт, дальность действия 5 миль, антенна 2x4 фута (0,6х1,2  м) или одиночная 15 футов. Произведено 133 шт.

3. W/T Trench Set Mk. III:  1917 г., состояла из приемника и передатчика в отдельных корпусах.  Непрерывная волна, частота передачи 450–1450 циклов в секунду (герц),  частота приема 450–1450 циклов в секунду (герц), выходная мощность – 30  Вт, диапазон 2–5 миль (3,2–8 км). Вес приемника 17 фунтов (7,65 кг),  передатчика – 18,5 фунтов (8,3 кг). Антенна 2x4 фута или одиночная 15  футов. Количество изготовленных передатчиков 2 853, количество  изготовленных приемников –2 650 шт.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-10/1634919161_10.jpg
Передатчик Trench Set Mk. III

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-10/1634919092_11.jpg
Приемник Trench Set Mk. III

Для связи между абонентами использовали код Морзе.

Сигнал  передавался через антенну высотой 15 футов (4,6 метра). Если танк был в  движении, антенна располагалась горизонтально на крыше танка. Когда при  передаче и приеме танк был неподвижен, мачта антенны поднималась. Мачта  поддерживала антенный кабель, который через крышу танка соединялся с  радиостанцией. Длина кабеля составляла примерно 200 футов (61 метр).  Слева и справа от мачты для ее устойчивого положения были натянуты  тросы.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-10/1634919122_12.png
Боковая проекция танка беспроводной связи на базе корпуса Mk. I «самка». Рисунок Бернарда Бейкера, Escodrion

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-10/1634919146_13.jpg
Королева  Мария Текская осматривает танки (в частности, танк беспроводной связи) и  личный состав в центральных хранилищах и мастерских танкового корпуса в  Эрине, 7 июля 1917 года. Ее сопровождает генерал Хью Эллес, командующий  танковым корпусом (справа)

В это же время  радиопередатчики начали ставить на аэропланы. Поэтому идея связать  воедино самолет и танк, как сказали бы сейчас – в единую информационную  сеть, стала очевидной.

С этой целью во Франции и Великобритании  были испытаны различные типы антенн, чтобы проверить эффективность  беспроводной телефонной связи авиации  с танком. Ниже представлена первая страница отчета лейтенанта Артура  Рэгга (8-й эскадрон Королевских ВВС), на которой показан один из  вариантов антенны, похожей на современную «бегущую» волну. Из отчета  можно понять, что устойчивая связь с самолетом обеспечивается при длине  антенны 30,5 м на дальности до 3,5 км при скорости самолета до 150 км/ч.  Позже работа из Франции была передана на авиабазу ВВС Великобритании в  Биггин-Хилл, что на южной окраине Лондона.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-10/1634919683_14.jpg

Другой  тип приемной антенны для беспроводной/телефонной связи, опробованный на  Биггин-Хилл, можно увидеть на фотографиях ниже. На танке Mk. IV под  номером 402 в передней части корпуса расположена антенна типа «гибкая  панель». Кабель антенны (указан стрелками) выходит из правого смотрового  окна, и, по-видимому, крепится к нижнему правому углу панели.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-10/1634919756_15.jpg

Еще  одно изображение 402-го на Биггин-Хилл показывает гибкую «whip aerial»,  торчащую из задней части правого спонсона. Возможно, это та же антенна,  что на фото выше. Но, скорее всего, это иной вариант антенны,  испытанной во Франции, и названный «удочка».

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-10/1634919673_16.jpg
Участие в боях

Боевые  рапорты и соответствующие фотографии танка Wireless communications  крайне редки. Но исходя из имеющегося малого объема информации, мы можем  сделать вывод, что танки беспроводной связи применялись в боевых  действиях в 7 милях к югу от Ипра в регионе Западной Фландрии в Бельгии в  июне 1917 года.

По крайней мере, еще один танк Mark IV был  преобразован в танк беспроводной связи в сентябре 1917 года. Он  использовался в районе Менин-роуд, который находился всего в 2 милях к  востоку от Ипра. Этот Mk. IV использовал радиомачту, но вместо того,  чтобы устанавливать ее на танк, она стояла вертикально на земле рядом с  ним.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-10/1634919731_17.jpg
«Сигнальный танк» в районе Менин-роуд. Около танка видно мачту антенного кабеля, вкопанную в землю

Третий эпизод боевого использования танков беспроводной связи – это битва при Камбре (20 ноября – 7 декабря 1917 года).

Здесь  танки связи использовались в качестве командирских танков. Однако число  танков неизвестно. Знаем только, что тогда использовались стандартные  комплекты для артиллерии (приемные станции «continuous wave»), которые  были перенесены на боевые танки. В бою они оказались непригодными, так  как антенну пришлось устанавливать вне танка.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-10/1634919717_18.jpg
Фотография танка связи в лоб, показывающая, какой высоты была передающая мачта

Испытания  по передаче информации при использовании беспроводной связи прошли  настолько успешно, что в августе 1918 года танковым корпусом были  заказаны 288 Mk. III с 96 комплектами радиостанций мощностью 120 Вт.  Последняя разработка танка беспроводной связи произошла в июле 1918  года, когда проводились очередные испытания беспроводных телефонов для  связи «танк-танк» и «танк-самолет».

1 сентября 1918 года на  конференции британских ВВС и Танкового корпуса, которая проходила в  штаб-квартире Танкового корпуса, полковник Хью Эллес предоставил  британским ВВС информацию о том, как работает беспроводная система.  После этого участники конференции начали работы над тем, как связать  системы британских ВВС и Танкового корпуса и улучшить коммуникацию между  ними. Об этом свидетельствует письмо генерал-майора Филиппа Гейма  Командованию RAF от 4 сентября 1918 года. Ниже представлен фрагмент  этого письма.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-10/1634919729_19.jpg

Через  два месяца война закончилась, и начатые работы были приостановлены, так  и не дойдя до своей практической реализации. Только десятилетиями позже  эти идеи удалось воплотить в жизнь.

В настоящее время точно  неизвестно, сколько таких танков было построено, где производились и кем  переоборудовались. Так же не обнаружено никаких отчетов об «истории сражений» во время Первой мировой войны, написанных командирами танков с беспроводным оборудованием.

Автор:Фещук Михаил