Производство и проблемы
Один из предсерийных танков K2, 2012 г.
С середины девяностых годов южнокорейское агентство оборонных разработок ADD проектировало перспективный основной танк, обозначенный как K2 Black Panther. Опытно-конструкторские работы удалось завершить только к концу следующего десятилетия, и в начале десятых стартовала серия. В ходе разработки, испытаний и запуска производства ОБТ K2 столкнулся с характерными проблемами, которые негативно повлияли на темпы производства и перевооружения армии.
Проект и его проблемы
Головным разработчиком перспективного ОБТ являлось агентство ADD. Также к проекту привлекли несколько коммерческих предприятий, которым затем предстояло участвовать в производстве. К примеру, сборку техники планировалось доверить компании Hyundai Rotem, входящей в состав Hyundai Motor Group. Нескольким другим организациям доверили разработку ключевых агрегатов.
Целью проекта K2 являлось создание «национального» танка с высокими тактико-техническими характеристиками и максимально возможной степенью локализации. Основная масса узлов и компонентов должна была иметь южнокорейское происхождение. В отдельных случаях допускалось использование иностранных разработок, выпускаемых в Южной Корее по лицензии. Как стало ясно позже, эту задачу удалось решить только частично.
В ходе разработки большое внимание уделялось моторно-трансмиссионному отделению. Танк собирались оснастить дизельным двигателем DV27K мощностью 1500 л.с. от компании Doosan. Фирме S&T Dynamics заказали проектирование шестиступенчатой автоматической трансмиссии EST15K. Ключевые агрегаты МТО планировалось объединить в быстросменный силовой блок.
Танк предсерийной партии на учениях, 2014 г.
Проектирование танка и ключевых узлов серьезно затянулось. Наиболее сложным оказалось создание силовых агрегатов с требуемыми параметрами мощности и надежности. Тем не менее, к 2007-2008 гг. удалось изготовить опытную партию двигателей и трансмиссий для использования при строительстве танков-прототипов.
Испытания нескольких опытных ОБТ продолжались до начала десятых годов и завершились с неоднозначным результатом. Основная часть узлов и систем подтвердила расчетные характеристики сразу или после некоторой доработки. Одновременно с этим вновь проявились все проблемы по линии МТО. Двигатель и трансмиссия не выдавали необходимую мощность, часто ломались и т.д.
Новый силовой блок
В существующем виде танк K2 не соответствовал всем требованиям и не мог быть принят на вооружение. В связи с необходимостью совершенствования силового блока запуск серийного производства, ранее запланированный на 2010-12 гг., сдвигался на неопределенное время.
Для скорейшего запуска серии был предложен обновленный план работ по танку. В соответствии с ним, промышленность должна была в кратчайшие сроки переработать K2 под существующее и доступное МТО, провести необходимые испытания и поставить ОБТ такой версии в производство. Параллельно следовало продолжать работы по собственным агрегатам – по готовности они должны были заменить импортные агрегаты.
Танки первой серии на учениях, 2016 г.
В качестве временной меры был выбран интегрированный силовой блок EuroPowerPack немецкого производства. Он включает дизельный двигатель MTU MT883 Ka-501 мощностью 1500 л.с., пятиступенчатую автоматическую трансмиссию Renk HSWL 295TM и ряд дополнительных систем. Переделка танка под EuroPowerPack не заняла много времени и не потребовала серьезных изменений конструкции.
В конце 2011 г. заказчик утвердил такой проект, и Управление закупок Минобороны (DAPA) заказало предсерийную партию из 15 танков. Изделия под общим обозначением XK2 были построены и переданы армии в 2012-14 гг. На базе одной из сухопутных частей была организована опытно-войсковая эксплуатация, в ходе которой танки с импортным МТО полностью подтвердили свои характеристики.
Танки в серии
По результатам войсковой эксплуатации ОБТ K2 получил рекомендацию к серийному производству. В последних числах декабря 2014 г. DAPA выдало компании Hyundai Rotem заказ на производство первой серийной партии из 100 танков. Стоимость техники превысила 900 млрд вон (820 млн долл. США) – порядка 9 млрд вон или 8,2 млн долл. за танк. Также завод получил опцион на вторую партию из 100 танков.
Благодаря наличию задела первые танки удалось достроить уже в ноябре 2014 г., т.е. до формального размещения заказа. Последние машины были переданы войскам в конце 2015 г. В течение 2015-16 гг. сотня ОБТ K2 прошла все необходимые проверки и процедуры, после чего была распределена между строевыми частями.
Сразу после сдачи первой серии был реализован имевшийся опцион. При этом твердый контракт расширили до 106 танков при сохранении общей стоимости на прежнем уровне. Вторая серийная партия ОБТ должна была отличаться от первой составом МТО: на нее собрались ставить агрегаты южнокорейского производства от Doosan и S&T Dynamics. Сдача этой техники была запланирована на 2016-17 гг.
Сборка первых танков второй серии стартовала в конце 2015 г. и была выполнена в установленный срок. Однако осенью 2017 г. DAPA сообщило, что эта техника не может быть принята на вооружение. В ходе ее испытаний перед отправкой в войска выяснилось, что южнокорейская трансмиссия EST15K по-прежнему не показывает требуемую надежность.
В связи с этим было принято решение о переоснащении танков с применением «гибридного» МТО. Предлагалось сохранить южнокорейский двигатель DV27K, а неудачную трансмиссию заменили надежным агрегатом от Renk. Все 106 танков планировалось перестроить в течение 2018-20 гг.
В связи с организационными и иными трудностями, а также из-за характерных проблем прошлого года выполнение работ затянулось. Передача переоснащенных танков с «гибридным» силовым блоком продолжается до сих пор и еще не завершена. Впрочем, ожидается, что в ближайшие месяцы все улучшенные K2 поступят в части.
Следующая партия
В прошлом сообщалось, что в планах южнокорейской армии есть и третья серия техники численностью в 100 ед. В ноябре прошлого года стало известно о подписании соответствующего контракта, однако планы по строительству были сокращены вдвое. Кроме того, вновь приняты неоднозначные меры, связанны с моторно-трансмиссионным отделением.
По условиям контракта, в третью серию войдут 50 танков. Их строительство начнется после завершения обновления предыдущей техники и завершится в 2023 г. Поскольку компания S&T Dynamics до сих пор не завершила доводку своего изделия EST15K, танки вновь получат немецкую трансмиссию для южнокорейского двигателя.
По всей видимости, производство третьей серии уже не столкнется с какими-либо проблемами. Двигатель фирмы Doosan уже доведен до нужного состояния, а немецкая трансмиссия изначально соответствовала всем требованиям. Комбинированное корейско-немецкое МТО прошло все необходимые испытания и подтвердило высокие характеристики, а танки с ним уже поступают в войска и не вызывают нареканий.
Неполный успех
В рамках четырех контрактов южнокорейская армия заказала строительство 271 танков K2 одной предсерийной и трех серийных партий. Более 200 единиц уже переданы заказчику и распределены между частями. В ближайшее время завершатся работы по обновлению ОБТ второй серии, а к концу 2023 г. ожидается еще полсотни машин.
Весьма вероятно, что производство танков K2 Black Panther продолжится и после 2023 г. Согласно предыдущим сообщениям, армии требуется не менее 300-350 новых танков, которые позволят частично заменить технику нескольких устаревших типов. Можно ожидать, что следующий контракт на десятки танков появится уже в 2022-23 гг. – когда подрядчик будет завершать строительство уже заказанной серии.
В целом проект K2 получает положительные оценки, однако события последних лет показывают, что он не справился с одной из главных задач. Локализация силового блока выполнена не полностью: собственный двигатель разработан и доведен до производства, тогда как появление эффективной и надежной южнокорейской трансмиссии вновь сдвинуто на неопределенный срок.
Макет танка K2 серийного облика (на переднем плане) и модификации K2PL для Польши (сзади)
Использование готовых импортных агрегатов привело к некоторым репутационным издержкам, но позволило вовремя запустить серийное производство танков. Такой подход полностью себя оправдал – и доказательства его правильности уже несколько лет служат в строевых частях.
Впрочем, применение иностранных комплектующих привело к новым трудностям. Южная Корея планирует продавать свой танк третьим странам и уже ведет переговоры с потенциальными покупателями. Кроме того, она предоставила свои технологии Турции для разработки ее ОБТ Altay. Наличие импортных агрегатов может накладывать определенные ограничения при организации экспорта техники или даже угрожает сотрудничеству с некоторыми заказчиками.
Импорт и его будущее
Ввиду отсутствия необходимого опыта Южная Корея не смогла быстро и качественно разработать перспективный основной танк и все агрегаты для него. Основную часть работ успешно выполнили, но силовой блок оказался чрезмерно сложной задачей. В результате серийные K2 Black Panther пришлось строить с применением импортных агрегатов.
Удастся ли южнокорейской промышленности завершить доводку новой трансмиссии и довести ее до эксплуатации, неизвестно. При этом уже возникают вопросы о целесообразности такого шага. Танки K2 с немецкими агрегатами соответствуют всем требованиям, а перестройка производства или переоснащение готовых машин связаны с новыми трудностями. Вполне возможно, что танки K2 так и останутся с немецкими трансмиссиями, доступными и надежными.
Автор:Рябов Кирилл
Использованы фотографии:Минобороны Южной Кореи